Вопрос 65. Особенности формирования буржуазного права Англии (источники и основные черты). Система буржуазного права Англии
Английская буржуазная революция не принесла новых изменений правовой системе Англии и почти не коснулась прецедентного права. Нетронутой осталась старая судебная система и все судопроизводство.
Наибольшее значение из принятых в период революции законы имели те, которые преобразовали феодальное право земельной собственности в буржуазное. В этой связи особенного внимания заслуживает парламентский акт 24 февраля 1646 г., которым дворянские (рыцарские) земельные владения, включая держания копигольдеров, были объявлены свободной частной собственностью. Акт 1646 г. служил преобразованию феодальной собственности в буржуазную и потому должен рассматриваться как важнейший результат английской буржуазной революции при этом нельзя забывать копигольдеров, земельные владения которых, основанные на отменяемом феодальном праве, потеряли юридическую основу и защиту.
Нельзя не отметить также массовых земельных конфискаций, среди которых акт 1642 г., которым были объявлены конфискованными земельные владения сторонников короля, акт 9 октября 1646 г. о конфискации церковных земель, акт 1649 г. о продаже королевских земель.
Важнейшее значение имели и те акты парламента, которыми были сметены феодальные ограничения предпринимательской деятельности и торговли. Среди них заслуживают быть отмеченными закон о запрещении монополий, под чем понималось в то время установление особых привилегий для какого-нибудь рода предпринимательской деятельности (ноябрь 1640 г.); Великая демонстрация 1641 г., осудившая феодальные формы регламентации промышленности и торговли. «Акт о поощрении и об упорядочении торговли английского государства» от 1 августа 1650 г., которым парламент поручил тогда же учрежденному «постоянному совету» принимать меры, необходимые для «более открытой и свободной торговли, чем та, которая ведется в настоящее время», и одновременно произвести общий пересмотр правовых актов, регулирующих торговлю и промышленность с тем, чтобы они не противоречили «интересам государства».
Знаменитый Навигационный акт 1651 г. послужил величайшим стимулом для развития английской заморской торговли в ущерб ее голландским и иным конкурентам.
При всем том дальнейшее развитие английского права пошло по пути приспособления старого феодального права к новым, буржуазным отношениям, кроме того, прецедентная система обладала значительной способностью быть гибкой и приспособляемой к новым условиям.
Постепенно, в течение XVIII–XIX вв., складывается английская доктрина судебного прецедентного прав заключающаяся в совокупности юридических конструкций и судебной практики, послуживших установлению более или менее стабильного порядка действия прецедентной системы. Решения высших судов Англии стали считаться обязательными как для всех низших судов, так и для них самих в то же время высшие суды не были связаны решениями судов низших, судьям одной и той же инстанции было рекомендовано не принимать решений, существенно расходящихся между собой; применяется (считается обязательной) лишь та часть судебного решения, которая содержит обоснование решения, все остальное не имеет существенного значения и обязательной силы.
Посредством реформ 1873–1875 гг., суды справедливости были слиты с судами общего права. Соответственно и нормы общего права перестали считаться особой системой, отличной от норм судов справедливости. Возникло единое прецедентное право, применяемое до сих пор. Закон отдавал очевидное предпочтение нормам права справедливости.
Именно суды справедливости создали те самые институты права, которые в наибольшей степени способствовали буржуазным отношениям.
66 Англосакс. и континент системы права.
Первую группу составляют
континентальные правовые системы, возникшие в Европе и воспринятые другими
государствами. Эти правовые системы развивались в XIX в. под влиянием
французского права, в XX в. на их развитии сказалось германское право. Их
характеризует деление права на частное и публичное. Континентальные
правовые системы четко разграничивают право материальное и процессуальное.
Основным источником пр- закон. Особенностью континентальных правовых систем
является широкое распространение кодификации как материального, так и
процессуального права.
Англосаксонские правовые системы базируются на общем
праве Англии, возникшем на рубеже XI и XII вв. Эти правовые системы не
знают деления права на частное и публичное. В них отсутствует строгое
разграничение материального и процессуального права. В англосаксонских
системах структурно не выделены отрасли права, известные в континентальной
Европе. Не знают они и кодификации. Основным источником права в этих
странах является судебный прецедент. В англосаксонских странах понятия
право и закон не совпадают. Значительную роль в качестве источников права в
этих странах играют обычаи и конституционные соглашения. Англосаксонскому
праву свойственны особая терминология, наличие ряда институтов, не
встречающихся в других странах.
67 Франц. гражд. кодекс 1804.
Он был принят первым и вошел в историю под названием Кодекса Наполеона. Проект был составлен в сжатые сроки (4 мес).
Проект кодекса встретил серьезную оппозицию. Это объяснялось тем, что ряд
положений кодекса содержал значительные отступления от революционного
законодательства. Первый титул “О праве и законах вообще” был отклонен.
Опасаясь, что подобная судьба постигнет и другие титулы, правительство
забрало свой проект на доработку. В результате рассмотрение проекта пошло
быстро, и все титулы кодекса в виде отдельных законов были приняты и
утверждены. Закон 21 марта 1804 г. объединил все 36 титулов в состав
единого Гражданского кодекса французов. В 1807 г. он был назван Кодексом
Наполеона. Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений во
Франции. Он стал образцом для создания гражданских кодексов в Италии,
Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах. Кодекс Наполеона
воплощает и развивает гражданско-правовые принципы: юридического равенства,
законности, единства права, свободы. Разработчики Кодекса опирались на
юридическую доктрину, активно использовали революционное законодательство,
сохранили некоторые положения французского обычного права и, конечно, не
забыли римское право. Кодекс состоит из вводного титула и трех книг. 1-ая
книга посвящена лицам. 2-ая содержит правила об имуществах и различных
видоизменениях собственности. В 3-ей говорится о различных способах
приобретения собственности.
В области семейного права кодекс признавал господство мужа над женой и
сильную отцовскую власть. Только брак, оформленный гражданскими властями
порождал права и обязанности супругов, детей и т.д. Жена не могла без
согласия мужа распоряжаться имуществом, выступать в суде, т.е. ее
имущественные права были ограниченны. Ребенок, родившийся вне брака, не
имел права отыскивать своего отца. Статьям кодекса написаны кратко и емко и
выражали передовые по тому времени принципы и нормы права.
ПРИНЦИПЫ, УТВЕРЖДЕННЫЕ КОДЕКСОМ НАПОЛЕОНА В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОМ ПРАВЕ.
Незыблемость договора, его обязательная сила для обеих сторон. В нем
фиксируется правило, по которому договор имел силу закона для участников
соглашения или сделки. Должник отвечал перед кредиторами только своим
имуществом, его нельзя было упрятать в долговую тюрьму, как это
практиковалось в некоторых странах.
72 Новый курс Рузвельта. В 30-е годы кризис. В США промышленное
производство понизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%,
обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их
скромных сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Президент Г.
Гувера в надежде фактически ничего существенного не предпринимало.
Обстановка обострялась- голодные походы, демонстрации. В таких условиях на
очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт —
кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой
программой по выходу из кризиса- “Новый курс”. Чтобы стабилизировать
денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена
девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие
банки получили из казны значительные кредиты. В соответствии с законом о
восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность
была разделена на 17 групп. В целях уменьшения безработицы принимаются
экстраординарные меры. Безработных направляли в создаваемые специальные
организации (“трудовые лагеря”), занимавшиеся строительством и ремонтом
дорог, мостов, аэродромов и т.д. Проведение “Нового курса” потребовало
мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было
важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. В это
время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального
законодательства. Дела, связанные с отношениями между работником и
работодателем, рассматривались судами, не учитывая фактическое социально-
экономическое неравенство сторон в договоре. Законом Норриса — Лагардия
(1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные
предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало
возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон
запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты,
обязывающие их не вступать в профсоюз. В 1935 г. был принят закон Вагнера,
впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов.
В 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в
истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось
Управление по социальному страхованию (пенсии гражданам). В 1938 г. закон,
фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени. В итоге “Новый
курс”, являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу
социально-экономических отношений и включавший значительные элементы
регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.
73 Реформы парлам. в Англии.
Избират. реформы. Реформа 1911 г. В результате
борьбы либералов с палатой лордов появился Акт о парламенте 1911г. Согласно
этому Акту, нефинансовый билль, прошедший палату общин в трех
последовательных сессиях и всякий раз отвергавшийся палатой лордов, после
третьего раза направлялся на королевское утверждение, минуя палату лордов,
при условии, что между вторым чтением в первой сессии и последним чтением в
третьей сессии прошло не менее двух лет. Реформу 1911 г. нельзя объяснить
лишь борьбой партий. Ее проведению способствовало и усиление кабинета
министров, и изменение социального состава палаты лордов. В 1911 г. было
также введено вознаграждение членам палаты общин. В 1949 г. лейбористским
правительством была проведена новая реформа парламента, касающаяся палаты
лордов. Закон 1949 г. об изменении акта о парламенте 1911г., сокративший до
одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых
биллей, имел целью ограничить ее власть. Но эта цель не была достигнута, и,
например, в 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни.
Попытка консерваторов в 1958 г. расширить полномочия палаты лордов
потерпела неудачу. Избирательные реформы. 1918—1919 гг. после мир войны.
Согласно этому закону, право голоса получили все лица мужского пола,
достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев)
либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса,
если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не
менее пяти фунтов стерлингов либо состояли в супружестве с лицом,
удовлетворяющим последнему условию. Новый избирательный закон вводил
всеобщее мужское и частичное женское избирательное право. Накануне
парламентских выборов 1929 г. консервативное правительство осуществило еще
одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами
избирательные права. Новый этап в демократизации избирательного права
отмечен после второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948
г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение
избирательных округов и, что более важно, отменил двойной вотум. Отныне
никто не мог голосовать более чем в одном округе. Наконец, в 1969 г.
лейбористское правительство приняло Акт о народном представительстве,
которым возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.
76 Германский союз
Французская революция, «точно громовая стрела», ударила в тот хаос, в ту уже фактически распавшуюся феодальную империю, которой являлась тысячелетняя «Священная Римская империя германской нации». Поражение Наполеона не восстановило старой империи. Вместо нее Парижским трактатом 1814 г. был образован так называемый Германский союз в числе 34 государств – королевств, княжеств, герцогств и немногих свободных городов. Каждое из объединившихся государств сохранило свою независимость; главенство в союзе принадлежало Австрии.
Орган Германского союза, «Союзный сейм», прозванный из-за своего состава «коллекцией мумий», заботился только о том, чтобы в Германии ничего не менялось.
Дворяне вернули себе прежнюю власть над крестьянством, феодальные суды и барщину, право охоты и «кровавую десятину» (налог на забитый скот). В ряде областей помещики удержали за собой феодальное право безнаказанного бессудного убийства крестьянина. Сохранился и налог, заменивший право первой ночи. За исключением нескольких южногерманских государств (Баварии, Бадена и др.), где политический строй был по видимости конституционным, абсолютизм сохранялся как господствующий по всей Германии. Тайные суды, всесильная полиция и т. п. были неизбежным следствием этих режимов.
Движение протеста не шло далее узких рамок студенческих корпораций. Студенческая молодежь устраивала еще шумные собрания, на которых сжигалась порой «капральская палка» (символ ненавистного полицейского режима), и этого одного было достаточно для массовых репрессий.
Террор еще более усилился после революции 1830 г. во Франции. Всякое свободное слово преследовалось цензурой, тюрьмой, каторгой.
Буржуазное развитие Германии между тем совершалось, хотя и очень медленно. Его воздействием следует объяснить Таможенный союз 1834 г., заключенный между Пруссией, Баварией, Саксонией и некоторыми другими германскими государствами; он сближал между собой коммерческие классы различных государств и областей Германии, концентрировал их силу, способствовал переходу всей массы этих классов в лагерь либеральной оппозиции. Германская буржуазия стала втягиваться в борьбу за власть.
Созданнй по инициативе Пруссии Таможенный союз был ее крупным успехом. Он привлек на сторону Пруссии всю буржуазию средних и мелких германских государств, и с течением времени она привыкла смотреть на Пруссию, как на свой экономический, а затем и политический форпост.
Приблизительно в тот же период заявляет о своем существовании германский рабочий класс. Знаменитое выступление силезских ткачей (1844 г.) положило начало борьбе немецких рабочих с феодализмом и деспотизмом.
Столица Пруссии Берлин покрылся баррикадами (март 1848 г.). Пока пролетариат сражался с войсками, буржуазные либералы упросили прусского короля согласиться на некоторые перемены. Среди них фигурируют уничтожение помещичьих судов и полицейской власти помещиков над крестьянами распространение суда присяжных на политические преступления; выборы в учредительный ландтаг (Национальное собрание).
Буржуазно-демократическое движение охватило и другие германские государства. Чтобы выиграть время для расправы с ним, короли и князья дали свое согласие на созыв во Франкфурте-на-Майне Учредительного собрания. Составленное из депутатов всех государств, оно должно было дать Германии единую конституцию.
Франкфуртское собрание не оправдало надежд германской демократии. Франкфуртское собрание было просто-напросто разогнано штыками (1849 г.) и разработанный проект конституции, хотя и имел известное прогрессивное значение, однако остался на бумаге.
77 Конституция Германии 1871 г.
Согласно новой германской конституции, в
состав новообразованной империи вошли 22 монархии и несколько вольных
городов. Конституция наделила эти государства незначительной
самостоятельностью, постепенно сокращавшейся. Главой империи был прусский
король. По конституции, Союзному совету вручалась законодательная власть —
наряду и вместе с рейхстагом - и значительная исполнительная власть (ст.
6). Бундесрат располагал своим аппаратом — комиссиями, специализированными
по различным областям общественной и государственной жизни. Самое важное-
что бундесрату помимо нижней палаты и даже наперекор ей (ст. 7) было
предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.
Пруссия осуществляла свою власть через верхнюю палату империи. Для
отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14
голосов, Пруссия была представлена в верхней палате первоначально 17
депутатами, затем 22. Конституция отводила рейхстагу важное место в
законодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была сравнительно
небольшой. Разделение властей на законодательную и исполнительную так и не
было создано вплоть до Веймарской конституции 1919г. Статья 20 конституции
декретировала введение всеобщего мужского избирательного права.
В рез-те поражения революции в Пруссии был установлен “мнимый
конституционализм”. В январе 1850 подданные Пруссии получили от короля
жалованную конституцию. Она провозгласила ряд прав и свобод для подданных.
В то же время в законе предусматривалось использования ВС для подавления
беспорядков. Конституция гарантировала гражданам право образовывать
общества, но в то же время было право правительства ограничить или
запретить политические союзы. К. закрепила всеобщую воинскую повинность
(которая была и до этого). За королем сохранились огромные полномочия
(глава исполнительной власти, главнокомандующий, созывал и распускал
парламент, заключал войну и мир, контролировал министров, право
законодательной инициативы, издавал и отменял любые законы).
Законодательная власть - король и 2-х палатный лантдаг. Верхняя - палата
господ (назначались королем пожизненно). Нижняя - избирались по 3-х
куриальной системе (крупные налогоплательщики, средние и все остальные
после 30 лет). Роль ландтага ограничивалась обсуждением бюджета и проектов
нек-рых законов. Т.е. ландтаг был законосовещательным органом при короле.
Конституция Пруссии отражала интересы крупной буржуазии. С некоторыми
поправками эта конституция действовала до 1919 года.
78 ГГУ.
В конце XIX в. группа континентальных правовых систем пополнилась
еще одной крупной кодификацией — Германским гражданским уложением.
Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии единой для всей
страны кодификацией гражданского права. Новое уложение вступило в законную
силу 1 января 1900г. Германское гражданское уложение в значительной степени
базируется на римском праве и в то же время содержит положения германского
права, а также выработанные юристами на рубеже XVIII и XIX вв. новые
правила, способствующие развитию буржуазных отношений. Уложение содержит
общ часть (1-ая книга) и еще 4 книги: вторая книга посвящена
обязательственным отношениям, третья — вещному праву, четвертая — семейному
праву и пятая — наследственному. Уложение — первый гражданский кодекс,
содержащий многочисленные положения о праве собственности на движимые вещи.
Германское гражданское уложение называет целый ряд вещных прав: право
собственности, владение. Уложение признает собственника земельного участка
также и собственником недр и воздушного пространства над участком. Среди
других вещных прав, называемых Уложением, следует отметить владение.
/Обязательственное прав/. Для Уложения в отличие от других буржуазных
кодексов характерно построение общих понятий, касающихся обязательств.
Дается довольно полное определение обязательства. Договоры традиционно
являются наиболее распространенным способом возникновения обязательственных
правоотношений. Договорные отношения по Уложению строятся на принципе
свободы договора. Особенностью Уложения является существование абстрактных
обязательств. Предмет договора — это само обещание, облеченное в
письменную. Абстрактный характер состоит в том, что основание заключения
такого договора и выдачи обязательства значения не имеет. Появление
абстрактных обязательств явилось уступкой законодателя крупной буржуазии. В
качестве основания возникновения обязательств Уложение признает деликты.
