Система права. Основания деления системы права на отрасли
Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и проч.).
Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.
При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.
Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность. Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.
Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей. Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.
Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве – авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном – избирательное право; в трудовом – пенсионное; в земельном – горное, водное, лесное и т.д. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В.В. Лазарев
С философской точки зрения система* - это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней структуре (организации) права.
*Термин «система» в переводе с греч. (systema) означает «целое», «составленное из частей».
Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).
Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование - институты права, а те, в свою очередь, - в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права. Единство системы права - специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений. Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части - отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций. Единство и обособленность (дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организации права.
Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Это означает, что система права - явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. Объективный характер системы права подтверждается тем обстоятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Оказывая непосредственное воздействие на формирование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права может складываться и помимо воли законодателя. Итак, система права - это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы.
Традиционный подход к построению системы права (предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права).
Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли. Отвергнув деление права на частное и публичное на том основании, что социализм не знает противоречий между личностью и обществом, советское правоведение попыталось найти «собственные», свойственные советскому праву основополагающие критерии деления его системы на отрасли. Решению этой проблемы был посвящен ряд дискуссий. В ходе первой такой дискуссии, проходившей в 1938-1940 гг., был сделан вывод о том, что основанием деления права на отрасли является материальный критерий - особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государственное право как основное звено системы; 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль - судебное право).
Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль о недостаточности использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный - метод правового регулирования.
Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирования как критериях деления права на отрасли. Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:
а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;
б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;
в) существует объективная потребность в их урегулировании.
В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:
а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.);
б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;
в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).
Диапозитивный метод признается господствующим в гражданском праве, императивный - в административном, хотя в действительности они имеют более широкое проявление.
- Предмет изучения теории государства и права.
- Место теории государства и права в системе юридических и других общественных наук
- Теория государства и права в системе юридических наук.
- Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
- Методы изучения государства и права.
- Функции теории государства и права
- Характеристика общественной власти и социальных норм в первобытном обществе
- Теории происхождения государства
- Причины и формы возникновения государства
- Основные причины происхождения государства
- Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и западные.
- Понятие государства
- Сущность государства и его социальное назначение
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
- Государство в политической системе
- Роль политических партий в политической системе
- Общественные объединения: понятие, виды, роль в политической системе
- Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
- Понятие и классификация функций государства
- Характеристика внутренних функций государства
- Характеристика внешних функций государства
- Формы и методы осуществления функций государства.
- Понятие формы государства. Факторы, влияющие на ее формирование и эволюцию
- Монархия и ее виды
- Республика и ее виды
- Унитарное государство и его виды
- Федерация: понятие, признаки, принципы образования и функционирования
- Конфедерация и иные формы государственных объединений
- Демократический государственно-правовой режим: понятие и виды
- Антидемократический государственно-правовой режим: понятие и виды
- Механизм государства и принципы его организации и деятельности
- Понятие и признаки органа государства
- Виды органов государства
- Правовой статус личности: понятие и структура
- Основные права и свободы граждан
- Обязанности граждан
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- Понятие права и его признаки.
- Сущность и социальное назначение права
- Принципы права.
- Функции права и их классификация
- Система права. Основания деления системы права на отрасли
- Понятие нормы права
- Структура правовой нормы. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов
- Виды норм права
- Источники (формы) права. Понятие и виды
- Закон. Понятие и Виды.
- Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы
- Понятие подзаконных нормативно-правовых актов и их виды
- Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды
- Коллизии в праве и способы их разрешения
- Действие нормативно-правовых актов во времени
- Правовые отношения: понятие и признаки, виды
- Содержание правовых отношений. Субъективное право и юридическая обязанность
- Субъекты правовых отношений
- Объекты правоотношений
- Юридические факты и их классификация. Фактический состав
- Понятие и формы реализации права
- Понятие и основания применения права
- Стадии применения права. Акты применения права
- Понятие и способы толкования норм права
- Виды толкования норм права. Акты толкования
- Пробелы в праве и способы их восполнения
- Правомерное поведение. Понятие и виды
- Правонарушение: понятие, состав, виды
- Причины правонарушений в обществе
- Юридическая ответственность. Понятие, признаки и основания возникновения
- Цели, функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности
- Правосознание: понятие, структура, виды
- Правовая культура и правовое воспитание
- Законность: понятие, содержание, принципы
- Правопорядок в обществе
- Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии
- Правовое государство и его признаки
- Типология государства
- Правовая система
- Ценность права
- Действие нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц