logo
PR-политика в деятельности государственных органов: проблемы формирования и эффективность реализации (на примере Пресс-службы Президента Республики Беларусь и страны в целом)

1.3 Этапы становления PR-политики в органах управления Республики Беларусь

государственный управление общественность связь

Как явление, связи с общественностью («паблик рилейшнз», PR) зародились в Беларуси в конце 80-х годов ХХ века. В это перестроечное время общественное мнение заявило о себе как самостоятельная сила, с которой необходимо считаться. В государственных структурах появились первые службы по связям с общественностью. Этот иной социально-политический контекст, явившийся предтечей возникновения новых форм взаимосвязи власти и общества, которые основывались бы на доверии, сотрудничестве и взаимопонимании, уже изучался белорусскими учеными. Вместе с тем, рассмотрению вопроса возникновения и эволюции связей с общественностью еще не уделялось достаточного внимания. В области, охватывающей комплекс становления и функционирования служб «паблик рилейшнз» в органах власти, специальных монографий зарубежных авторов недостаточно, а применительно к белорусской практике они отсутствуют вовсе. [8]

Рассматривая вопрос возникновения и эволюции общественных связей в органах государственной власти, стоит обратить внимание на то, что их тенденции зарождались и развивались на протяжении многих веков. Уже в древности государство широко использовало различные способы влияния на общественность при подготовке к войнам. Своеобразный опыт демократических связей с общественностью существовал во времена Киевской Руси в собраниях народных вече. В советском государстве использование протоформ связей с общественностью в публичной деятельности во многом было связано с практикой революционной борьбы. Показательно, что ряд российских исследователей (например, И.П.Яковлев, Г.Л.Тульчинский) отмечает своеобразную форму связей с общественностью в виде акцентированной модели «пропаганды», реализовавшуюся в СССР. Однако такая типология грешит неточностью, и формы и методы, являющиеся своеобразной предысторией современных PR, не могут претендовать на роль системных принципов в деятельности современных связей с общественностью. В изучении истории отечественных связей с общественностью нас интересует становление связей с общественностью именно как самостоятельной (осознаваемой таковой) формы активности, и она, на наш взгляд, насчитывает чуть более пятнадцати лет.

Попытки решения проблемы периодизации связей с общественностью в условиях постсоветского времени были сделаны такими российскими авторами, как В.Моисеева, Л.В.Азарова, Д.П.Шишкин, М.А.Шишкина. Общим в этих исследованиях российских ученых было то, что они выдвинули в основу периодизации признаки связей с общественностью как социального института. Как считают все практики, и это хорошо выразила М.А.Шишкина, к ним относятся выделение круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в устойчивые отношения; более или менее формализованная организация; наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института; наличие социально значимых функций института [9, с.264].

Становление связей с общественностью в Беларуси отмечено, как нам кажется, всеми этими признаками. Исходя из данных методологических посылок, можно говорить о существовании трех этапов развития паблик рилейшнз в Беларуси.

Первый этап, доинституциональный (1989-1993 гг.), предполагает оформление лишь первого признака института: выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом.

Второй этап - первичная институционализация (1993-1996 гг.) - стадия формирования начальной организации субъектов.

Третий этап, вторичной институционализации, начинается с момента принятия первой декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (с 1996 г.). Вместе с тем формализуется система специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках конкретного социального института. Рассмотрим особенности и закономерности развития каждого из этих этапов.

Первое свидетельство о существовании «паблик рилейшнз» в Беларуси принадлежит белорусскому исследователю И.Н. Соколову [10].

Занимаясь типологией разнообразных форм и методов «паблик рилейншз», он справедливо замечает, что содержание отдельных функций связей с общественностью постоянно меняется с учетом политического и социального развития общества. Ситуация доинституционального периода отчетливо выявилась в конце 80-х - начале 90-х гг., когда на гребне реформ в белорусском обществе появляются организации, ориентированные на связи с общественностью. К ним относятся отделы по связям с общественностью и СМИ Совета Министров, отдельных министерств. Позже подобные отделы формируются в органах государственной власти и управления не только республиканского, но и регионального уровня.

Период первичной институционализации, на наш взгляд, начинается в 1993 году, когда был создан Национальный пресс-центр Республики Беларусь. Есть основания утверждать, в силу разных причин, что его деятельность во многом определила развитие связей с общественностью в нашей стране. Пресс-центр формирует профессиональную идеологию, основанную на взаимопомощи и популяризации PR-деятельности, взаимодействует с пресс-службами, что говорит об укреплении институциональных черт и признаков «паблик рилейшнз». Последнее актуально и для оценки деятельности первой негосударственной PR- структуры, которая появилась в 1994 году. С возникновением Института общественных связей в Минске появилась возможность хоть частично ликвидировать дефицит информации по вопросам паблик рилейшнз, наладить тесные контакты с российскими и зарубежными коллегами.

Способствовал этому и выпуск журнала «Популярность», посвященного технологиям PR. До этого специальных изданий для практиков связей с общественностью в Беларуси не было. «Популярность» преимущественно занималась жизнью западной профессиональной среды и отводила рождению отрасли небольшую площадь, ориентируясь на отечественный опыт. Качественным признаком первичной институционализации можно считать и становление соответствующей образовательной системы. В 1996 году на факультете журналистики БГУ началась подготовка профессионалов в области связей с общественностью.

На третьем этапе появляются профессиональные документы, предписывающие соответствующее поведение и отношения специалистов по связям с общественностью. В этот период формируется и законодательно-правовая база, впрямую или косвенно регулирующая сферу PR. Так, с 1995 года появляются Законы «О печати и других СМИ», «О рекламе», «О порядке предоставления информации о деятельности органов государственной власти для освещения СМИ», «Об общественных объединениях», и ряд других, регулирующих информационную сферу, частью которой стал паблик рилейшнз. В середине 90-х выходят в свет Положения «О пресс-службе Президента Беларуси», «Об управлении информации Национального собрания РБ», «О Национальном пресс- центре Республики Беларусь», Положения о пресс-службах органов государственного управления, Кодексы профессионального поведения и этики в области деловых коммуникаций и СМИ, принятые членами Института общественных связей и Союза журналистов РБ. Третий этап развития связей с общественностью в Беларуси отмечен и такими социально значимыми функциями института, как просветительство и популяризация PR-деятельности, стимулирование лучшего опыта, показ социальной роли и значимости новой профессии для развития открытого информационного общества. Этот процесс еще выглядит достаточно аморфно, но вехами на этом пути уже стали научно-практические конференции «Роль и значение общественных связей в управленческом процессе» (29 июня 2001 г.), «Современные коммуникационные технологии в государственной информационной политике» (25 июня 2003г.), проведенные Академией управления и Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. Некоторые традиции в формировании просветительского процесса связаны с материалами конференций, проводимых факультетом журналистики БГУ, другими семинарами, заседаниями «круглых столов» и визитами зарубежных PR-практиков. [10]

Таким образом, краткий исторический обзор свидетельствует, что:

- современные связи с общественностью вобрали в себя разнообразные формы и методы, существовавшие в исторической практике. Последние могут рассматриваться в качестве протоформы современной публичной деятельности;

- развитие связей с общественностью в Республике Беларусь прошло ряд этапов, которые непосредственно связаны со становлением рассматриваемого феномена как социального института;

- институционализация связей с общественностью в Беларуси

еще находится в стадии формирования.