Понятие государства
Государство — есть политическая организация суверенной публичной власти собственников основных средств производства или всего народа, призванная осуществлять управление обществом путём издания общеобязательных правил поведения и обладающая способностью принуждения к соблюдению правил. это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.
Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, , представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.
Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, — это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В.В. Лазарев
Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.
1. Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства.
2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.
3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.
4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.
Теория государства и права. М.Н. Марченко.
Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.
Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.
Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).
Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).
Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.
В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.
Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции "государство ничто без права" или "праве ничто без государства" крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право - не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия - в своем содержании, организации, историческом движении, формах - достаточно самостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.
Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.
Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет изучения теории государства и права.
- Место теории государства и права в системе юридических и других общественных наук
- Теория государства и права в системе юридических наук.
- Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
- Методы изучения государства и права.
- Функции теории государства и права
- Характеристика общественной власти и социальных норм в первобытном обществе
- Теории происхождения государства
- Причины и формы возникновения государства
- Основные причины происхождения государства
- Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и западные.
- Понятие государства
- Сущность государства и его социальное назначение
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
- Государство в политической системе
- Роль политических партий в политической системе
- Общественные объединения: понятие, виды, роль в политической системе
- Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
- Понятие и классификация функций государства
- Характеристика внутренних функций государства
- Характеристика внешних функций государства
- Формы и методы осуществления функций государства.
- Понятие формы государства. Факторы, влияющие на ее формирование и эволюцию
- Монархия и ее виды
- Республика и ее виды
- Унитарное государство и его виды
- Федерация: понятие, признаки, принципы образования и функционирования
- Конфедерация и иные формы государственных объединений
- Демократический государственно-правовой режим: понятие и виды
- Антидемократический государственно-правовой режим: понятие и виды
- Механизм государства и принципы его организации и деятельности
- Понятие и признаки органа государства
- Виды органов государства
- Правовой статус личности: понятие и структура
- Основные права и свободы граждан
- Обязанности граждан
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- Понятие права и его признаки.
- Сущность и социальное назначение права
- Принципы права.
- Функции права и их классификация
- Система права. Основания деления системы права на отрасли
- Понятие нормы права
- Структура правовой нормы. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов
- Виды норм права
- Источники (формы) права. Понятие и виды
- Закон. Понятие и Виды.
- Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы
- Понятие подзаконных нормативно-правовых актов и их виды
- Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды
- Коллизии в праве и способы их разрешения
- Действие нормативно-правовых актов во времени
- Правовые отношения: понятие и признаки, виды
- Содержание правовых отношений. Субъективное право и юридическая обязанность
- Субъекты правовых отношений
- Объекты правоотношений
- Юридические факты и их классификация. Фактический состав
- Понятие и формы реализации права
- Понятие и основания применения права
- Стадии применения права. Акты применения права
- Понятие и способы толкования норм права
- Виды толкования норм права. Акты толкования
- Пробелы в праве и способы их восполнения
- Правомерное поведение. Понятие и виды
- Правонарушение: понятие, состав, виды
- Причины правонарушений в обществе
- Юридическая ответственность. Понятие, признаки и основания возникновения
- Цели, функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности
- Правосознание: понятие, структура, виды
- Правовая культура и правовое воспитание
- Законность: понятие, содержание, принципы
- Правопорядок в обществе
- Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии
- Правовое государство и его признаки
- Типология государства
- Правовая система
- Ценность права
- Действие нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц