68. Инвестиционная деятельность государства и ее особенности условиях трансформируемой российской экономики.
Под государственном регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке форме (Рисунок 1. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности) и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.
Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики.
Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталь-ных вложений» установлены также следующие формы и методы регули-рования инвестиционной деятельности:
• установления субъектами инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
• защиты интересов инвесторов;
• предоставление субъектам инвестиционной деятельности не противо-речащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства объектов социально-культурного назначения;
• прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
─ разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
─ размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;
─ выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
─ вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности; ─ предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
─ проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики.
69. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
- координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.
В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:
1. активную государственную политику в сфере занятости;
2. пассивную государственную политику в сфере занятости.
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.
- 2. Основы конституционного строя в российской федерации: понятие и содержание.
- 3. Конституция российской федерации о народовластии. Народовластие – основной принцип государственного строительства россии.
- 4. Конституционно-правовой статус личности в российской федерации.
- 5. Конституционная система власти в российской федерации.
- 6. Конституционные основы федеративного устройства россии.
- 8. Президент российской федерации – глава государства, его конституционные полномочия.
- 9. Федеральное собрание российской федерации – представительный и законодательный орган россии, его место в системе государственной власти.
- 10. Правительство российской федерации – высший исполнительный орган россии. Федеральный орган исполнительной власти.
- 11. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры в российской федерации.
- 12. Местное самоуправление в российской федерации: понятие, принципы, формы осуществления, соотношение с государственной властью.
- 13. Понятие, сущность, функции и принципы государственного управления.
- 14. Система и структура федеральных органов государственной власти.
- 15. Понятие, сущность и принципы муниципальной службы. Основы правового регулирования муниципальной службы.
- 16. Понятие, признаки, принципы и функции государственного управления.
- 17. Формы и методы государственного и муниципального управления. Общее и особенное.
- 8. Понятие и содержание основ местного самоуправления в российской федерации.
- 19. Государственная должность и должность государственной службы: понятие и признаки. Порядок замещения должности государственной службы.
- 20. Понятие, виды и система органов исполнительной власти.
- 21. Органы местного самоуправления: понятие, виды, порядок формирования, полномочия.
- 22. Муниципальное образование как социально-экономическая система.
- 23. Организационная структура местной (городской, районной, поселковой) администрации: принципы, методы построения, направления деятельности.
- 24. Понятие и виды субъектов гражданских правоотношений.
- 26. Понятие и виды субъектов административных правоотношений.
- 29. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного и муниципального управления.
- 30. Финансовое и экономическое обеспечение местного самоуправления.
- 31. Правовые основы регулирования института государственной службы в российской федерации.
- 32. Понятие, принципы и система государственной службы в российской федерации.
- 33. Правовой статус государственного гражданского служащего: понятие и содержание.
- 34. Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу.
- 35. Аттестация государственного служащего: правовые основы, порядок организации и проведения.
- 36. Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы: правовые основы, порядок организации и проведения.
- 37. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации государственного гражданского служащего: правовые основы, порядок организации и проведения.
- 38. Гарантии государственного гражданского служащего: правовые основы, понятие, виды, порядок обеспечения.
- 39. Поощрения и дисциплинарные взыскания государственного гражданского служащего: правовые основы, виды, порядок применения.
- 41. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы.
- 42. Общие принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих.
- 43. Служебный контракт государственного гражданского служащего: правовые основы, понятие, стороны, содержание.
- 44. Персональные данные государственного гражданского служащего. Личное дело гражданского служащего.
- 45. Порядок урегулирования конфликта интересов и индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе: правовые основы, организация и порядок рассмотрения.
- 46. Отношения собственности: сущность, формы и экономическая реализация.
- 47. Товарная форма хозяйства: ее происхождение и основные черты.
- 48. Рынок: понятие и функции. Структура и инфраструктура рынка.
- 49. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
- 50. Конкуренция, ее виды и функции. Методы конкурентной борьбы.
- 51. Монополия в рыночной экономике: виды, сущность. Основные направления антимонопольного регулирования.
- 52. Рынок труда и его специфика.
- 53. Заработная плата: сущность, формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата.
- 55. Кредит и его основные формы. Рынок заемных средств и процент.
- 56. Рынок ценных бумаг и его функции. Виды ценных бумаг.
- 57. Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт. Методы их расчета. Система национальных счетов.
- 58. Теория макроэкономического равновесия. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.
- 59. Экономический рост: критерии и типы.
- 60. Инфляция: проявление и регулирование.
- 2. Основные задачи региональной экономики и управления.
- 63. Методы управления региональным развитием.
- 64. Государство как субъект хозяйствования. Государственная собственность в системе форм собственности.
- 65. Государственное регулирование экономических процессов. Формы и методы государственного регулирования.
- 66. Становление и развитие государственной антимонопольной политики в российской федерации.
- 67. Научно-техническая политика государства в рф: состояние, проблемы, развитие.
- 68. Инвестиционная деятельность государства и ее особенности условиях трансформируемой российской экономики.
- 70. Государственное управление социальной сферой. Сущность и основные направления государственной социальной политики.
- 71. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил регионального хозяйства.
- 72. Сущность специализации и комплексного развития региона.
- 73. Система показателей, отражающих развитие регионов страны в условиях рыночной экономики.
- 74. Показатели трудовых ресурсов и безработицы в регионах россии.
- 75. Система показателей уровня жизни населения региона, и проблема их расчета
- 76. Город как субъект хозяйственной деятельности. Классификация городов.
- 77. Социально-экономический комплекс города и его структура.
- 78. Экономика города и её основные сектора.
- 79. Общественное благо: понятие, основные типы местных общественных благ.
- 80. Муниципальная собственность: понятие и содержание.
- 81. Городской бюджет: структура и порядок формирования.
- 82. Урбанизация: понятие, социально-экономические особенности и современные проблемы.
- 83. Устойчивое функционирование и развитие города в условиях рынка
- 84. Основные концепции планирования муниципального экономического развития.
- 85. Стратегический план развития города: сущность, содержание, особенности.
- 86. Прогнозирование социально-экономического развития города: сущность, содержание, особенности.
- 87. Пространственная инфраструктура муниципальных образований (на примере городского поселения).
- 88. Инженерная инфраструктура города.
- 90. Социальная инфраструктура города.