79 Ноябрьская революция в Германии
На 1917 г. в Германии имелись все материальные предпосылки для перехода после свержения монархии и ликвидации феодальных пережитков к решению задач социалистической революции.
Классовые противоречия обострялись по мере затягивания 1-й мировой войны 1914-18, которая несла огромные прибыли юнкерам и буржуазии и тяжёлые лишения народным массам.
Большое влияние на подъём революционного движения в Германии оказала Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Политический характер приобрела Январская всеобщая забастовка 1918 г., охватившая свыше 1 млн. рабочих. Рабочие боролись против империалистической войны и разбойничьих планов германского империализма в отношении Советской России, за немедленный демократический мир и свержение кайзеровско-империалистического правительства. В ходе забастовки рабочие создали Советы. Революционное брожение охватило также армию. К осени 1918 стало очевидным полное поражение Германии в 1-й мировой войне. Это ускорило вызревание революции.
7 октября 1918 состоялась конференция группы «Спартак» (см. «Спартака союз»), на которой была принята программа народной революции. Исходя из соотношения классовых сил, программа в основном, верно, сформулировала главную национальную и социальную задачу революции: немедленное окончание войны, свержение германского империализма как предпосылка решения задач социалистической революции.
Под давлением революционных масс правительство отменило осадное положение, провозгласило свободу союзов и амнистию политическим заключённым, установило 8-часовой рабочий день. Но одновременно оно заключило союз со стоявшим во главе армии монархистом и реакционером П. Гинденбургом для совместной борьбы против революции. Опираясь на армию, которой командовали юнкерско-милитаристские элементы, Совет народных уполномоченных перешёл в наступление на только что завоёванные рабочими права. В борьбе против революционных масс реакция опиралась на помощь империалистов США, Великобритании и Франции. Ещё 5 ноября правительство Макса Баденского выслало из Берлина советского посла.
11 ноября 1918 г. было заключено перемирие между Германией и Антантой (см. Компьенское перемирие 1918).
По его условиям Германия сохранила свою армию. Правительство Эберта – Шейдемана добровольно обязалось оставить немецкие оккупационные войска на Украине и в Прибалтике до прибытия туда войск Антанты. Тем самым социал-демократическое правительство продолжало антисоветский курс кайзеровской политики – политики, противоречившей коренным национальными интересам немецкого народа. Стремясь воспрепятствовать экспроприации капиталистической собственности, правительство развернуло широкую пропаганду за т. н. социализацию и создало совместно с владельцами концернов и профсоюзным руководством Комиссию по социализации (во главе с К. Каутским), деятельность которой свелась к демагогическим манёврам. Правительство Эберта – Шейдемана перешло в открытое наступление на рабочий класс. В ночь с 23 на 24 декабря 1918 г. правительственные войска напали в Берлине на революционную морскую дивизию. С помощью вооруженных рабочих матросы отразили это выступление сил контрреволюции и были готовы перейти в контрнаступление, но лидеры «независимых» сорвали его. В январе 1919 г. буржуазия спровоцировала пролетариат на преждевременное выступление и использовала его неподготовленность для разгрома революционного движения. 15 января были зверски убиты вожди революции К. Либкнехт и Р. Люксембург. Принятая 31 июля 1919 г. Учредительным собранием Веймарская конституция 1919 закрепила установление буржуазной республики.
Итоги ноябрьской революции 1917–1918 гг
Ноябрьская революция 1918 г. в Германии, революция, в результате которой была свергнта монархия и установлена буржуазно-парламентская республика.
Перед началом ноябрьской революции Германия была одной из наиболее развитых капиталистических стран. Решающую роль в её экономической жизни играли тресты и картели. В сельском хозяйстве преобладало крупное юнкерское землевладение, перестроившееся на капиталистический лад, но сохранявшее ещё значительные пережитки феодализма.
Ноябрьская революция была буржузно-демократической. Такой же была Веймарская конституция. Как бы плохо ни обстояло дело на практике, само признание свободы партий и организаций, свободы слова и печати, «права на труд» и «охраны труда» имело определенное значение, свидетельствовало о том новом положении, которое борющийся пролетариат стал завоевывать себе в мировой истории. К числу несомненных завоеваний рабочего класса Германии должны быть отнесены законодательное закрепление 8-часового рабочего дня, а также права на заключение коллективных договоров и введение пособий по безработице, наконец, законодательное признание женского избирательного права.
Революция 1918 г. ликвидировала германскую монархию, но, как и прежде, сохранялось господство капиталистов и юнкеров. Разница была в одном: до революции руководящее положение в государстве принадлежало юнкерам-помещикам, после революции оно перешло к промышленникам и финансистам.
Несмотря на свой буржуазно-демократический характер, революция 1918 г. в Германии была проведена в известной мере пролетарскими средствами и методами, о чем раньше всего свидетельствуют германские Советы, мощные забастовки, вооруженная борьба рабочих с контрреволюцией, образование Баварской Советской республики.
В начале марта 1919 г. вновь выступил берлинский пролетариат. В середине апреля восстание в Мюнхене привело к образованию Баварской Советской республики.
Правительство республики составилось из представителей коммунистической партии и социал-демократов – «независимцев». Главой правительства был коммунист Евгений Левине. Баварское Советское правительство декретировало национализацию банков и конфискацию вкладов, рабочий контроль над производством, вооружение пролетариата и организацию Красной армии.
Республика существовала недолго, 1 мая 1919 г. добровольческие отряды социал-демократов, «кровавой собаки» Носке ворвались в Мюнхен и, сломив сопротивление рабочих, ликвидировали Советскую власть в Баварии.
Существовали ли объективные предпосылки для того, чтобы германская буржуазно-демократическая революция переросла в революцию социалистическую? Да, такие объективные предпосылки, несомненно, существовали. Для реализации этих предпосылок и создания революционного движения и целом революции не хватало главного: чтобы во главе рабочего класса находилась подлинно революционная партия. Коммунистическая партия Германии была именно такой, но она возникла уже после того, как руководство революцией захватили реформисты.
Версальский мир. В июне 1919 г. Германия должна была подписать Версальский мирный договор. Она возвращала Франции Эльзас и Лотарингию, ей пришлось уступить в пользу своих империалистических соперников колонии. Договор запрещал Германии иметь армию, количеством превышавшую сто тысяч солдат.
Германия должна была платить колоссальные репарации в золоте, товарах, ценных бумагах.
Таким образом, ноябрьская революция германии стало средством достижения определенных благ для трудящихся, что ста было закреплено на законодательном уровне.
80 . Образование буржуазного государства в Японии
Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в Японии в конце 60-х гг. XIX в. Развитие капиталистических отношений в Японии и их проникновение в деревню усилили и до того уже крайнюю эксплуатацию феодально-зависимого и бесправного крестьянина. В первой половине XIX в. в Японии произошло около 250 крестьянских восстаний; в 50-е и 60-е гг. крестьянские восстания следуют одно за другим. С 1853 по 1856 г. их насчитывается 52, в одном только 1861 г. – 17 и т. д.
В 1853 г. США послали в Японию эскадру, командующий которой предъявил японскому правительству ультимативное требование об установлении торговых отношений. Под давлением решающего военного превосходства США сегун вынужден был, в конце концов, удовлетворить это требование.
В 1858 г. был подписан неравноправный договор, по которому Япония не могла устанавливать пошлины на ввозимые из США товары выше определенного процента (от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев в Японии (т. е. их неподсудность японским судам) и т. д. Неравноправные договоры были заключены Японией с Англией, Францией, Голландией и другими странами.
Капитуляция правительства перед иностранными колонизаторами грозила гибелью отсталому японскому производству и торговле.
Союзом буржуазии и дворянства, при несомненной руководящей роли последнего, следует объяснять незавершенный характер революции: японский капитализм оказался оплетенным густой сетью феодальных отношений.
Реформы стали неизбежными не только под давлением буржуазии. Не в меньшей степени их подталкивали непрекращавшиеся выступления крестьян.
В 1868 г. были декретированы уничтожение цехов и гильдий, предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию, свобода торговли.
В 1871 г. правительство упразднило феодальные уделы, введя деление на губернии во главе с назначенными из центра губернаторами.
В 1872 г. был издан указ о введении всеобщей воинской повинности, чем подрывалось монопольное право самураев на военную службу.
В 1880 г. серьезные новшества коснулись судебного ведомства. С помощью иностранных консультантов были созданы и введены в действие уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, копировавшие западноевропейские образцы.
В 1885 г. создается кабинет министров, не известный всей прежней практике Японии. Новым было министерство торговли и промышленности – знак внимания к буржуазии.
В 1888 г. создается Тайный совет в качестве совещательного органа при императоре. Его специальным назначением было утверждение проекта подготовляемой конституции.
