Правопорядок в обществе
С законностью теснейшим образом связано другое правовое явление - правовой порядок (правопорядок). Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности. Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.
Важно иметь в виду следующие обстоятельства:
- во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
- во-вторых, укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
- конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств, рассматриваемых ниже.
Роль законности и правопорядка может быть рассмотрен с различных позиций, и прежде всего с точки зрения интересов государства и личности. Для государства эта роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.
Особое место этого метода связано, во-первых, с тем, что правовые нормы регулируют все самые главные стороны жизни общества: экономику, политическую деятельность, имущественные отношения, вопросы семьи и брака и т.д. Следовательно, от соблюдения и исполнения соответствующих норм зависит порядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности, само существование общества. Во-вторых, другие методы государственного руководства обществом часто реализуются через правовое регулирование. Так, планирование (метод организационный) нередко осуществляется посредством утверждения плана нормативным актом (например, закон о бюджете); заработная плата (метод экономический) устанавливается через нормативное закрепление ее размеров, порядка начисления и выплат и т.п.
С позиций личности законность и правопорядок выступают в первую очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. А поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности.
Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом: они выступают как основа, ядро порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры.
Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они - его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.
В свете изложенного можно сделать некоторые прогнозы по поводу развития законности в условиях формирования правового государства.
Во-первых, произойдет последовательное расширение предметной стороны законности, т.е. круга тех объектов, которые приобретут свойство законности. Это будет относиться к различным видам деятельности (поведения) людей, к правовым актам (нормативным, правоприменительным и иным актам реализации права), управленческим и иным документам, отношениям людей и их организациям. При этом в сферу законности все больше будут входить те объекты, которые традиционно рассматривались как неправовые, что связано с осуществлением принципа: «Разрешено (т.е. законно) все, что законом не запрещено».
Во-вторых, произойдут изменения в субъектной стороне законности. Формирование правового государства предполагает, что все субъекты общественных отношений без исключения (государство, его органы, общественные объединения, должностные лица, трудовые коллективы и др.) реально станут носителями как обязанности строго соблюдать правовые предписания, так и права требовать соблюдения законности от других субъектов. При этом реальность этих прав и обязанностей будет постоянно повышаться, пока не станет практически абсолютной.
В-третьих, будет совершенствоваться нормативная сторона законности. Это совершенствование произойдет, по меньшей мере, в трех направлениях. С одной стороны, содержание законодательства во все большей степени будет соответствовать реальным условиям и прогрессивным тенденциям развития общества (изменение методов руководства экономикой, демократизация социальной жизни и проч.). С другой стороны, будет улучшаться сам нормотворческий процесс, что связано, прежде всего, с его демократизацией, участием в нем широких кругов общественности, с расширением его научной базы. И наконец, коренным образом должна измениться структура законодательства. Основным источником права на деле должен стать закон. При этом, в отличие от многих существующих, новые законы должны быть, как правило, законами прямого действия, что сделает ненужным издание дополняющих и конкретизирующих инструкций и позволит на деле реализовать принцип верховенства закона.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предмет изучения теории государства и права.
- Место теории государства и права в системе юридических и других общественных наук
- Теория государства и права в системе юридических наук.
- Теория государства и права в системе гуманитарных наук.
- Методы изучения государства и права.
- Функции теории государства и права
- Характеристика общественной власти и социальных норм в первобытном обществе
- Теории происхождения государства
- Причины и формы возникновения государства
- Основные причины происхождения государства
- Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и западные.
- Понятие государства
- Сущность государства и его социальное назначение
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
- Государство в политической системе
- Роль политических партий в политической системе
- Общественные объединения: понятие, виды, роль в политической системе
- Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
- Понятие и классификация функций государства
- Характеристика внутренних функций государства
- Характеристика внешних функций государства
- Формы и методы осуществления функций государства.
- Понятие формы государства. Факторы, влияющие на ее формирование и эволюцию
- Монархия и ее виды
- Республика и ее виды
- Унитарное государство и его виды
- Федерация: понятие, признаки, принципы образования и функционирования
- Конфедерация и иные формы государственных объединений
- Демократический государственно-правовой режим: понятие и виды
- Антидемократический государственно-правовой режим: понятие и виды
- Механизм государства и принципы его организации и деятельности
- Понятие и признаки органа государства
- Виды органов государства
- Правовой статус личности: понятие и структура
- Основные права и свободы граждан
- Обязанности граждан
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- Понятие права и его признаки.
- Сущность и социальное назначение права
- Принципы права.
- Функции права и их классификация
- Система права. Основания деления системы права на отрасли
- Понятие нормы права
- Структура правовой нормы. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов
- Виды норм права
- Источники (формы) права. Понятие и виды
- Закон. Понятие и Виды.
- Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы
- Понятие подзаконных нормативно-правовых актов и их виды
- Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды
- Коллизии в праве и способы их разрешения
- Действие нормативно-правовых актов во времени
- Правовые отношения: понятие и признаки, виды
- Содержание правовых отношений. Субъективное право и юридическая обязанность
- Субъекты правовых отношений
- Объекты правоотношений
- Юридические факты и их классификация. Фактический состав
- Понятие и формы реализации права
- Понятие и основания применения права
- Стадии применения права. Акты применения права
- Понятие и способы толкования норм права
- Виды толкования норм права. Акты толкования
- Пробелы в праве и способы их восполнения
- Правомерное поведение. Понятие и виды
- Правонарушение: понятие, состав, виды
- Причины правонарушений в обществе
- Юридическая ответственность. Понятие, признаки и основания возникновения
- Цели, функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности
- Правосознание: понятие, структура, виды
- Правовая культура и правовое воспитание
- Законность: понятие, содержание, принципы
- Правопорядок в обществе
- Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии
- Правовое государство и его признаки
- Типология государства
- Правовая система
- Ценность права
- Действие нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц