logo
Диплом

3.1 Тенденции развития информационной политики в Смоленской области.

Анализ процесса взаимодействия органов государственной власти и СМИ позволяет отметить как положительные стороны, так и определенные проблемные моменты, характеризующие недостаточный уровень использования имеющегося потенциала PR-деятельности.

Для того чтобы проследить тенденции развития информационной политики в регионе, нами были разработаны два социологических опроса, которые должны четко показать, на сколько эффективно на сегодняшний день взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации в Смоленской области.

Первый опрос (см. Приложение 3), был разработан для населения Смоленской области, и в нем приняли участие граждане трех возрастных групп:

1.Студенты от 20 до 23 лет (причем, опрос проводился среди студентов специальностей «Государственное и муниципальное управление» и «Журналистика»).

2. Граждане в возрасте от 24 до 35 лет.

3.Граждане в возрасте от 36 до 55 лет.

Цель социологического исследования: понять, насколько эффективно, по мнению населения Смоленской области, взаимодействие в регионе органов государственной власти и СМИ.

В исследовании приняли участие 40 человек, исследование проводилось анонимно.

Таблица 1. Ответы на вопрос: «Откуда, из каких источников вы обычно получаете информацию о том, что происходит в Смоленской области?», %

Группа

Предложенные варианты ответов

Интернет-СМИ

Областное ТВ

Социальные сети, форумы

Общение с друзьями, родственниками

Областные газеты

Областное радио

Студенты от 20 до 23

80%

19%

23%

48%

0%

0%

Граждане от 24 до 35

40%

40%

20%

60%

50%

0%

Граждане от 36 до 55

30%

40%

10%

60%

60%

10%

По данным опроса, среди студентов, главным источником получения информации является Интернет-СМИ (социальные сети, форумы, блоги и тд.) – 80%; а такие источники как областные газеты и радио, данной возрастной группой абсолютно не воспринимаются. Граждане от 24 до 35 в большей степени получают новую информацию в процессе общения со своим окружением – 60%. Граждане от 36 до 55 главным источником получения информации так же называют общение со знакомыми, членами семьи 60%, но так же еще выделяют областные газеты 60%, как один из источников получения информации о регионе.

Таблица 2. Ответы на вопрос: «Как вы считаете, в смоленских СМИ ситуация в нашей области освещается в целом объективно или необъективно?», %

Группа

Предложенные варианты ответов

Объективно

Необъективно

Затрудняюсь ответить

Студенты от 20 до 23

28%

52%

20%

Граждане от 24 до 35

50%

30%

20%

Граждане от 36 до 55

30%

30%

40%

Студенты от 20 до 23 в больше степени полагают, что в смоленских СМИ ситуация в нашей области освещается необъективно 52%, граждане до 35лет, полагают наоборот, граждане до 55 лет в большинстве случаев затрудняются ответить на данный вопрос.

Таблица 3. Ответы на вопрос: «Если говорить в целом, Вы доверяете или не доверяете информации, размещенной в региональных СМИ о событиях, происходящих в регионе?», %

Группа

Предложенные варианты ответов

Доверяю

Не доверяю

Затрудняюсь ответить

Студенты от 20 до 23

41%

30%

29%

Граждане от 24 до 35

60%

20%

20%

Граждане от 36 до 55

40%

40%

20%

По результатам опроса, 41% студентов доверяют информации размещенной в региональных СМИ, так же как и две оставшиеся возрастные группы, 60 и 40% соответственно.

Таблица 4. Ответы на вопрос: «Насколько объективно, по Вашему мнению, представлена деятельность органов власти Смоленской области в областных СМИ?», %

Группа

Предложенные варианты ответов

Объективно

Необъективно

Затрудняюсь ответить

Студенты от 20 до 23

19%

61%

20%

Граждане от 24 до 35

30%

30%

40%

Граждане от 36 до 55

40%

40%

20%

Большинство студентов полагают, что деятельность органов государственной власти в областных СМИ представлена необъективно - 61%

Граждане от 24 до 35 лет, по большей мере затрудняются ответить на данный вопрос, а по мнению граждан от 6 лет, мнения разделились в равной мере.