В 1898 г. императорское правительство, умудренное опытом парламентского правления, решило превратить дзиюто в полуправительственную партию. Переговоры увенчались успехом. В результате их была создана (в 1900 г.) совершенно новая организация, еще более реакционная, чем прежняя. Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн «Мицуи», с которым сейюкай была связана до последних дней своего существования.
Интересы другого крупного концерна – «Мицубиси» – выражала партия минсейто («партия народной политики»).
В 1882 г. была сделана попытка создать социалистическую партию, но правительство эту партию немедленно задушило. В целях борьбы с рабочим и крестьянским движением был издан террористический «полицейский закон об охране порядка» (1900 г.).
Революция и последовавшие за ней реформы создали благоприятные условия для быстрого роста японской промышленности и торговли. В конце XIX в. японский капитализм вступает в период империализма.
81 КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ 1889 Г.
В 1889 г. в Японии была принята Конституция.
Она имела своим образцом Конституцию Пруссии
1850 г., одну из наиболее реакционных конституций
в Европе. Данная конституция предоставляла импе-
ратору полноту неограниченной власти, наделяла его
законодательной, исполнительной, судебной
властью. Особа императора объявлялась ≪священной
и неприкосновенной≫, правящая династия - ≪непре-
рывной на вечные времена≫. Официальная теория при-
числяла императора к богам.
Военный и морской министры принадлежали
к высшему военному командованию. Они должны
были состоять на действительной военной службе.
Все наиболее важные вопросы, относящиеся к ар-
мии и флоту, докладывались императору начальни-
ками соответствующих штабов, помимо кабинета
и даже помимо военного и морского министров.
Японский кабинет не был многочисленным.
С одной стороны, он был зависим от императора
и придворной камарильи, с другой стороны, он был
почти полностью независим от парламента.
Японский парламент состоял из двух палат.
Установленные высокий имущественный и возраст-
ной цензы отстраняли от участия в выборах подав-
ляющую часть населения. У нижней палаты не было
инициативы в деле изменения конституции: парла-
мент мог рассматривать только те поправки к кон-
ституции, которые исходили от правительства.
По Конституции Японии 1889 г. законодательная
власть принадлежала парламенту. Император
был номинальной фигурой. В промежутках между
сессиями парламента император подписывал указы,
имевшие силу закона, хотя и требовавшие последую Делалось это через так называемых лобби, специаль-
ных агентов, защищавших интересы своих компаний.
В 1935 г. Верховный суд, выполняя приказ банки-
ров и промышленников, признал, что существование
и деятельность НРА противоречат Конституции США.
Рузвельт сумел выйти из кризиса, проведя через
Конгресс так называемый закон Вагнера 1935 г.,
возвращающим рабочему классу его завоевания по
новому курсу и даже расширяющий их.
По закону Хоббса 1946 г. требования проф-
союза об увеличении зарплаты могли быть квали-
фицированы как уголовное преступление.
Закон Тафта-Хартли 1947 г. постановил, что
всякая забастовка, выходящая за рамки чисто эко-
номических требований (рабочий день, заработная
плата и т. п.), составляет уголовное преступление.
Введенное при Рузвельте (закон Вагнера 1935 г.)
право ≪закрытого цеха≫ (согласно которому чле-
ны профсоюза имели преимущество при поступле-
нии на работу) было отменено.
Закон Смита, принятый в 1940 г., официально
предназначенный для пресечения немецко-фашист-
ской пропаганды в Соединенных Штатах, был истол-
кован в качестве общей нормы, запрещающей
выражение мыслей, пропаганду и всевозможные
организационные Действия, имеющие целью ≪на-
сильственное свержение правительства≫.
В 1950 г. закон Маккарена-Вуда объявляет
коммунистическую партию США организацией, ко-
торая ≪направляется, руководится или контролиру-
ется иностранным правительством или иностранной
организацией, управляющими всемирным комму-
нистическим движением≫.
Особое значение приобретают учреждения, слу-
жащие специфическим интересам: Федеральное
бюро расследований, Центральн
- Вопрос 1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран.
- Вопрос 2. Исторические условия возникновения древневосточных государств, особенности их общественного строя.
- Вопрос 3. Деспотия – основная форма древневосточных государств.
- Вопрос 4. Государственный строй Древнего Египта.
- Вопрос 5. Своеобразие деспотии в Древнем Китае (империя Цинь).
- Вопрос 6. Общая характеристика законов Хаммурапи.
