Виды норм права
Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной степени это деление условно, так как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому лучше, если регулятивные нормы называть правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно. И в зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные. Именно нормы перечисленных отраслей права специализируются в основном на охране общественных отношений.
Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. А некоторые нормы органично соединяют в себе разные свойства. Например, возбудить уголовное дело - это и право и обязанность следователя при определенных условиях. Вместе с тем в одних нормах на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в третьих акцент делается на запрете определенного поведения.
Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один - предпочтительный. Если норма формулирует правило, условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной.
Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные. В особую группу выделяются нормы поощрительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.
Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так называемые специализированные, к которым относятся нормы дефинитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов, нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм)
Классификация правовых норм:
1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства, и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и .т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.
2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства.
Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".
Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).
Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.
Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой.
Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны".
Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).
Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".
Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.
3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий. отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.
Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. /
Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.
5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей и др.
Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предмет изучения теории государства и права.
- Место теории государства и права в системе юридических и других общественных наук
- Теория государства и права в системе юридических наук.
- Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
- Методы изучения государства и права.
- Функции теории государства и права
- Характеристика общественной власти и социальных норм в первобытном обществе
- Теории происхождения государства
- Причины и формы возникновения государства
- Основные причины происхождения государства
- Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и западные.
- Понятие государства
- Сущность государства и его социальное назначение
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
- Государство в политической системе
- Роль политических партий в политической системе
- Общественные объединения: понятие, виды, роль в политической системе
- Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
- Понятие и классификация функций государства
- Характеристика внутренних функций государства
- Характеристика внешних функций государства
- Формы и методы осуществления функций государства.
- Понятие формы государства. Факторы, влияющие на ее формирование и эволюцию
- Монархия и ее виды
- Республика и ее виды
- Унитарное государство и его виды
- Федерация: понятие, признаки, принципы образования и функционирования
- Конфедерация и иные формы государственных объединений
- Демократический государственно-правовой режим: понятие и виды
- Антидемократический государственно-правовой режим: понятие и виды
- Механизм государства и принципы его организации и деятельности
- Понятие и признаки органа государства
- Виды органов государства
- Правовой статус личности: понятие и структура
- Основные права и свободы граждан
- Обязанности граждан
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- Понятие права и его признаки.
- Сущность и социальное назначение права
- Принципы права.
- Функции права и их классификация
- Система права. Основания деления системы права на отрасли
- Понятие нормы права
- Структура правовой нормы. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов
- Виды норм права
- Источники (формы) права. Понятие и виды
- Закон. Понятие и Виды.
- Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы
- Понятие подзаконных нормативно-правовых актов и их виды
- Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды
- Коллизии в праве и способы их разрешения
- Действие нормативно-правовых актов во времени
- Правовые отношения: понятие и признаки, виды
- Содержание правовых отношений. Субъективное право и юридическая обязанность
- Субъекты правовых отношений
- Объекты правоотношений
- Юридические факты и их классификация. Фактический состав
- Понятие и формы реализации права
- Понятие и основания применения права
- Стадии применения права. Акты применения права
- Понятие и способы толкования норм права
- Виды толкования норм права. Акты толкования
- Пробелы в праве и способы их восполнения
- Правомерное поведение. Понятие и виды
- Правонарушение: понятие, состав, виды
- Причины правонарушений в обществе
- Юридическая ответственность. Понятие, признаки и основания возникновения
- Цели, функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности
- Правосознание: понятие, структура, виды
- Правовая культура и правовое воспитание
- Законность: понятие, содержание, принципы
- Правопорядок в обществе
- Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии
- Правовое государство и его признаки
- Типология государства
- Правовая система
- Ценность права
- Действие нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц