logo
Рабочее время

1.2 Учет рабочего времени

Под учетом рабочего времени следует понимать подсчет, установление продолжительности рабочего времени для определения вознаграждения и контроля за соблюдением правил распорядка рабочего дня.

Законодатель предусматривает обязанность работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Основным документом, подтверждающим такой учет, является табель учета рабочего времени.

Существуют следующие виды учета рабочего времени: несуммированный (поденный, еженедельный) и суммированный. Поденный учет применяется в случаях, когда работник имеет одинаковую продолжительность рабочего дня ежедневно. Еженедельный учет устанавливается, если продолжительность ежедневной работы работника может быть различной, но за неделю он вырабатывает одинаковую норму рабочего времени (36 часов, 24 часа и т. д., но не более установленной -- 40 часов). Суммированный учет используется в случаях, когда продолжительность рабочего времени вдень, в неделю может быть различной. Переработка в одни дни компенсируются недоработкой в другие. При этом за учетный период (месяц, квартал, год) работник должен отработать установленную норму часов.

Минздравсоцразвития России в Письме от 31.08.09 № 22-2-3363 указал, что при суммированном учете рабочего времени исходя из определения сверхурочной работы, подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы - не менее чем в двойном размере.

Полагается, что особенности учета рабочего времени, оплата сверхурочных работ должна найти свое отражение в локальном нормативном акте работодателя.

Порядок учета рабочего времени:

- метод сплошной регистрации явок и неявок на работу;

- регистрация только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т. п.) от графика работы.

За нарушение обязательства о проведении учета рабочего времени виновные должностные лица несут административную ответственность, налагаемую органами федеральной инспекции труда.

До начала работы работник обязан отметить свой приход, а по окончании рабочего дня -- уход в порядке, установленном в организации. Табельные доски и другие средства учета должны быть открыты для доступа к ним за полчаса до начала работы и тотчас после ее окончания. Работодатель обязан обеспечить контроль над правильностью учета явки на работу и ухода с работы. Около места учета должны находиться часы, правильно указывающие время.

Отклонения от производительного использования рабочего времени проставляются как прогулы, несанкционированное отсутствие на рабочем месте, использование рабочего времени, оборудования, средств производства для решения личных вопросов. Споры в сфере применения норм, затрагивающих рабочее время работников, порой вызваны способом оплаты отдельных периодов работы, а также специальными нормами рабочего времени, устанавливаемыми для отдельных категорий работников.

В судебной практике часто встречаются споры с руководителями организации, не осуществившими учет работы выходных и нерабочих праздничных дней. Так, в Кежемский районный суд Красноярского края обратился истец. Предметом заявленных уточненных требований истца являются нарушение ответчиком положений ст. 91 ТК РФ в части осуществления ненадлежащим образом учета рабочего времени, неоплата работы в выходные и праздничные дни за период службы с 03.12.2011 г. по 11.05.2013 г., в связи с наличием между работником и работодателем спора о праве работника на те или иные выплаты, выплата компенсации за задержку выдачи заработной платы и компенсации морального вреда. Суд указывает, что указанный спор является индивидуальным трудовым спором работника и работодателя.

В результате анализа положений Конвенций МОТ №№ 1, 30, 47, а также Конвенции МОТ № 140 и Рекомендации МОТ №148, последовавших за ними в 1981 г. Конвенции МОТ №156 и Рекомендации МОТ № 165, а также Конвенцией МОТ № 175 и Рекомендацией МОТ № 182, Конвенцией МОТ № 177 и Рекомендацией МОТ № 184 сделан вывод о том, что Конвенцию МОТ № 175 следует ратифицировать, и рассмотренные положения Конвенции МОТ № 175 и Рекомендации МОТ № 182 - включить в национальное законодательство, либо, не ратифицируя Конвенцию МОТ № 175, тщательным образом установить перечень прав и гарантий работников, работающим неполное рабочее время, так, как это закреплено рассмотренными актами МОТ.

При характеристике источников права ЕС, следует иметь в виду, что «Здоровье и безопасность труда представляет собой одну из самых важных и одновременно самых разработанных направлений социальной политики Евросоюза» htip://europa.ett.mt/comm/employment_social/health_safety/index_en.htm, и в нем в полной мере получает свое отражение принцип максимального покрытия возможных рисков минимальным количеством норм, что представляет определенный интерес для российского законодателя. Основной источник регулирования рабочего времени в ЕС - Директива 2003/88 «О некоторых аспектах организации рабочего времени» от 4 ноября 2003 г. Официальный текст: Official Journal of European Union, OJ L 299/17,18.11.2003, Directive 2003/88/EC of the European Parliament and of the Council, а также: http://europa.eu.int/eur-lex/pri/en/ej/dat/2003rt_299^29920031118en00090019.pdf(далее - Директива), которая, помимо прочих рассмотренных положений, устанавливает, что продолжительность среднего рабочего времени не может превышать 48 часов в неделю при учетном периоде, составляющем четыре месяца. Эта жесткая норма, устанавливающая максимальное рабочее время, подлежит прямому применению на всей территории ЕС, в том числе в судебных инстанциях любой страны-члена ЕС, что подтверждено судебной практикой Соединенные дела С-397/01 - С-403/01, Pfeiffer v. Deutsches Rotes Kreuz [2004] ECR 1 -000, para.69.. В Директиву, статья 22 (1), включена возможность создания "opt-out agreements", соглашений об исключениях, которая позволяет не применять статью 6 Директивы. Такого рода соглашения получили широкое распространение в Англии.