- Вопрос 7. Общая характеристика Законов Ману.
- Вопрос 8. Возникновение государств в Афинах и Спарте. Реформы Тезея.
- Вопрос 9. Реформы Солона и Клисфена, их политическое значение.
- Вопрос 10. Реформы Эфиальта и Перикла.
- Вопрос 11. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-IV вв. До н.Э.)
- Вопрос 12. Общественный и государственный строй Спарты.
- Вопрос 13. «Царский» период в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Тулия.
- Вопрос 14. Эволюция общественного строя в Риме в период республики.
- Вопрос 15. Государственный строй Рима в период республики.
- Вопрос 16. Кризис республики и военные диктатуры в Риме.
- Вопрос 17. Общественный и государственный строй Рима в период империи.
- Вопрос 18. Римское право: эволюция, системы, значение.
- Вопрос 19. Источники римского частного права.
- Вопрос 20. Правовое положение населения в Риме.
- Вопрос 21. Понятие и эволюция собственности в Риме.
- Вопрос 22. Эволюция обязательственного права в Риме.
- Вопрос 23. Формы гражданского процесса в Риме: легисакционный, формулярный и экстраординарный.
- Вопрос 24. Особенности возникновения государства у германцев. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве ( V-X вв.)
- Вопрос 25. Государственный строй Франкской монархии.
- Вопрос 26. Салическая правдв как памятник раннефеодального права.
- Вопрос 27. Общественный и государственный строй Франции в X-XIII вв. Реформы Людовика IX.
- Вопрос 28. Сословно-представительная монархия во Франции.
- Вопрос 29. Абсолютная монархия во Франции.
- Вопрос 30. Общественный и государственный строй раннефеодальной Англии.
- Вопрос 31. Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.
- Вопрос 32. Возникновение парламента и сословно-представительная монархия в Англии.
- Вопрос 33. Великая Хартия вольностей 1215г.
- Вопрос 34. Своеобразие абсолютизма в Англии.
- Вопрос 35. Образование Священной Римской империи германской нации, ее общественный и государственный строй.
- Вопрос 36. Золотая булла 1356 г. Общественный и государственный строй в период олигархии курфюстров.
- Вопрос 37. Источники и основные черты феодального права Франции.
- Вопрос 38. Источники и основные черты феодального права в Англии.
- Вопрос 39. Своеобразие абсолютизма в Германии.
- Вопрос 40. Каролина.
- Вопрос 41. Роль римско-католической церкви в политической истории Европы.
- Вопрос 42. Арабский халифат и мусульманское право.
- Вопрос 44. Византийская империя и основные черты Византийского права.
- Вопрос 45. Предпосылки, особенности, этапы и политические течение Английской буржуазной революции.
- Вопрос 46. Реформы Долгого парламента в Англии в 1641-1653г. ( смотри тетрадь по актам парламента).
- Вопрос 47. Диктатура Кромвеля. «Орудие управления» акт 1653 г. (смотри тетрадь по актам).
- Вопрос 48. Формирование конституционной монархии в Англии в конце XVII-XVIII вв.
- Вопрос 49. Хабеас корпус акт 1679 г.
- Вопрос 50. Биль о правах 1689 г.
- Вопрос 51. Акт об устроении 1701 г.
- Вопрос 52. Развитие конституционной монархии в Англии в XVIII в. Формирование парламентской монархии.
- Вопрос 53. Избирательные реформы XIX и XX вв. В Англии.
- Вопрос 54. Образование сша. Декларация независимости 1776 г.
- Вопрос 55. Статьи конфедерации 1781 г.
- Вопрос 56. Конституция сша 1787 г.
- Вопрос 57. Биль о правах сша 1791 г.
- Вопрос 58. Развитие противоречий между Севером и Югом в первой половине XIX в. В сша. Гражданская война в сша, отражение ее итогов в Конституции сша.
- Вопрос 59. Предпосылки, особенности, этапы и политические течения Великой французской буржуазной революции.
- Вопрос 60. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Во Франции.
- Вопрос 61. Конституция 1791 г.
- Вопрос 62. Механизм якобинской диктатуры.
- Вопрос 63. Консульство и Первая империя во Франции.
- Вопрос 64. Политическая история посленаполеоновской Франции XIX в. (1814 – 1871).
- Вопрос 65. Особенности формирования буржуазного права Англии (источники и основные черты). Система буржуазного права Англии