Формы и методы осуществления функций государства.
Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.
Формы и методы осуществления функций государства.
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.
Различаются правовые и внеправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права я в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую н правоохранительную.
Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?
От правоисполнытельской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др. •
Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и. правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственною управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа но сбору. оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.
Методы осуществления функций государства достаточно .многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей
Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе.
Формы осуществления функций государства делят на правовые и организационные. Среди правовых форм выделяют правотворческую форму, правоисполнительную и правоохранительную формы осуществления функций государства.
Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства),
Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений.
Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.
Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).
Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.
Выделяют методы осуществления функций государства - способы воздействия на поведение людей.
Методы:
убеждение (власть агитирует).
принуждение (заставляет).
поощрение (создает условия, при которые определенная деятельность становится
выгодной для субъекта, ее исполняющего).
Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:
централизованный метод. Означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности;
децентрализованный метод. Осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни* не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов;
рекомендательный метод. В его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей.
Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства: они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектам, которым они адресованы;
поощрительный метод. Государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции.
Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предмет изучения теории государства и права.
- Место теории государства и права в системе юридических и других общественных наук
- Теория государства и права в системе юридических наук.
- Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
- Методы изучения государства и права.
- Функции теории государства и права
- Характеристика общественной власти и социальных норм в первобытном обществе
- Теории происхождения государства
- Причины и формы возникновения государства
- Основные причины происхождения государства
- Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и западные.
- Понятие государства
- Сущность государства и его социальное назначение
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
- Государство в политической системе
- Роль политических партий в политической системе
- Общественные объединения: понятие, виды, роль в политической системе
- Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
- Понятие и классификация функций государства
- Характеристика внутренних функций государства
- Характеристика внешних функций государства
- Формы и методы осуществления функций государства.
- Понятие формы государства. Факторы, влияющие на ее формирование и эволюцию
- Монархия и ее виды
- Республика и ее виды
- Унитарное государство и его виды
- Федерация: понятие, признаки, принципы образования и функционирования
- Конфедерация и иные формы государственных объединений
- Демократический государственно-правовой режим: понятие и виды
- Антидемократический государственно-правовой режим: понятие и виды
- Механизм государства и принципы его организации и деятельности
- Понятие и признаки органа государства
- Виды органов государства
- Правовой статус личности: понятие и структура
- Основные права и свободы граждан
- Обязанности граждан
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- Понятие права и его признаки.
- Сущность и социальное назначение права
- Принципы права.
- Функции права и их классификация
- Система права. Основания деления системы права на отрасли
- Понятие нормы права
- Структура правовой нормы. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов
- Виды норм права
- Источники (формы) права. Понятие и виды
- Закон. Понятие и Виды.
- Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы
- Понятие подзаконных нормативно-правовых актов и их виды
- Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды
- Коллизии в праве и способы их разрешения
- Действие нормативно-правовых актов во времени
- Правовые отношения: понятие и признаки, виды
- Содержание правовых отношений. Субъективное право и юридическая обязанность
- Субъекты правовых отношений
- Объекты правоотношений
- Юридические факты и их классификация. Фактический состав
- Понятие и формы реализации права
- Понятие и основания применения права
- Стадии применения права. Акты применения права
- Понятие и способы толкования норм права
- Виды толкования норм права. Акты толкования
- Пробелы в праве и способы их восполнения
- Правомерное поведение. Понятие и виды
- Правонарушение: понятие, состав, виды
- Причины правонарушений в обществе
- Юридическая ответственность. Понятие, признаки и основания возникновения
- Цели, функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности
- Правосознание: понятие, структура, виды
- Правовая культура и правовое воспитание
- Законность: понятие, содержание, принципы
- Правопорядок в обществе
- Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии
- Правовое государство и его признаки
- Типология государства
- Правовая система
- Ценность права
- Действие нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц