logo
Совершенствование административного контроля внешнего благоустройства городских территорий (на примере АТИ ЮВАО ОАТИ города Москвы)

1.1 Формирование системного подхода к благоустройству территорий города Москвы

Наряду с градостроительными, архитектурными, техническими аспектами большое значение для формирования высоких архитектурно-художественных, функционально-планировочных, социально-бытовых, санитарно-гигиенических и экологических качеств городских территорий в целом, и территорий жилой застройки в частности, имеет благоустройство территорий. Жилье не может считаться комфортным, если окружение здания не благоустроено.

Формирование благоприятной среды жизнедеятельности является основной целью градостроительной политики, осуществляемой органами государственной власти и местного самоуправления Москвы по причине того, что на сегодняшний день 60-70% городских территорий занимают территории жилой застройки.

В течение длительного времени благоустройство в городе осуществлялось по отдельным элементам и не увязывалось в единое территориальное решение, однако на сегодняшний день благоустройство является социальной проблемой, вследствие чего с каждым годом повышаются уровни требований к благоустройству. В последнее время оно стало осуществляться по проектам, выполненным профессионалами. Проект должен учитывать исторические особенности, сложившуюся инфраструктуру квартала, численность и возрастные категории проживающего населения, то есть подход должен быть индивидуален для каждого района и двора. Более того, на сегодняшний день, согласно постановлению Правительства Москвы от 5 апреля 2005 года «Об итогах реализации программы «Мой двор, мой подъезд» за 2004 год и задачах на 2005-2006 годы» работы по благоустройству территорий в рамках программы «Мой двор, мой подъезд» должны осуществляться только при наличии проектной документации, разработанной специализированными организациями и согласованной в установленном порядке с заинтересованными организациями.

Москва является не просто городом, а столицей России, одним из крупнейших городов мира, мировым культурным центром. Статус города привел к тому, что Правительство Москвы одним из первых занялось проблемой по приведению территории города в порядок, и, начиная с 90-ых годов, началось стимулирование активного проведения работ по благоустройству территорий, что и было сделано. С 1996 года в жизни города появились городские целевые программы благоустроительного характера: «Мой двор, мой подъезд», «Улучшаем свое жилище» и другие. В целях повышения качества жизни москвичей и благоустройства жилой среды, Правительством Москвы разработана и реализуется программа "Мой двор - Мой подъезд"[приложение Г]. Данная Программа является неотъемлемой составной частью реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе Москве. Реализация программы предусматривает мероприятия, направленные на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды, на улучшение состояния и благоустройства дворов, наведение порядка и улучшение состояния подъездов жилых домов, обеспечение сохранности жилого фонда, а также меры, направленные на обеспечение безопасности жильцов что, несомненно способствовало повышению уровня благоустроенности территории и, соответственно, качеству городской среды.

Вместе с тем в процессе благоустройства города стали проявляться некоторые негативные особенности, в частности несоответствие применяемых методов и материалов положению и роли территории в городской структуре, наличие «заброшенных», т.е. неучтенных территорий; несинхронизированность различных видов работ на одной территории. Во многом эти недостатки обусловлены отсутствием градостроительной модели комплексного благоустройства. Требовалось изменение подхода к осуществлению благоустройства городских территорий.

Впервые попытка комплексно рассмотреть эти вопросы была предпринята в последнем Генеральном плане города Москвы. В данном документе впервые комплексное благоустройство было выделено в самостоятельное направление градостроительного развития и определены его основные задачи.

Комплексное благоустройство трактуется как взаимоувязанное применение средств ландшафтной архитектуры, пластической организации и покрытия поверхности земли, средств освещения и цветового решения, декоративного озеленения, визуальной информации, рекламы [20]. В качестве объекта комплексного благоустройства теперь рассматривается все территория города, ранжированная по уровням, а также город в целом.

Новая трактовка объекта комплексного благоустройства потребовала распространить на эту сферу основные механизмы градостроительного регулирования. Были разработаны специальные нормативы, определяющие требования к проектированию таких объектов для различных функциональных территорий города Москвы, а также формы паспортов на благоустройство.

В настоящее время в Москве ведется планомерная работа по комплексному благоустройству не только отдельных объектов, но и территорий микрорайонов, районов города и даже планировочных зон.

Изменилась и содержательная часть благоустройства. В настоящее время благоустройство включает в себя комплекс мероприятий:

· по инженерному благоустройству (инженерной подготовке и инженерному оборудованию, искусственному освещению);

· социально-бытовому благоустройству (совершенствованию системы социально-бытового обслуживания населения);

· внешнему благоустройству (озеленению, организации движения транспорта и пешеходов, оснащению территории малыми архитектурными формами и элементами благоустройства);

· экологическому благоустройству (оздоровлению окружающей среды, улучшением санитарно-гигиенических условий территорий жилой застройки, обеспечивающие экологическое благоустройство территории) [17];

Процесс благоустройства объекта включает в себя, прежде всего проектирование системы благоустройства, реализацию благоустроительного проекта, содержание и техническую эксплуатацию, ремонт и реконструкцию системы благоустройства объекта и его элементов.

Проектирование благоустройства территории может и должно осуществляться проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности и получившей заказ на выполнение этой работы. Проект благоустройства является составной частью как градостроительной, так и архитектурно-строительной документации. Чем качественнее проектное решение, тем более полно в нем учтены, в том числе эксплуатационные качества, тем более долго можно эксплуатировать такой объект без коренных реконструктивных мероприятий в сфере благоустройства. Однако это справедливо лишь при достаточно высоком качестве возведения объекта и реализации в натуре проекта его благоустройства [23].

Вопросы комплексного благоустройства решаются на всех стадиях градостроительного и архитектурно-строительного проектирования и реализуются в полном соответствии с разработанным Генеральным планом развития Москвы до 2020 года. Генеральный план является основой для разработки и осуществления перспективных и первоочередных программ развития городской инфраструктуры, сохранения и развития территорий природного комплекса, реконструкции жилых и реорганизации производственных территорий, развития общественных, деловых и культурных центров, объектов туризма и отдыха, комплексного благоустройства и эстетической организации городской среды, разработки и реализации градостроительных планов развития территорий административных округов, районов и других территориальных единиц Москвы, проектов планировки и застройки города. Основные идеи комплексного благоустройства определяются концепцией комплексного благоустройства города, отношениями комплексного благоустройства отдельных планировочных зон года и проектами планировки различных функциональных зон и территорий, а конкретные решения, объемы, стоимости -- в проектах застройки отдельных градостроительных комплексов [3].

По причине проявившихся недостатков необходимо было перейти от масштаба Генерального плана к масштабу градостроительного регулирования процессов благоустройства. С этой целью по инициативе Москомархитектуры была разработана Генеральная схема комплексного благоустройства города Москвы. Генеральная схема комплексного благоустройства города Москвы разработана на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2001 г. № 642-ПП «О мероприятиях по формированию нормативной базы комплексного благоустройства в городе Москве» специалистами института Генерального плана Москвы и «Моспроекта-3» под руководством Главного архитектора Москвы А.В. Кузьмина и Главного художника Москвы И.Н. Воскресенского. В работе приняли участие специалисты Департаментов природопользования, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Комитетов рекламы, информации и оформления, Культуры, ОАТИ города Москвы, а также ряда организаций, занятых благоустройством Москвы. Генеральная схема одобрена постановлением Правительства Москвы №746-ПП от 02.09.2003 [24].

Генеральная схема детализирует основные положения Генерального плана по комплексному благоустройству. В ней впервые были определены дифференцированные градостроительные требования к благоустройству различных территорий города, увязанные с действующими нормами и правилами. По сути, сама схема представляет собой нормативы, наложенные на карту города и получившие конкретную географическую привязку [3].

В основу документа положен градостроительный подход к проектированию и реализации комплексного благоустройства города, предусматривающий деление всей его территории на ряд зон.

К первой отнесены территории сложившейся, сохраняемой застройки, на которых до 2020 года не планируется новое строительство и реконструкция и где комплексное благоустройство становится ведущим фактором формирования и улучшения городской среды. В данном случае речь идет о «целевом» благоустройстве, предполагающем проведение специальных программ, направленных на улучшение психологического микроклимата и повышение инвестиционной привлекательности территорий.

Вторая зона - участки намечаемого нового строительства и реконструкции территорий жилого, общественного и производственного назначения. На этих территориях осуществляется «сопутствующее» благоустройство. Оно входит в состав разрабатываемой проектной документации и является обязательным условием сдачи объекта в эксплуатацию.

Еще одна зона - наиболее ценные в природном отношении территории, или так называемая «зона умолчания». В отличие от зон активной рекреации, где организуются места отдыха, развлечений, применяются методы ландшафтной архитектуры, в «зонах умолчания» основными методами благоустройства являются экологическая реабилитация и реставрация естественного природного ландшафта. В отдельных случаях возможно восстановление «природоподобных» ландшафтов.

В Генеральной схеме определены требования к комплексному благоустройству городских территорий в зависимости от их местоположения в исторической, функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуре города. В основу дифференциации приемов благоустройства с точки зрения местоположения в исторической структуре положено «кольцевое» зонирование города, отражающее эволюцию развития Москвы.

Так, в историческом центре приоритетными являются требования охраны историко-культурного наследия. Здесь рекомендуется выявлять историческую специфику территории, предусматривать гармоничное взаимодействие с ценной планировкой и застройкой, поддерживать масштаб исторической застройки. На таких территориях возможно только индивидуальное проектирование всех элементов комплексного благоустройства, использование исторических стилистических особенностей в решении элементов городского дизайна. В условиях высокой плотности застройки центра города здесь целесообразно максимально использовать возможности крышного, вертикального, мобильного озеленения и цветочного оформления.

В срединной зоне (в границах проектируемого четвертого транспортного кольца) возможно применение смешанных методов благоустройства, отражающих переходный характер зоны от исторического центра к современной периферии.

Периферийные районы Москвы, за исключением территорий, имеющих историко-культурное значение, рассматриваются как зона применения новаторских методов и приемов благоустройства. Здесь целесообразно активно использовать рельеф, создавать искусственные водоемы, применять цветники, различные формы озеленения и мощения, авангардные колористические решения и приемы освещения, ультрасовременный дизайн малых форм. Такой подход уже частично реализован в новых жилых районах - Марьинский парк, Южное Бутово, Косино, Жулебино. Идет реализация проекта Куркино.

Различия в подходах к благоустройству определяются и местоположением проектируемой территории в функционально-планировочной организации города. Так, спецификой территорий общественного назначения является их высокая градостроительная значимость и уникальный характер застройки, что предполагает индивидуальный подход к проектированию благоустройства. Цели благоустройства на территориях жилого назначения - создание безопасной, комфортной и эстетически привлекательной среды, формирование единой, доступной для всех жителей системы общественных пространств на уровне жилых групп, микрорайонов и жилых районов, соблюдение камерного масштаба объемно-композиционных решений. На рекреационных территориях преимущественными являются методы ландшафтной архитектуры и экологической реабилитации.

На территориях производственного назначения благоустройство направлено на создание комфортных условий работы и предполагает максимальную изоляцию общественных пространств, площадок отдыха от мест производства работ, а также дифференциацию приемов в зависимости от отраслевой направленности производства.

На территориях инженерных и транспортных, коммуникаций благоустройство проектируется с учетом обеспечения безопасности и защиты прилегающих территорий от воздействия транспорта и инженерных коммуникаций. Так, на городских магистралях дизайн, архитектурное освещение, реклама и информационные знаки применяются с учетом быстрой сменяемости «кадров», а также требований безопасности движения. Единое стилистическое решение в дизайне пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, системы указателей уже успешно применено на МКАД и третьем транспортном кольце. Детальные требования к благоустройству различных функционально-планировочных зон города, полный перечень всех применяемых элементов определены Нормами и правилами проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы.

Комплексное благоустройство учитывает положение территории в архитектурно-пространственной структуре города: высотные акценты застройки, участки открытого видового фронта и др. На застроенных территориях основные силуэтоформирующие объекты акцентируются средствами колористики и архитектурного освещения, при необходимости - средствами городского дизайна, включая рекламу. На незастроенных территориях применяется озеленение, малые формы и другие средства городского дизайна с максимально выразительным силуэтом. Успешно реализовано архитектурно-художественное освещение исторических высотных комплексов в центральной части города.

В панорамоформирующих зонах рекомендуется выявление и поддержание планировочной структуры средствами озеленения и мощения, а также размещение объектов городского дизайна и рекламы в местах, не перекрывающих зоны панорамного восприятия городских пространств.

В Генеральной схеме выделены приоритетные территории, благоустройство которых имеет особое значение для улучшения городской среды и может стать одним из первоочередных направлений в ее реализации. К ним отнесены, с одной стороны, общественные пространства города, формирующие его «парадное» лицо. Часть этих территорий уже достаточно хорошо благоустроена. А те, которые пока не соответствуют требованиям столичного города, перспективны для инвестирования. С другой стороны, в качестве приоритетных зон выделены территории санитарно-защитных зон предприятий и технических зон коммуникаций. Благоустройство здесь развито очень слабо, такие участки не являются коммерчески привлекательными. Подобные территории необходимо вовлечь в благоустроительный процесс, включить в организованное городское пространство для улучшения экологической ситуации и визуального восприятия территории. В этом направлении еще предстоит большая работа по уточнению приемов благоустройства, определению экономических и правовых принципов реализации соответствующих программ.

Общественные пространства города требуют применения всего комплекса методов и средств благоустройства, позволяющих четко выявить пешеходные пространства, обеспечить удобство передвижения, подходов к объектам посещения, а также необходимую информацию для пешеходов. На этих территориях, формирующих «парадный» облик города, должны устанавливаться фонтаны, монументы и городская реклама.

Санитарно-защитные зоны предприятий нуждаются в особых методах организации защитного (буферного) озеленения с наибольшим природоохранным и средозащитным эффектом. В то же время современные требования к благоустройству городских территорий предполагают применение живописных композиций, декоративных деревьев и цветников, что позволят обеспечить визуальную изоляцию монотонной производственной застройки и сформировать привлекательный облик территории. Для благоустройства санитарно-защитных зон необходимо разработать механизмы привлечения предприятий (на основе долевого участия во всех объектах, формирующих санитарно-защитных зон) к разработке проектов благоустройства санитарно-защитных зон и их реализации.

Технические зоны коммуникаций не подлежат застройки и потому зачастую бесхозны и не нужны.

Главная практическая ценность Генеральной схемы заключается в том, что ею могут пользоваться все участники процесса благоустройства - от городских структур и подразделений, определяющих направления работы в округах, до проектировщиков. Она также позволяет определить зоны ответственности города и префектур. Дальнейшая детализация Схемы осуществляется в рамках окружных программ по благоустройству. Например, в Северо-восточном округе уже реализуется градостроительный подход к благоустройству, осуществлен переход от списочного принципа ведения работ к комплексному освоению территории по принципу «округ-район-микрорайон-двор».

Предложенный в Генеральной схеме подход к рассмотрению территории города с позиций целевого и сопутствующего благоустройства позволяет выявить зоны, где уже сегодня можно осуществлять долгосрочные программы по благоустройству, определить участки «временного» благоустройства (в связи с предстоящим строительством), в которое не имеет смысла вкладывать большие средства.

Определив с помощью Генеральной схемы, в какой зоне города находится объект, проектировщик получает необходимую информацию о градостроительных ограничениях и требованиях, предъявляемых к благоустройству данной территории. Перечень обязательных элементов благоустройства он найдет в соответствующих нормативах. Дальнейший процесс проектирования превращается в творческий поиск решений на «заданную тему».

Внедрение Генеральной схемы - важный шаг на пути к формированию особей отрасли проектирования и городского хозяйства - комплексного благоустройства. Ее материалы уже сейчас позволяют планировать основные направления и объемы работ по благоустройству конкретных территорий, определить круг участников процесса, привлечь различные источники финансирования.