95. Принципы налоговой ответственности.
Принципы налоговой ответственности – общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Выделяют, в частности, следующие принципы.
Принцип законности. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК и КоАП РФ.
Принцип однократности. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Налоговая ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством. В данном случае принцип однократности наказания не нарушается, поскольку к ответственности привлекаются разные субъекты – организация и ее должностные лица.
Презумпция невиновности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.
Принцип индивидуализации наказания. Состоит в учете всех существенных обстоятельств дела при назначении наказания. При определении наказания должны приниматься во внимание характер и тяжесть совершенного правонарушения, личностные характеристики виновного, форма его вины, поведение до и после правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Принцип сложения налоговых санкций. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Как видим. НК РФ не предусматривает возможности поглощения санкций, то есть применения наказания в пределах только одной налоговой санкции (как правило, максимальной). Это существенное отличие от административной ответственности, применительно к которой сложение административных наказаний является общим правилом, а поглощение – специальным.
- 2. Финансовая система Российской Федерации: понятие, состав, динамика развития.
- 3. Финансовая деятельность государства: понятие, роль и методы.
- 4. Особенности финансовой деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
- 5. Финансовое право Российской Федерации: понятие, предмет и методы правового регулирования.
- 6. Финансовое право в системе российского права: взаимосвязь с другими отраслями права. Особенности взаимосвязей финансового и гражданского права, финансового и административного права.
- 7. Система финансового права. Особенности налогового права и бюджетного права в системе финансового права.
- 8. Источники финансового права. Проблемы кодификации финансового права.
- 13. Защита прав субъектов финансового права.
- 14. Принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 15. Особенности разграничения финансовой компетенции между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
- 16. Проявление принципа разделения властей в финансовой деятельности государства.
- 17. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: общая характеристика и классификация.
- 18. Финансовая деятельность, осуществляемая Президентом рф.
- 21. Роль судебной системы в финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 22. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансово-правовые акты. Финансово-плановые акты, их особенности.
- 23. Понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина.
- 24. Формы и виды государственного и муниципального финансового контроля.
- 25. Классификация и общая характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.
- 26. Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти и местного самоуправления.
- 27. Финансовый контроль Президента рф.
- 28. Финансовый контроль органов общей компетенции в системе исполнительной государственной власти и местного самоуправления.
- 29. Финансовый контроль финансово-кредитных органов.
- 30. Внутриведомственный, аудиторский и общественный финансовый контроль.
- 31. Методы финансового контроля. Акт проверки и акт ревизии: форма, содержание и правовые последствия.
- 32. Понятие и роль бюджета.
- 33. Правовые основы и принципы бюджетного устройства
- 35. Понятие и предмет бюджетного права Российской Федерации. Бюджетное право в системе финансового права, его взаимосвязь с иными институтами финансового права.
- 37. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в системе источников бюджетного права.
- 38. Бюджетно-правовые нормы и бюджетные правоотношения: понятие и классификация.
- 40. Бюджетный контроль: понятие, виды и методы. Органы, осуществляющие контроль в бюджетной сфере.
- 42. Правовое регулирование и состав бюджетных доходов.
- 43. Целевые бюджетные фонды.
- 44. Правовое регулирование бюджетных расходов.
- 45. Бюджетный дефицит: понятие, причины образования и способы преодоления.
- 46. Межбюджетные правоотношения: понятие и особенности. Межбюджетные трансферты.
- 47. Бюджетная компетенция Российской Федерации.
- 48. Бюджетная компетенция субъектов Российской Федерации.
- 49. Бюджетная компетенция муниципальных образований.
- 50. Бюджетный процесс: понятие и общая характеристика.
- 51. Стадии составления и рассмотрения проекта бюджета.
- 52. Стадия исполнения бюджета.
- 57. Финансы предприятий как звено финансовой системы и как объект правового регулирования
- 58. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий.
- 59. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии.
- 60. Прибыль и порядок ее распределения на государственном и муниципальном предприятии.
- 61. Правовое регулирование и понятие государственных доходов. Отличие государственных доходов от доходов бюджетов.
- 62. Правовое регулирование и понятие государственных расходов. Отличие государственных доходов от расходов бюджетов.
- 63. Понятие и роль налогов.
- 65. Налоговое право России: понятие, предмет и методы правового регулирования. Налоговое право в системе финансового права.
- 69. Налогово-правовые нормы и налоговые правоотношения: понятие и классификация.
- 71. Правовой статус налоговых органов.
- 72. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
- 73. Правовой статус налогоплательщиков.
- 74. Правовой статус налоговых агентов и налоговых представителей.
- 75. Особенности правового положения банков в системе субъектов налогового права.
- 76. Налоговая обязанность: понятие, основания возникновения и прекращения. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 1) В зависимости от времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий.
- 79. Общественная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
- 83. Общая характеристика федеральных налогов и сборов.
- 84. Общая характеристика налогов субъектов Российской Федерации.
- 88. Заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Пределы заимствования.
- 89. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
- 90. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. Правила ведения кассовых операций.
- 93. Общая характеристика субъектов валютного законодательства. Правовое положение резидентов и нерезидентов.
- 94. Валютное регулирование и валютный контроль. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
- 95. Принципы налоговой ответственности.
- 96. Бюджетное послание Президента рф. Отлагательное вето Президента рф в бюджетном праве.