Таблица 5. Ответы на вопрос: «Насколько оперативно, по Вашему мнению, смоленские СМИ предоставляют последние новости о ситуации в области?», %

Группа

Предложенные варианты ответов

Оперативно

Не оперативно

Затрудняюсь ответить

Студенты от 20 до 23

80%

20%

0%

Граждане от 24 до 35

40%

30%

30%

Граждане от 36 до 55

30%

40%

30%

Все возрастные группы, кроме граждан от 36 до 55 лет склонны полагать, что региональные СМИ оперативно предоставляют информацию.

Таблица 6. Ответы на вопрос: «Какой из источников информации, по Вашему мнению (федеральные или региональные СМИ), наиболее точно отображает действительность по той или иной ситуации в Смоленской области?

Группа

Предложенные варианты ответов

Федеральные

Региональные

Затрудняюсь ответить

Ни те, ни другие

Студенты от 20 до 23

38%

52%

10%

0%

Граждане от 24 до 35

40%

40%

20%

0%

Граждане от 36 до 55

60%

30%

0%

10%

При ответе на данный вопрос прослеживается тенденция того, что с увеличением возраста, граждане все больше предпочитают получать информацию из федеральным СМИ.

Таблица 7. Ответы на вопрос: «Если говорить в целом, насколько эффективно Вы оцениваете работу региональных СМИ?», %

Группа

Предложенные варианты ответов

СМИ работают эффективно

Удовлетворительно

Недостаточно эффективно

Неэффективно

Студенты от 20 до 23

12%

38%

50%

0%

Граждане от 24 до 35

20%

60%

10%

10%

Граждане от 36 до 55

30%

40%

30%

0%

В большей степени, респонденты удовлетворительно оценивают эффективность работы региональных СМИ.

Таблица 8. Ответы на вопрос: «Какова, по Вашему мнению, степень влияния государственной власти на предоставляемую информацию в региональных СМИ?», %

Группа

Предложенные варианты ответов

Очень высокая

Высокая

Средняя

Незначительная

Минимальная

Студенты от 20 до 23Граждане от 24 до 35

15%

36%

31%

14%

4%

Граждане от 24 до 35

0%

50%

30%

20%

0%

Граждане от 36 до 55

20%

50%

30%

0%

0%

Все респонденты, в большей мере полагают, что степень влияния государственной власти на предоставляемую информацию в региональных СМИ, высокая.

Второй опрос (см. Приложение 4), был разработан для представителей государственной власти и СМИ:

1.Работники Управления общественных связей и информационной политики Департамента по внутренней политике Смоленской области.

2. Работники редакции печатного издания «Смоленская Газета».

Цель социологического исследования: понять, насколько эффективно взаимодействие представителей государственной власти и СМИ Смоленской области.

В исследовании приняли участие 20 человек, исследование проводилось анонимно.

Таблица 1. Ответы на вопрос: «По вашему мнению, насколько эффективно взаимодействие органов государственной власти и СМИ».

Группа

Предложенные варианты ответов

Эффективно

Удовлетворительно

Неэффективно

СМИ

50%

50%

0%

Гос. власть

70%

30%

Таблица 2. Ответы на вопрос: « В каком из каналов распространения информации наиболее активно прослеживается сотрудничество органов государственной власти и СМИ?».

Группа

Предложенные варианты ответов

Печатная пресса

Радио

ТВ

Интернет порталы

СМИ

100%

10%

40%

40%

Гос. власть

20%

0%

90%

40%

Таблица 3. Ответы на вопрос: «Как вы считаете, насколько сильно прослеживается зависимость региональных СМИ от позиции органов власти?».

Группа

Предложенные варианты ответов

Сильно

Средне

Слабо

СМИ

70%

30%

0%

Гос. власть

10%

90%

0%

Таблица 4. Ответы на вопрос: «Какова, по вашему мнению, степень взаимного доверия между органами государственной власти и СМИ?»

Группа

Предложенные варианты ответов

Значительная

Высокая

Удовлетворительная

Низкая

СМИ

10%

30%

60%

0%

Гос. власть

20%

70%

10%

0%

Таблица 2.5. Ответы на вопрос: «По вашему мнению, насколько сильно население, заинтересованное в получении информации о состоянии региона, удовлетворено взаимодействием органов власти и СМИ?»

