logo search
Пушкина Татьяна / 25784

4. Средства массовых коммуникаций и Интернет.

В соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации" под СМИ понимается форма периодического распространения предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов. Под периодическим печатным изданием понимаются такие формы как газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Правила, установленные этим Законом для периодических печатных изданий, применяются и в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, мате риалов, изображений. Правила, установленные для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством РФ не установлено иное (ст. 24 Закона).

В таком случае сайт в Интернет, на котором зафиксировано, на пример, более тысячи посещений (если рассматривать этот показатель как показатель массовости распространения информации) и которым регулярно обновляется (если принять этот признак за признак периодичности), можно было бы отнести и к средствам массовой информации и на него, следовательно, должны были бы распространяться нор мы законодательства о СМИ.

Отдельные владельцы или держатели сайтов в Интернет действительно регистрируют их как СМИ и получают лицензии на такую деятельность. Это, как правило, те субъекты, которые распространяю! информацию о своих традиционных СМИ еще и с помощью Интернет, или те, кто ранее работали в СМИ и как бы "приучены" к необходимости такой регистрации и лицензированию. Однако большинство владельцев сайтов их не регистрируют.

Сайт в Интернет по существу нельзя рассматривать в качестве СМИ в смысле Закона "О средствах массовой информации". Думается, что норма ст. 24 упомянутого Закона, которой определено, что правила, установленные для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через телекоммуникационные сети, если законодательством не установлено иное, устарел и подлежит признанию утратившей силу, иначе ее действие может рассматриваться в определенном смысле как попытка введения цензуры.

В частности, можно говорить о становлении следующих базовых принципов отношений по распространению информации посредством глобальных сетей электросвязи:

Таким образом, размещение информации на сайте является способом распространения массовой информации, которое может и должно быть урегулировано правом, при условии соблюдения тонкого баланса интересов личности и общества в связи с провозглашенной свободой M.I информацию.