Вопрос 4.
Источники конституционного права России как отрасли. (Баглай)
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Признание того или иного акта источником права влечет за собой определенные правовые последствия. Это значит, что такой акт может порождать для граждан какие-то права и обязанности, а следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании, но и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод граждан может осуществляться только Конституцией и только в соответствии с установленным порядком её принятия и изменения. Когда об источниках права говорят как о форме правовых актов, то обычно используют термин «источник права в юридическом смысле». Таким путем это понятие отграничивается от понятия «источник права в материальном смысле», под которым понимаются материальные источники формирования права, т.е. условия жизни людей и общества. Источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право.
1)Естественное право. Право вообще нельзя сводить только к писаной его части, к позитивному праву. Кроме позитивного права, которое подвластно перегибам и соблазнам авторитарных решений, существуют общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Это вечные ценности и они служат главным критерием демократизма любой системы права. Естественное право было развито еще во времена Аристотеля, затем в римском праве, несмотря на разработанность позитивного права, считалось, что нельзя считать законом тот закон, который противоречит естественному праву. В наше время конституционное право повсеместно получило широкое развитие, и общечеловеческие идеалы приобрели ясную правовую оболочку. В нашей Конституции четко закреплены все основные естественные права. Это значит, что позитивное право все больше сливается с естественным правом. Но всегда существуют отношения, которые не урегулированы правом, появляются новые общественные проблемы, которые решаются за счет принятия новых правовых норм, что ведет к ограничению конституционной свободы человека. Естественное право всегда должно оставаться основой правосознания граждан, законодателей, чиновников, судей, постоянно присутствовать в процессе применения позитивного права. Естественное право в большинстве современных западных государств воспринимается как высшая ценность, дарованная человеку от рождения, неотчуждаемую в процессе жизни. Естественное право должно признаваться как высший императив для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти.
2)Конституции. Среди источников позитивного конституционного права важнейшее место занимает конституция. Для демократии главное заключается в установлении реального конституционного строя, основанного на принципах естественного права и правового государства. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определенные нормы конституции могут иметь прямое действие, т.е. для своего применения не нуждаются в дополнительном регулировании. Исключительность Конституции заключается также и в особом порядке изменения её статей. Сюда также нужно отнести конституции и уставы субъектов, которые имеют высшую юридическую силу после Конституции РФ на территории соответствующего субъекта. Уставы и конституции субъектов должны соответствовать Конституции РФ.
3)Законы. По российской Конституции предусматривается издание Федеральным Собранием федеральных конституционных законов, которые являются источниками конституционного права и порядок принятия которых отличается от других нормативно-правовых актов, и федеральных законов, имеющих конституционно-правовое содержание. Источниками конституционного права являются и постановления обеих палат Федерального Собрания. Конституционные законы, занимающие вторую позицию в иерархии актов (после Конституции) принимаются по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства. Таких вопросов всего пятнадцать, ФКЗ не могут изменять Конституцию и не являются её частью. Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов РФ в соответствии со статьей 5 Конституции (ч.2).
4)Договоры и соглашения. Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и её субъектами или между субъектами Федерации. Конституция устанавливает, что общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы, причем они имеют приоритет по отношению к внутреннему праву. Но заметим, что в случае, если международным договором Российской Федерации предусмотрено или необходимо изменение положений Конституции, то решение о согласии на его обязательность возможно лишь тогда, когда внесены соответствующие поправки или Конституция была пересмотрена – а для этого существуют усложненные процедуры. Поэтому международный договор не может изменить Конституцию или противоречить ей. Если Конституционный Суд признает международный договор, не вступивший в силу на территории РФ, несоответствующим Конституции, то договор не подлежит введению в действие или применению.
5)Декларации. В форме декларации были приняты важные конституционно-правовые нормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990), например. Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Ныне эти принципы реализованы и в Конституции РФ. Надо однако заметить, что в Конституции не обозначается право Федерального Собрания принимать декларации.
6)Регламенты палат Федерального Собрания. Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией РФ каждой палатой для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Эти нормативные акты с узкой сферой применения регулируют процесс создания законов, специальных комиссий и комитетов и т.д.
7)Указы и распоряжения Президента РФ. Эти акты обязательны для исполнения на территории всей Российской Федерации, они не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые – акты применения Президентом какого-то закона – они носят ограниченный характер по кругу лиц и по времени действия. Указы и распоряжения Президента РФ подлежат официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ. Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и главы администраций (губернаторы) республик и других субъектов РФ.
8)Постановления Правительства. Не все постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются лишь те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты должны соответствовать Конституции, законам, указам Президента РФ. Постановления Правительства должны быть опубликованы. Постановления Правительства обязательны для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению РФ и её субъектов (ст.ст.71 и 72 Конституции соответственно).
9)Судебные решения. К числу источников конституционного права относятся постановления КС РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. Любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу. Что касается системы судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом РФ, то их решения по тексту Конституции не обладают общеобязательной нормативной силой, однако некоторые из них все же по существу таковыми являются, как например, постановление Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995, в котором судам разъясняется порядок непосредственного применения Конституции РФ при рассмотрении конкретных судебных дел.
10)Правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из этих актов являются источниками права в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. В Конституции сказано (Заключительные и переходные положения), что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.
11)Акты органов местного самоуправления. В том случае, если органы местного самоуправления принимают акты (а они имеют право это делать в соотв. со ст. 12 Конституции), регулирующие отношения в сфере конституционного права, то они должны признаваться его источником.
По мнению некоторых юристов, в том числе судьи Конституционного Суда Гаджиева, в будущем источником конституционного права будут выделять доктрину, что на данный момент не признается в качестве источника конституционного права.
Вопрос №5 - Сущность и предназначение конституции. Виды К
Сущность К во многом зависит от того, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали её к жизни.
Потребность в К появилась в связи с необходимостью правовой защиты и охраны экономических структур.
Первая К – в США (1787), затем – Франция (1791), затем – Польша (1791).
Существуют разные теории по сущности К:
Конституция как результат общ договора (К есть выражение суверенитета народа, проявление его воли).
Теологическая теория (К содержит божественные предписания для людей о правилах жизни; в К – идеи высшей справедливости и разума)
Естественно-правовая теория (К – воплощение многовекового опыта и традиций народов => К – прочная и устойчивая; различие между естеств К и революц К)
Сущность К связана с гос волей (К – самоограничение гос власти с целью недопущения произвола и деспотизма)
Марксистско-ленинская теория (К воплощает волю только господствующего класса => классовая по сути).
Общедемократическая (воплощение воли народного большинства, но не всего народа; несогласные с такой К имеют равные права с её сторонниками).
Краснов: К как реальное положение вещей (кто политически сильнее) / как договор об ограничении гос власти («клетка для власти»).
Вопрос №5 - Виды конституций.
Конституция - это обладающий высшей юридической силой акт (совокупность актов), устанавливающий конституционный строй, т.е. такие основы организации и жизнедеятельности общества и государства, которые не допускают монополию кого-либо на власть и тем самым обеспечивают подконтрольность государственной власти обществу, а следовательно, правовой характер государственности.
Классификации конституций.
По степени реальности (реальные / фиктивные)
По способу принятия (референдум / парламент / спец органом / дарованная монархом).
По форме выражения (писаные и неписаные).
Писаные: консолидированные (К = 1 док) и неконсолидированные (К = неск док).
Неконсолидированные (Швеция, Финлядия): с выделением акта «конституция» и без этого (все акты равны)
По способу внесения поправок (гибкие / жесткие).п
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3 Конституционно правовые отношения, их особенности.
- Вопрос 4.
- Вопрос 6 Юридические свойства и структура Конституции рф.
- Вопрос 7: Порядок внесения поправок, изменения (пересмотра) и принятия новой Конституции рф.
- Вопрос 8 Конституционные принципы экономики в России. Взаимовлияние Конституции рф и экономики.
- Вопрос 9 Законы как источники конституционного права России: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 10 Соотношение нормативных правовых актов рф, субъектов рф и местного самоуправления в системе источников конституционного права России.
- Вопрос 11 Конституционализм: понятие и значение.
- Вопрос 12 Понятие суверенитета. Суверенитет народа и суверенитет Российской Федерации.
- Вопрос 13 Основные признаки демократического государства.
- Вопрос 14 Основные признаки правового государства.
- Вопрос 15 Основные признаки федеративного государства.
- Вопрос 16 Основные признаки социального государства.
- Вопрос17 Основные признаки светского государства.
- Вопрос 18 Политическая система: понятие, институты, функционирование.
- Вопрос 19 Форма правления: понятие, основные виды и модели власти.
- Вопрос 20 Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.
- Вопрос 21 Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов. Особенности российской конструкции.
- Российская модель разделения властей: основные черты
- Вопрос 22 Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Вопрос 23 Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы, взаимоотношения с государством.
- Вопрос 25 Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Вопрос 26 Конституционно-правовой смысл прав человека. Концепция прав человека и гражданина в России. Принципы конституционного статуса личности в России.
- Вопрос 27 Основные международно-правовые акты в области прав и свобод человека. Общая характеристика и правовое значение.
- Вопрос 28 Классификация конституционных прав и свобод. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- Вопрос 29 Конституционные гарантии защиты прав и свобод.
- Вопрос 31 Российский федерализм: общая характеристика. Принципы российского федерализма.
- Вопрос 34 – Принципы российского федерализма.
- Вопрос 32 Модель разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации.
- Вопрос 34 Условия и порядок замещения должности, прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
- Вопрос 35 Функции и основные полномочия Президента Российской Федерации.
- Вопрос 36 Взаимоотношения Президента рф, Федерального Собрания и Правительства рф с позиций системы сдержек и противовесов.
- Вопрос 37 Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 38 Государственная Дума: принцип формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 39 Законодательный процесс: понятие, стадии, участники.
- Вопрос 40 Природа депутатского мандата в России. Основные права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
- Вопрос 41 Депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет. Социальные гарантии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
- Вопрос 42 Конституционно-правовой статус Счетной палаты рф.
- Вопрос 43 Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Цели деятельности
- [Править] Требования к кандидатуре
- [Править] Порядок рассмотрения жалоб
- Вопрос 44 Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания прекращения деятельности.
- Вопрос 45 Акты Президента рф и Правительства рф: юридическая сила, место в иерархии нормативных правовых актов, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 46 Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика с позиций административной реформы.
- I. Федеральные министерства, федеральные службы
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство
- Вопрос 47 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Вопрос48 Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика и строение. Подсистемы судебной власти.
- Вопрос 49 Конституционный Суд Российской Федерации: назначение, порядок формирования, компетенция.
- Вопрос 50 Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция. Прокуратура Российской Федерации (ч. 1, 5 ст. 129)