6. Виды и принципы экологической экспертизы
В соответствии с законодательством в России осуществляются государственная и общественная экологическая экспертиза. Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.
В литературе по экологическому праву можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводится ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Проведение таких экспертиз самостоятельного правового значения не имеет.
С учетом роли экологической экспертизы как гаранта обеспечения учета экологических требований при планировании экологически опасной хозяйственной деятельности и принятии решений важным является вопрос о принципах проведения государственной экологической экспертизы. Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" такая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Данный принцип означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду. Исходя из этой презумпции, перед лицами, участвующими в процессе экологической экспертизы, стоит первоочередная задача выявить все потенциальные виды и масштабы таких воздействий;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. Этот принцип адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Для заказчика это означает, что он не вправе принять решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять ее, не представив материалы на государственную экологическую экспертизу. Для уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы из этого принципа вытекает обязанность принять на экспертизу материалы, организовать и провести государственную экологическую экспертизу;
- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий. Изложенный принцип обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы;
- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы. Обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и, в конечном счете, права каждого на благоприятную окружающую среду;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу. Данный принцип, прежде всего, обязывает заказчика обеспечить представление на экологическую экспертизу достоверной и полной информации об объекте экспертизы;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы. Он означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на ее проведение, задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспертируемого объекта и выводах по нему;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы. Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованными, а содержащиеся в них суждения и выводы должны быть научно аргументированными. Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность в данной области проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключения выводов по нему каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом.
Содержание принципа законности заключений экологической экспертизы означает, что если в процессе проведения государственной экологической экспертизы объекта эксперты устанавливают, что планируемая деятельность соответствует экологическим требованиям, это дает им основание принять решение о допустимости реализации объекта. Если заказчиком не выполнены (не соблюдены) экологические требования, то комиссия не вправе допустить реализацию объекта; другими словами, комиссия не вправе дать положительное заключение. Если же такое заключение все же дается, то это служит основанием для вывода о нарушении принципа законности при проведении государственной экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Данный принцип устанавливает обязанность других субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участия о ней общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Невыполнение ими этой обязанности является правонарушением и соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы - важнейшее требование и условие эффективности экспертизы в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.
- Предмет экологического права.
- Порядок изъятия и предоставления земельных участков.
- Расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
- Экологическая функция российского государства.
- Обязанности собственников, владельцев и пользователей земельных участков.
- Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
- Основные принципы охраны окружающей среды.
- Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства. Федеральный закон "о личном подсобном хозяйстве" от 7 июля 2003 г. N 112-фз
- Порядок применения дисциплинарных взысканий.
- Предмет аграрного права.
- Правовая охрана атмосферного воздуха.
- Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
- Концепция отношения общества к природе.
- Основания для возникновения прав на земельные участки.
- Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
- Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права.
- Земельный правопорядок, как институт земельного права.
- Основные права и обязанности работодателя.
- Принципы экологического права.
- Правовое регулирование труда лиц, работающих по совместительству
- Основания прекращения аренды земельного участка.
- Правовое регулирование труда несовершеннолетних.
- Понятие, особенности и система источников экологического права.
- Содержание правовой охраны земель.
- Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц.
- Понятие и виды экологических прав человека.
- Органы государственного управления земельным фондом.
- Ежегодные основные и дополнительные отпуска.
- Основы формирования экологической культуры.
- Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочной работы, времени простоя.
- Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы.
- Принципы земельного права.
- Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с виновным поведением работника.
- 2. Основания увольнение по пункту 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации
- Понятие права природопользования и его виды.
- Порядок расторжения коллективных трудовых споров.
- Государственный экологический мониторинг
- Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
- 3.Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
- 77. Конституционные основы законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов
- Административная ответственность за экологические правонарушения.
- 3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Глава 31. Общие положения
- Глава 32. Ученический договор
- Государственная экологическая экспертиза и государственный экологический контроль.
- 6. Виды и принципы экологической экспертизы
- 7. Объекты государственной экологической экспертизы
- 8. Порядок проведения государственной
- 2.1. Государственный общий экологический контроль
- 2.2. Государственный специальный экологический контроль
- Понятие аграрных правоотношений. Виды и структура аграрных правоотношений.
- 3 Понятие и виды переводов на другую работу
- 60 Земельные участка крестьянского (фермерского) хозяйства
- Понятие и виды времени отдыха.
- 2 Вариант
- Аренда земель сельскохозяйственного назначения.
- 1.Право пользования недрами
- 2. Общие условия приватизации земельных участков.
- 3.Понятие и виды рабочего времени.
- 1.Понятие, виды и задачи экологического надзора (контроля).
- 2.Правовой режим лесного фонда
- 3.Порядок применения дисциплинарных взысканий
- 1.Право лесопользования.
- 2.Землеустройство.
- 3. Испытание при приеме на работу.
- 1.Правовая охрана вод.
- 2.Система аграрного права.
- 3. Материальная ответственность работодателя.
- 1.Право водопользования.
- 2. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и его правосубъектность.
- 3. Порядок организации и проведения забастовок.
- 1.Источники воздухоохранного права.
- 2. Правовая охрана окружающей среды в городах.
- 3.Материальная ответственность работников.
- 3 Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
- Право общего природопользования
- 3 Понятие и система заработной платы.
- 1. Принципы аграрного права.
- 1. Охрана и рациональное использование лесов
- 3 Индивидуальные трудовые споры.