Группа

Предложенные варианты ответов

Удовлетворено

Затрудняюсь ответить

Неудовлетворенно

СМИ

50%

50%

0%

Гос. власть

70%

30%

0%

Таблица 2.6. Ответы на вопрос: « Как вы считаете, в перспективе, будет ли укрепляться взаимное сотрудничество между органами власти и СМИ?»

Группа

Предложенные варианты ответов

Да

Нет

СМИ

100%

0%

Гос. власть

100%

0%

Так же, в рамках данного опроса, представителям обеих групп было предложено ответить еще на 4 открытых вопроса, в котором необходимо было описать конкретные проблемы взаимодействия органов государственной власти и СМИ.

  1. «Как вы считаете, что на сегодняшний день мешает наиболее эффективному сотрудничеству между органами власти и СМИ?»

  2. «Вызывают ли публикации в СМИ реакцию власти на проблему, как это проявляется?»

  3. «Что, по вашему мнению, могло бы способствовать улучшению качества предоставляемой информации о положении власти в регионе?»

  4. «Какие предложения вы могли бы высказать по поводу укрепления взаимодействия органов власти и СМИ? Как бы это сказалось на эффективности предоставляемой информации?»

Средства массовой информации, ответили на данные вопросы следующим образом:

1)При ответе на первый вопрос, большинство опрашиваемых назвали главной проблемой:

- бюрократию (30%),

- информационную закрытость(40%)

- нежелание органов государственной власти сотрудничать со СМИ (30%). Так же, были упомянуты такие проблемы как:

- отсутствие средств у СМИ(10%),

- неудовлетворительная степень доверия между субъектами

- оперативность предоставления информации (20%).

2)При ответе на второй вопрос, мнения распределились следующим образом:

- реагируют, пытаются взаимодействовать(40%)

- реагируют на ряд конкретных публикаций (20%)

- реагируют, действия могут носить конкретный характер(30%)

- реагируют навсегда, при условии сильного общественного резонанса (10%)

3) При ответе на третий вопрос, мнения распределились следующим образом:

- увеличение числа отделов в гос. структурах по работе со СМИ(40%)

- создание онлайн-портала по работе со СМИ (20%)

- повышение открытости среди чиновников (20%)

- кадровое изменение (30%)

- помощь в развитии местных СМИ (20%)

4) При ответе на четвертый вопрос, мнения распределились следующим образом:

- создать интернет-сайт, с соответствующей тематикой (40%)

- уменьшение степени влияния бюрократии (30%)

- увеличения числа отделов по работе со СМИ – 30%

- увеличение числа брифингов, организация прямой телефонной линии (40%)

- регулярная рассылка пресс-релизов (20%)

Представители органов государственной власти, ответили на данные вопросы следующим образом:

1)При ответе на первый вопрос, мнения распределились следующим образом:

- сотрудничеству ничего не мешает(40%),

- информационную закрытость власти (10%)

- некомпетентность СМИ (30%)

- нежелание СМИ поднимать острые проблемы(10%),

- «СМИ - не свободны» (10%).

2)При ответе на второй вопрос, мнения распределились следующим образом:

- реагируют, поручая конкретные дела соответствующим специалистам(40%)

- реагируют, проблемы решаются (40%)

- не реагируют (10%)

- реагируют, но выборочно (10%)

3) При ответе на третий вопрос, мнения распределились следующим образом:

- повышение квалификации госслужащих и журналистов (20%)

- независимость СМИ в рамках закона (20%)

- уровень предоставляемой информации полностью удовлетворяет (50%)

- наличие более полной информации на сайтах госвласти (10%)

4) При ответе на четвертый вопрос, мнения распределились следующим образом:

- нет, взаимодействие удовлетворительно (40%)

- увеличение числа пресс-конференций (40%)

- альтернативное предоставление информации от СМИ (10%)

- повышение квалификации госслужащих и журналистов (20%)

Исходя из результатов, полученных по данным опроса «Эффективность взаимодействия органов государственной власти и СМИ» можно сделать следующие выводы о тенденциях развития информационной политики в Смоленской области: