logo
Gosy_vse_otvety

72. Территориальное устройство и население города Москвы.

Территориальное деление города Москвы осуществляется на основании Устава города Москвы и правовых актов города Москвы. Территориальное деление Москвы — это «взаимосвязанная система территориальных единиц, создаваемая в пределах границ города. Территориальными единицами города Москвы являются районы и административные округа, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы». При этом границы округов не могут пересекать границы формирующих их районов. Районы города Москвы образуются с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территории. Образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы. Административные округа - территориальные единицы города Москвы, образуемые для административного управления соответствующими территориями. Образование, преобразование и упразднение административных округов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется Мэром Москвы. Административный округ включает в себя несколько районов города Москвы. Границы административного округа не могут пересекать границ районов. Правительство Москвы регистрирует территориальные единицы города Москвы, изменения территориального деления города, информирует население города Москвы о территориальном делении города Москвы и его изменениях.

На данный момент в Москве 125 районов и 10 административных округов: 1) ЦАО; 2) САО; 3) СВАО; 4) ВАО; 5) ЮВАО; 6) ЮАО; 7) ЮЗАО; 8) СЗАО; 9) ЗАО; 10) Зеленоградский АО. Территориальными органами исполнительной власти (префектурами административных округов и управами районов) руководит непосредственно Мэр Москвы, координирует их деятельность заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы через Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

Префектуры, возглавляемые префектами административных округов, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территориях административных округов города Москвы. Административные округа образованы для административного управления соответствующими территориями. Префекты АО назначаются на должность и освобождается от должности Мэром Москвы. В Положении о префектуре АО города Москвы определены основные задачи, полномочия, права префектуры, организация ее деятельности и другие организационные вопросы. Префектура осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями, в пределах своей компетенции представляет интересы Правительства Москвы во взаимоотношениях с территориальными органами исполнительной власти, отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

В ведении префектуры могут находиться государственные унитарные предприятия, организации, учредителями которых является город Москва. Контрольную, координирующую, исполнительно-распорядительную деятельность префектура осуществляет в области экономики, финансов, управления имуществом, строительства, землепользования и охраны окружающей среды, жилищной политики и ЖКХ хозяйства, потребительского рынка и услуг, транспорта, связи и безопасности движения, социальной защиты населения, молодежной, семейной политики, труда и занятости, образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Положение о префектуре содержит подробное перечисление задач, которые должен решать этот исполнительной власти Москвы в соответствии с наделенными полномочиями при проведении контрольной, координирующей и исполнительно-распорядительной деятельности. Руководство префектурой и осуществляется на основе единоначалия аппарата префектуры в ранге заместителя префекта

Назначаются и освобождаются от должности правительством Москвы по предоставлению префекта АО. При перфекте создается коллегия, которая рассматривает основные вопросы деятельности префектуры и подведомственных ей учреждений, организаций. Решения коллеги оформляются протоколами. Реализация решений коллегии осуществляется, как правило, распоряжениями и/или приказами префекта.

Управа района – территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельность управы района осуществляет префект соответствующего АО в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами города Москвы. В ведении управы района могут находиться государственные унитарные предприятия, организации, учредителями которых является город. Управа района осуществляет в пределах, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы, исполнительно-распорядительную, координирующую, контрольную деятельность на территории района, взаимодействуя с федеральными органами власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.

Во взаимодействиях с отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления управа района представляет интересы Правительства Москвы в пределах своей компетенции. Области полномочий управ районов идентичны тем, что определены для префектуры, но собственно полномочия ограничены компетенцией управ как органа исполнительной власти. Например, осуществляя полномочия в области экономики, финансов, управления имуществом, управа разрабатывает ежегодно программу социально-экономического развития своего района, представляет ее на утверждение в префектуру, обеспечивает выполнение этой программы в пределах предоставленных полномочий и материально-финансовых ресурсов, предоставляет ежегодно префекту отчет о выполнении программы.

В области ЖКХ и жилищной политики управа является распорядителем средств ЖКХ, предусмотренных в бюджете города Москвы, и целевого бюджетного фонда развития территории в части, относящейся к району. Осуществляя координирующую деятельность, управа, например, совместно с префектурой АО обеспечивает проведение работ по переселению жителей из ветхого и морально устаревшего жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции. В области взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, управа района участвует совместно с соответствующими органами исполнительной власти города Москвы и военными комиссариатами в обеспечении исполнения законодательства по обороне, мобилизационной готовности и воинской обязанности всеми должностными лицами, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы.

Глава управы назначается и освобождается от должности Правительством Москвы по представлению префекта соответствующего АО; назначается на срок полномочий Мэра. Контроль за деятельностью управы района осуществляет префектура соответствующего АО и Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы. Образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы, по АО эти вопросы решаются Мэром Москвы.

На территории города Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом и законами города Москвы осуществляется местное самоуправление. Муниципальные образования - территории города Москвы, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Каждое муниципальное образование имеет выборные органы местного самоуправления, устав, определяющий его деятельность, муниципальную собственность и местный бюджет, а также вправе иметь собственную символику (герб, эмблему, флаг). Статус внутригородских муниципальных образований определяется Уставом города Москвы, законами города Москвы и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».По типу муниципальные образования в Москве относятся к внутригородской территории города федерального значения. Территория и границы внутригородских муниципальных образований определяются законом «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве», согласно которому в Москве сейчас 125 муниципальных образований, границы которых совпадают с границами административных районов Москвы. При этом сами муниципальные образования не являются объектами административного деления. Структура органов местного самоуправления, а также наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок их избрания (назначения), компетенция, сроки полномочий, подотчётность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Уставом города Москвы, законом «Об организации местного самоуправления…» и другими законами города Москвы. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, то есть вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования.

Органами местного самоуправления в муниципальном образовании Москвы являются:

1) Муниципальное собрание – представительный орган местного самоуправления;

2) Муниципалитет – исполнительно-распорядительный орган; другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования.

7 декабря 2011 года Совет Федерации утвердил Соглашение между властями Москвы и Московской области, согласно которому с 1 июля 2012 года в состав столицы из области будут переданы территории общей площадью примерно 148 тыс. га. В Москву планируется включить 21 муниципальное образование целиком и ещё 3 отдельных небольших участка.

Город Москва имеет территорию, население, органы государственной власти, свое законодательство. Жители города Москвы, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории города Москвы, составляют население города Москвы. Жители города Москвы (москвичи) - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности. Жители города Москвы в своей совокупности образуют городское сообщество. Источником власти в городе Москве являются жители города Москвы, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти жителей города Москвы являются референдум города Москвы и свободные выборы.

Численность населения Москвы за период с 2002 по 2010 год выросло на 10,9% - до 11 миллионов 514 тысяч человек, свидетельствуют предварительные итоги Всероссийской переписи, опубликованные Федеральной службой государственной статистики Росстат. Это 8,1% от всего населения России. В настоящее время Население Москвы превышает 12 млн., а по некоторым оценкам, с учётом маятниковой миграции, оно достигает 18 млн. человек. Самыми населенными являются Южный округ Москвы, где проживает 15% населения города, и Восточный округ - 13%. Быстрее всего росла численность населения в Западном округе - на 23% и в Северо-Западном округе - на 21% (по сравнению с 2002 годом).

Присутствие в столице представителей национальностей. Процентное соотношение: русские – 84,83%; украинцы – 2,44%; татары – 1,6%; армяне -1,2%; азербайджанцы - 0,92%; евреи – 0,76%; белорусы – 0,57%; грузины – 0,52%; молдаване – 0,35%; таджики – 0,34%; узбеки – 0,23%; чеченцы – 0,14%; китайцы – 0,12%; лица, не указавшие национальность - 4,02 %.

73. Органы государственной власти города Москва.

Согласно Уставу города Москвы (основному закону города Москвы), основная цель осуществления властных полномочий как органами государственной власти, так и местного самоуправления – обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития Москвы в интересах его населения. Эти органы и их должностные лица осуществляют свои полномочия на основе закона о разграничении предметов ведения, функций и полномочий. В пределах этих полномочий они самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы.

Государственная власть на территории Москвы осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим и единственным органом законодательной власти города Москвы является Московская городская Дума. Московская городская Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Численный состав Московской городской Думы - 35 депутатов. Московская городская Дума избирается сроком на пять лет. В соответствии с Законом г. Москвы от 22.12.2010 N 55 с 1 августа 2011 года часть 3 статьи 33 будет изложена в новой редакции: "3. Численный состав Московской городской Думы - 45 депутатов. Московская городская Дума избирается сроком на пять лет." Часть 3 статьи 33 не распространяется на срок полномочий Московской городской Думы четвертого созыва (Закон г. Москвы от 22.10.2008 N 48). Депутаты Московской городской Думы избираются жителями города Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Московской городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий избирательным правом. Московская городская Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного численного состава Московской городской Думы. Московская городская Дума нового созыва собирается на свое первое заседание по праву на тридцатый день после дня избрания не менее двух третей депутатов от установленного численного состава Московской городской Думы. Первое заседание Московской городской Думы может быть созвано и ранее указанного срока в соответствии с указом Мэра Москвы. Открывает первое заседание старейший по возрасту депутат. Полномочия депутатов Московской городской Думы предыдущего созыва прекращаются с момента открытия первого заседания Московской городской Думы нового созыва.

Полномочия Московской городской Думы: 1) принимает Устав города Москвы;2) принимает законы города Москвы в пределах полномочий города Москвы;3) принимает постановления Московской городской Думы;4) избирает Председателя Московской городской Думы и его заместителей и освобождает их от должности;5) устанавливает и изменяет структуру Московской городской Думы; образовывает и упраздняет депутатские комиссии и рабочие группы Московской городской Думы; утверждает положение об Аппарате Московской городской Думы; назначает руководителя Аппарата Московской городской Думы и освобождает его от должности;6) осуществляет контроль за исполнением законов города Москвы;7) осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;8) избирает представителя от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы;9) направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запрос в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации;10) выражает в порядке, установленном законом города Москвы, согласие на назначение Прокурора города Москвы;11) назначает Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, его заместителя, аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы и освобождает их от должности;12) назначает по представлению Мэра Москвы судей Уставного суда города Москвы;13) назначает дату выборов депутатов Московской городской Думы в порядке, установленном законом города Москвы;14) принимает решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Мэра Москвы;14.1) заслушивает ежегодные отчеты Мэра Москвы о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой;15) участвует в формировании избирательных комиссий в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;16) выражает недоверие Мэру Москвы и должностным лицам, в назначении которых Московская городская Дума принимала участие, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Уставом;17) устанавливает порядок назначения и проведения референдума города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;18) назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в городе Москве в порядке, установленном законом города Москвы;19) назначает мировых судей города Москвы в порядке, установленном законами города Москвы;20) заключает соглашения с органами законодательной (представительной) власти других субъектов Российской Федерации и иностранных государств;21) утверждает договоры и соглашения города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законами города Москвы;22) решает иные вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы к ее ведению.

Порядок осуществления Московской городской Думой своих полномочий, правила и процедуры работы Московской городской Думы устанавливаются Регламентом Московской городской Думы. Московская городская Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях. Заседания Московской городской Думы проводятся открыто. В предусмотренных Регламентом Московской городской Думы случаях могут проводиться закрытые заседания. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, комиссиям Московской городской Думы и фракциям в Московской городской Думе, Мэру Москвы, Прокурору города Москвы, представителю от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления, а также гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом города Москвы. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит также Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Уставному суду города Москвы, Уполномоченному по правам человека в городе Москве по вопросам их ведения. Председатель Мосгордумы – Платонов Владимир Михайлович.

Высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы является Правительство Москвы. В систему органов исполнительной власти Москвы, возглавляемую Правительством Москвы, входят отраслевые и функциональные органы исполнительной власти столицы, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определённых отраслях и сферах управления городом, а также территориальные органы для управления на местах. Высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, является Мэр Москвы. Для координации деятельности органов исполнительной власти города, подведомственных Правительству, могут создаваться Комплексы городского управления.

Порядок организации и деятельности Правительства Москвы устанавливается законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы. Правительство Москвы обладает правами юридического лица.

Мэр Москвы - Гражданин Российской Федерации, который наделяется полномочиями Мэра Москвы на пять лет в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Уставом. Мэр Москвы не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности города Москвы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также обязан соблюдать иные ограничения и запреты, установленные федеральным законодательством и законами города Москвы. Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий.

Правительство Москвы состоит из 19 членов: Мэра Москвы, 8 заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы; 9 министров Правительства Москвы, в том числе: 3 министра подчиняются непосредственно Мэру Москвы, 6 министров подчиняются заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы.

Система органов исполнительной власти города Москвы включает в себя 50 органов (в том числе 32 департамента, 8 комитетов, 2 главных управления, 4 управления и 4 государственных инспекции), не считая Аппарата Мэра и Правительства Москвы, префектур административных округов и управ районов. Руководители департаментов (если не указано иное), председатели комитетов, начальники главных управлений, управлений и государственных инспекций не являются членами Правительства Москвы. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом. Руководители указанных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы. Положения об отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы утверждаются Правительством Москвы.

Мэр Москвы (С.С. Собянин) осуществляет контроль за деятельностью и координацию работы следующих структур:

1) Аппарат Мэра и Правительства Москвы (возглавляет заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы – руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы (Ракова А.В.);

2) Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (возглавляет министр правительства Москвы, руководитель Департамента –Черемин С.Е.;

3) Департамент культурного наследия города Москвы (Министр правительства, руководитель Департамента – Кибовский А.В.;

4) Департамент финансов города Москвы (Министр Правительства и руководитель Департамента – Чистова В.Е.;

4.1. Главное управление государственного финансового контроля города Москвы (Винокурова Л.А.);

5) Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы – Кульбачевский А.О.;

6) Контрольный комитет города Москвы (Москонтроль)–Поляков Е.Н.;

Заместитель Мэра Москвы и Правительства Москвы осуществляет руководство Аппаратом Мэра и Правительства Москвы и осуществляет контроль за деятельностью и координацию работы следующих структур:

1) Департамент информационных технологий города Москвы (Ермолаев А.В.);

2) Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы (Пенькова Г.В.);

3) Управление делами Мэра и Правительства Москвы (Чернышов А.И.);

4) Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы (Ермолов Ю.А.);

5) Комитет государственных услуг города Москвы (Степанов А.В.);

6) Управление Мэра Москвы (Зель А.Э.);

7) Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы (Александрова А.Б.);

8) Управление референтуры Мэра и Правительства Москвы (Чинилин П.Ю.);

9) Управление по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы (Горбылев А.А.);

10) Управление по организации работы с документами Правительства Москвы (Кочетов С.В.);

11) Организационно-аналитическое управление Правительства Москвы (Сигачев С.Э.);

12) Контрольное управление Мэра и Правительства Москвы (Кузнецов А.С.);

13) Правовое управление правительства Москвы (Гончаренко П.А.)

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства (Бирюков П.П.) осуществляет руководство Комплексом городского хозяйства Москвы. Обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти и организаций города Москвы в решении задач городского хозяйства, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, организации взаимодействия с правоохранительными органами по усилению общественной безопасности. Осуществляет контроль за деятельностью и координацию работы следующих структур:

1) Департамент ЖКХ и благоустройства Москвы (Цыбин А.В.);

2) Департамент капитального ремонта города Москвы (Кескинов А.Л.);

3) Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы (Скляров Е.В.);

4) Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы (Бабаевский И.Г.)

5) Государственная жилищная инспекция города Москвы (Кичиков О.В.);

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития (Голодец О.Ю.) осуществляет контроль за деятельностью и координацию работы следующих структур:

1) Департамент здравоохранения города Москвы (Печатников Л.М.);

2) Департамент образования города Москвы (Калина И.И.);

3) Департамент культуры города Москвы (Капков С.А.);

4) Департамент семейной и молодежной политики города Москвы (Гусева Л.И.);

5) Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (Федосеев Н.В.);

6) Департамент труда и занятости населения города Москвы (Нетеребский О.В.);

7) Департамент социальной защиты населения города Москвы (Петросян В.А.);

8) Комитет Ветеринарии города Москвы (Туник А.Н.);

9) Комитет общественных связей города Москвы (Чистяков А.В.);

10) Управление записи актов гражданского состояния города Москвы (Муравьева И.Н.);

11) Главное архивное управление города Москвы (Маныкин В.А.)

Заместитель Мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму (Горбенко А.Н.):

1) Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы (Черников В.В.);

2) Департамент физической культуры и спорта города Москвы (Воробьев А.О.);

3) Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы (Артюх Ю.В.);

4) Комитет по делам казачества города Москвы (Макуров Л.Г.);

5) Комитет по туризму города Москвы (Шпилько С.П.).

Заместитель Мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (Лямов Н.С.): Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (Ликсутов М.С.).

Заместитель Мэра Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений (Сергунина Н.А.):

1) Департамент имущества города Москвы (Бочарова Н.А.);

2) Департамент земельных ресурсов города Москвы (Ефимов В.В.);

3) Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Жеглов В.В.).

Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства (Хуснуллин М.Ш.):

1) Департамент города Москвы по конкурентной политике (Дегтерев Г.В.);

2) Департамент экономической политики и развития города Москвы (Оглоблина М.Е.);

3) Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (Комиссаров А.Г.);

4) Департамент торговли и услуг города Москвы (Орлов М.О.);

5) Региональная энергетическая комиссия города Москвы (Шаронов А.В.);

6) Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (и.о. Калиновская И.Б.).

Департамент региональной безопасности города Москвы (Майоров А.В.);

Управление по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы (Волохов В.Н.).

Исполнительная власть имеет свои территориальные органы – префектуры 10 административных округов и 125 управ районов. Территориальными органами исполнительной власти (префектурами административных округов и управами районов) руководит непосредственно Мэр Москвы, координирует их деятельность заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы через Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

Префектуры, возглавляемые префектами административных округов, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территориях административных округов города Москвы. Административные округа образованы для административного управления соответствующими территориями. Префекты АО назначаются на должность и освобождается от должности Мэром Москвы. В Положении о префектуре АО города Москвы определены основные задачи, полномочия, права префектуры, организация ее деятельности и другие организационные вопросы.

Префектура осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями, в пределах своей компетенции представляет интересы Правительства Москвы во взаимоотношениях с территориальными органами исполнительной власти, отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

В ведении префектуры могут находиться государственные унитарные предприятия, организации, учредителями которых является город Москва. Контрольную, координирующую, исполнительно-распорядительную деятельность префектура осуществляет в области экономики, финансов, управления имуществом, строительства, землепользования и охраны окружающей среды, жилищной политики и ЖКХ хозяйства, потребительского рынка и услуг, транспорта, связи и безопасности движения, социальной защиты населения, молодежной, семейной политики, труда и занятости, образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Положение о префектуре содержит подробное перечисление задач, которые должен решать этот исполнительной власти Москвы в соответствии с наделенными полномочиями при проведении контрольной, координирующей и исполнительно-распорядительной деятельности. Руководство префектурой и осуществляется на основе единоначалия аппарата префектуры в ранге заместителя префекта

Назначаются и освобождаются от должности правительством Москвы по предоставлению префекта АО. При перфекте создается коллегия, которая рассматривает основные вопросы деятельности префектуры и подведомственных ей учреждений, организаций. Решения коллеги оформляются протоколами. Реализация решений коллегии осуществляется, как правило, распоряжениями и/или приказами префекта.

Управа района – территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельность управы района осуществляет префект соответствующего АО в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами города Москвы. В ведении управы района могут находиться государственные унитарные предприятия, организации, учредителями которых является город. Управа района осуществляет в пределах, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы, исполнительно-распорядительную, координирующую, контрольную деятельность на территории района, взаимодействуя с федеральными органами власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.

Во взаимодействиях с отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления управа района представляет интересы Правительства Москвы в пределах своей компетенции. Области полномочий управ районов идентичны тем, что определены для префектуры, но собственно полномочия ограничены компетенцией управ как органа исполнительной власти. Например, осуществляя полномочия в области экономики, финансов, управления имуществом, управа разрабатывает ежегодно программу социально-экономического развития своего района, представляет ее на утверждение в префектуру, обеспечивает выполнение этой программы в пределах предоставленных полномочий и материально-финансовых ресурсов, предоставляет ежегодно префекту отчет о выполнении программы.

В области ЖКХ и жилищной политики управа является распорядителем средств ЖКХ, предусмотренных в бюджете города Москвы, и целевого бюджетного фонда развития территории в части, относящейся к району. Осуществляя координирующую деятельность, управа, например, совместно с префектурой АО обеспечивает проведение работ по переселению жителей из ветхого и морально устаревшего жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции. В области взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, управа района участвует совместно с соответствующими органами исполнительной власти города Москвы и военными комиссариатами в обеспечении исполнения законодательства по обороне, мобилизационной готовности и воинской обязанности всеми должностными лицами, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы.

Глава управы назначается и освобождается от должности Правительством Москвы по представлению префекта соответствующего АО; назначается на срок полномочий Мэра. Контроль за деятельностью управы района осуществляет префектура соответствующего АО и Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы. Образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы, по АО эти вопросы решаются Мэром Москвы.

Судебная система в городе Москве является составной частью судебной системы Российской Федерации. Правосудие в Москве осуществляется только судом. Судебная система города Москвы включает: 1) Арбитражный Суд города Москвы; 2) Девятый арбитражный апелляционный суд (9-й ААС); 3) Московский городской суд (Мосгорсуд); 4) Районные суды; 5) Прокуратура города Москвы; 6) Окружные прокуратуры; 7) Межрайонные прокуратуры; 8) Федеральный Арбитражный Суд Московского округа (ФАС МО).

Сегодня Москва – это один из крупнейших городов мира с многомиллионным населением, располагающий самым мощным научно-производственным и социально-культурным потенциалом среди субъектов РФ. Москва является не только политическим, экономическим и финансовым центром России, имеющей диверсифицированное городское хозяйство с хорошо развитым сектором услуг и более высоким уровнем благосостояния населений, но и самым динамичным, растущим и привлекательным для инвестиций городом, ведущим центром международного сотрудничества, генерирующим новые связи и процессы. Особенность Москвы как и других крупнейших городов мира состоит в том, что они являются не только центрами своих государств, но и обеспечивают потребности прилегающих территорий и воздействуют на социально-экономическое развитие других субъектов страны.

Москва, являясь крупнейшим финансовым центром России и динамично развивая свой статус одного из крупнейших европейских финансовых центров, пока отстает по уровню занятости в сфере финансов (2%) от других крупнейших городов. В начале 21 века Москва является эпицентром реформационных процессов, наиболее четко отражает их негативные и позитивные стороны, где: 1) стремительно нарастают экономические, экологические, социальные и общественно-политические проблемы; 2) концентрируются и перераспределяются главные финансовые потоки; 3) резко повышается значимость финансово-деловых кругов; 4) наиболее остро ощущается дифференциация в доходах населения, имущественное расслоение общества; 5) принципиально становятся формы, методы и объекты городского управления. Уникальность Москвы состоит в том, что этот город в соответствии с Конституцией РФ имеет статусы столицы РФ, субъекта РФ и города федерального значения. Каждый из этих статусов определяет особенности города по отношению к собственному населению и обществу в целом. Именно совмещение различающихся функций, прав и обязанностей определяют сложность экономических и социальных проблем Москвы.

В течение всех лет реформирования и в настоящее время Москва – лидер в экономике России по ряду важнейших показателей социально-экономического развития, в обеспечении стабилизации народного хозяйства. В последние годы характер и направленность экономических решений, принимаемых органами государственной власти города, были скорректированы новыми задачами российской экономики – переходом от сырьевого пути развития и от макроэкономической стабилизации к инновационному развитию на основе внедрения нано- и биотехнологий, развития частного предпринимательства и системы государственно-частного партнерства.

Основными проблемами и угрозами развития города Москва в современных условиях являются: 1) значительная внешняя энергозависимость, дефицит энергоресурсов, высокий уровень потерь энергоресурсов; 2) низкая загруженность производственных мощностей крупных предприятий; 3) сокращение численности трудоспособного населения; 4) рост теневой экономики и уход от налогов; 5) значительная доля жителей с низкими доходами; 6) аварийное состояние инженерных коммуникаций и сооружений; 7) ведомственная несогласованность в решение общегородских проблем; 7) высокая доля импортной продукции в структуре продаж; несоответствие городской транспортной инфраструктуры развитию в городе автотранспорта. Важность проблемы дефицита трудовых ресурсов как фактор, определяющий рост и структурные изменения экономики города тянет за собой ряд других, требующих безотлагательного решения. Это и жилищная, проблема образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения, воспитания детей, сокращения резкого расслоения населения по уровню жизни.

В условиях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию экономики город Москва нацелен на достижение определенных стратегических целей, которые связываются с решением ряда крупных приоритетных задач в экономике, социальной сфере, экологии, развитии инфраструктуры и совершенствовании управления городом. В экономике, например, в числе приоритетных прорабатываются вопросы развития высокотехнологичного машиностроения, информационно-коммуникационных технологий, электроники, микромеханики, нано- и биотехнологий, специализации научно-технического комплекса города на новейших направлениях научно-исследовательских работ, повышении конкурентоспособности продукции московских предприятий.

Особое внимание уделяется формированию инфраструктурных отраслей, так как именно в этой области в настоящее время существуют серьезные ограничения роста и развития столицы. Имеются виду прежде всего развитие транспортной системы города и формирование Москвы как крупнейшего международного и российского транспортного узла; создание в городе логистического центра, обеспечение устойчивого энергоснабжения Москвы, создание институтов внедрения и развитие других организационных форм поддержки инновационной деятельности. Одним из приоритетных направлений укрепления экономической базы города в стратегической перспективе является реорганизация производственных территорий в целях более эффективного использования городской территории, сохранения и технологического преобразования промышленного потенциала, увеличение рабочих мест в современных высокотехнологичных производственных отраслях экономики.

Однако реализация поставленных задач по модернизации и диверсификации экономики России невозможна без формирования современной финансовой схемы, которая оказывает позитивное воздействие на все сектора экономики Москвы, обеспечивает рост бюджетных поступлений, улучшение бизнес-инфраструктуры, условий жизни в Москве и рост благосостояния москвичей. Поэтому одной из составляющих политики модернизации российской экономики является создание в столице России, международного финансового центра (МФЦ). За этим стоит объективная потребность российской экономики и ее дальнейшего роста. Международный финансовый центр — ядро российской финансовой системы и неотъемлемая часть глобального процесса взаимодействия инвесторов и организаций, нуждающихся в привлечении капитала. Формирование МФЦ в Москве означает упрощение доступа к капиталу для российских компаний, а это — инвестиции в развитие всей страны. Для включения Москвы в сеть глобальных городов принципиально важными становятся инфраструктурные проекты, привлечение иностранных инвестиций, интеграция российских компаний, включая малые и средние предприятия, в международные хозяйственные связи.

Критериями создания программы Международного финансового центра являются: 1) концентрация финансовых услуг высшего мирового уровня; 2) обеспечение доступа к глобальным потокам капитала; 3) увеличение спектра доступных инвесторам финансовых инструментов, рост числа российских и западных институциональных инвесторов; 4) создание условий для притока финансовых ресурсов с международного рынка капитала, рост торговых оборотов на рынке долговых ценных бумаг и производных финансовых инструментов; 5) Создание имиджа Москвы как сильного финансового игрока на международной арене и повышение доверия инвесторов к России.

Обязательным документом, определяющим возможности столицы и долгосрочные перспективы ее развития является Генеральный план развития Москвы до 2025 года. Государственная власть на территории Москвы осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим и единственным органом законодательной власти города Москвы является Московская городская Дума. Высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы является Правительство Москвы. В систему органов исполнительной власти Москвы, возглавляемую Правительством Москвы, входят отраслевые и функциональные органы исполнительной власти столицы, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определённых отраслях и сферах управления городом, а также территориальные органы для управления на местах. Высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, является Мэр Москвы. Для координации деятельности органов исполнительной власти города, подведомственных Правительству, могут создаваться Комплексы городского управления. Система органов исполнительной власти города Москвы включает в себя 50 органов (в том числе 32 департамента, 8 комитетов, 2 главных управления, 4 управления и 4 государственных инспекции), не считая Аппарата Мэра и Правительства Москвы, префектур административных округов и управ районов. Руководители департаментов (если не указано иное), председатели комитетов, начальники главных управлений, управлений и государственных инспекций не являются членами Правительства Москвы. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом. Исполнительная власть имеет свои территориальные органы – префектуры 10 административных округов и 125 управ районов. Территориальными органами исполнительной власти (префектурами административных округов и управами районов) руководит непосредственно Мэр Москвы, координирует их деятельность заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы через Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

Судебная система в городе Москве является составной частью судебной системы Российской Федерации. Правосудие в Москве осуществляется только судом. Судебная система города Москвы включает: 1) Арбитражный Суд города Москвы; 2) Девятый арбитражный апелляционный суд (9-й ААС); 3) Московский городской суд (Мосгорсуд); 4) Районные суды; 5) Прокуратура города Москвы; 6) Окружные прокуратуры; 7) Межрайонные прокуратуры; 8) Федеральный Арбитражный Суд Московского округа (ФАС МО). В Москве сейчас 125 муниципальных образований, границы которых совпадают с границами административных районов Москвы. При этом сами муниципальные образования не являются объектами административного деления.

Численность населения Москвы за период с 2002 по 2010 год выросло на 10,9% - до 11 миллионов 514 тысяч человек, свидетельствуют предварительные итоги Всероссийской переписи, опубликованные Федеральной службой государственной статистики Росстат. Это 8,1% от всего населения России. В настоящее время Население Москвы превышает 12 млн., а по некоторым оценкам, с учётом маятниковой миграции, оно достигает 18 млн. человек. Самыми населенными являются Южный округ Москвы, где проживает 15% населения города, и Восточный округ - 13%. Быстрее всего росла численность населения в Западном округе - на 23% и в Северо-Западном округе - на 21% (по сравнению с 2002 годом). Присутствие в столице представителей национальностей. Процентное соотношение: русские – 84,83%; украинцы – 2,44%; татары – 1,6%; армяне -1,2%; азербайджанцы - 0,92%; евреи – 0,76%; белорусы – 0,57%; грузины – 0,52%; молдаване – 0,35%; таджики – 0,34%; узбеки – 0,23%; чеченцы – 0,14%; китайцы – 0,12%; лица, не указавшие национальность - 4,02 %. В самой Москве во время жилищно-строительного бума 2000-х годов произошло предельное уплотнение многоэтажной застройки (часто в ущерб другим типам инфраструктуры города). В результате плотность населения в Москве (свыше 10 588 чел./км²) является одной из самых высоких в мире. Разница в данном показателе с Санкт-Петербургом, в состав территории которого входит бо́льшая часть его пригородов, составляет более чем в 2,5 раза (3 384 чел./км² в 2011), в то время как с Нью-Йорком (10 430 чел./км² в 2010) всего 1,5 %, но при этом плотность населения Москвы в границах до 2012 года ниже, чем у Токио (14 386 чел./км² в 2010) на 26,4 %, ниже чем у Парижа (21 319 чел./км² в 2010) более чем в 2 раза.

Основные характеристики бюджета города Москвы на 2012 год: прогнозируемый общий объем доходов бюджета города Москвы в сумме – 1, 458,8 триллиона рублей (что на 17% выше, чем в 2011 году); расходы составят – 1,711,7 триллиона рублей (что на 14% выше, чем в 2011 году). В 2013 году доходы столицы должны составить 1,562 триллиона, в 2014 году - 1,723 триллиона рублей. Расходы, соответственно, планируются в размере 1,804 триллиона и 1,945 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит около 253 млрд. рублей. За годы экономических преобразований в Москве большая часть предприятий торговли, промышленности и сферы услуг была приватизирована, причем процесс приватизации в столице проходил с существенными отличиями и носил более социально-ориентированный характер, чем в других регионах страны. В этот период мощное развитие получили предприятия в оптово-розничной торговле и сфере услуг. Кроме того, Москва превратилась в центр современной кредитно-финансовой системы России. Экономика Москвы — крупнейшая экономика среди субъектов Российской Федерации по объёму валового регионального продукта. Основные аналитические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие города Москвы: 1) Объем ВРП в текущих ценах в 2011 году, млрд. рублей – 8 400; 2) занято в экономике города Москвы, тысяч человек – 6 284,9; 3) ВРП на душу населения (среднегодовую численность) – 729 793,8 рублей; 4) ВРП на 1 занятого - 1 336 536 рублей; 5) объем отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, млрд. рублей - 1 700,8; 6) Оборот розничной торговли, млрд. рублей – 2 882,4; 7) платные услуги населению, млрд. рублей – 955,3; 8) инвестиции в основной капитал, млрд. рублей – 630,7; 9) Среднемесячная заработная плата – 38 410,5 рублей (среднемесячная заработная плата в РФ в 2011 году – 20 952 рублей).

В середине июля 2011 г. Совет Федерации одобрил законопроект об изменении границ между Москвой и Московской областью, что означает присоединение Подмосковья к Москве, то есть значительной части его территории площадью 144000 га, что дает увеличение площади г. Москва в 2,4 раза. Расширение будет происходить за счет территорий, ограниченных Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. В Москве практически не осталось места под застройку. На новых территориях может появиться до 105 миллионов квадратных метров недвижимости, предполагается размещение федеральных органов государственной власти, органов власти города Москвы, объектов международного финансового центра, научно-образовательного и инновационного кластеров, включая инновационный центр "Сколково".