Тема 5.1. Органы дознания и предварительного следствия в Российской Федерации
Выявление и расследование преступлений – один из видов правоохранительной деятельности государства, направленный на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.
Данная деятельность государства подразумевает обнаружение (установление, фиксацию, закрепления и т.д.) деяний в форме действия или бездействия, содержащее признаки состава преступления, а также проведение ряда мероприятий по собиранию доказательств виновности или невиновности конкретного лица (лиц) в совершении того или иного преступления.
Условно в понятии выявления и расследования преступлений можно выделить два элемента: расследование уголовных дел (предварительное расследование) и оперативно-розыскная деятельность.
Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием.
Предварительное расследование преступлений понимается в двух значениях:
- как деятельность компетентных государственных правоохранительных органов;
- как одна из стадий уголовного процесса (судопроизводства).
Это расследование называется предварительным потому, что оно:
- предшествует судебному следствию, готовит материалы для судебного решения по существу дела;
- выводы предварительного расследования о виновности лица, привлеченного к уголовной ответственности, являются именно предварительными, а не окончательными, Виновным в совершении преступления определенное лицо может признать только суд.
Предварительное расследование как стадия уголовного процесса начинается сразу же после возбуждения уголовного дела и предшествует судебным стадиям. На своей стадии расследования уголовного дела, органы следствия устанавливают наличие события преступления и его состав; т.е. дают юридическую квалификацию совершенного деяния по определенной статье Уголовного кодекса РФ; предварительно устанавливают объем вины обвиняемого в совершении преступления, мотивы его совершения, обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность обвиняемого, обстоятельства характеризующие личность обвиняемого (а иногда и потерпевшего), устанавливают размер ущерба, причиненного преступлением и т.п.
С этой целью органы предварительного расследования собирают, и оценивает доказательства в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Студенту необходимо знать, что предварительное расследование в российском уголовном процессе осуществляется в двух формах:
- предварительное следствие,
- дознание.
Соответственно делению предварительного расследования на две формы разделаются и два вида правоохранительных органов - органы предварительного следствия и органы дознания.
Таким образом, в настоящее время предварительное следствие осуществляют:
- следователи следственного комитета при прокуратуре;
- следователи органов ФСБ;
- следователи органов внутренних дел;
- следователи органов госнаркоконтроля.
Соответственно органами предварительного следствия являются:
- следственный комитет при прокуратуре РФ;
- следственный аппарат органов ФСБ;
- органы предварительного следствия при МВД РФ;
- следственный аппарат органов госнаркоконтроля.
Задачи органов предварительного следствия обозначены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, а также в других нормативных актах.
Следователи органов предварительного следствия различных министерств и ведомств расследуют уголовные дела в соответствии со своей подследственностью, установленной ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Подследственность - совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания; самостоятельный институт уголовно-процессуального права, нормами которого регулируются отношения, возникающие между соответствующими органами государства и должностными лицами по поводу предварительного расследования уголовного дела.
Различают 4 вида подследственности: предметную, персональную, по связи дел и альтернативную.
При предметной подследственности учитывается статья (иногда часть статьи) Уголовного кодекса РФ. Эти статьи перечислены в ст.151 Уголовно-процессуального кодекса РФ относительно к каждому из органов предварительного следствия. Самая большая по количеству статей предметная подследственность у следователей прокуратуры. Несколько меньше расследуют следователи органов внутренних дел.
Персональная подследственность означает, что дела некоторых категорий лиц независимо от вида совершенных преступлений, расследуются только следователями прокуратуры (статья 105 Уголовного кодекса РФ – убийство) или следователями Федеральной службой безопасности (статья 283 Уголовного кодекса РФ – разглашение государственной тайны).
Подследственность органов предварительного следствия по связи дел предусмотрена в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Она заключается в том, что по определенному постатейному количеству дел, предварительное следствие проводится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено расследуемое дело.
Альтернативная подследственность имеет место, когда дело об одном и том же преступлении одновременно подследственно двум или нескольким органам предварительного следствия (статья 205 Уголовного кодекса РФ – террористический акт).
Полномочия следователя по конкретному возбужденному уголовному делу предусмотрены в статье 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Дознание производится, в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса:
1) дознавателями органов внутренних дел РФ;
3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;
4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов;
5) дознавателями таможенных органов РФ;
6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
7) следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ;
8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с частью 3 статьи 40 возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 Уголовно-процессуального кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Полномочия следователя по конкретному возбужденному уголовному делу предусмотрены в статье 41 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Другим элементом является оперативно-розыскная деятельность, которая тесно связана с деятельность по расследованию преступлений.
Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственным органов, уполномоченных на то Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка и др.).
Оперативно-розыскную деятельность на территории РФ осуществляют органы, которым в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» дано на это право.
- Содержание
- Пояснительная записка
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «правоохранительные и судебные органы»
- Тема 1.1. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи. Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность
- Тема 1.2. Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы»
- Раздел 2. Судебная власть и правосудие в российской федерации
- Тема 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- Тема 2.2. Правосудие и его демократические основы (принципы)
- Раздел 3. Судебная система в российской федерации
- Тема 3.1. Понятие и общая характеристика судебной системы Российской Федерации
- Тема 3.2. Суды общей юрисдикции
- Тема 3.3. Арбитражные суды в Российской Федерации
- Тема 3.4. Конституционный Суд Российской Федерации
- Тема 3.5. Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
- Тема 3.6. Органы обеспечения деятельности судов
- Раздел 4. Прокуратура российской федерации
- Тема 4.1. Понятие, задачи и основные функции (направления деятельности) прокуратуры Российской Федерации
- Раздел 5. Органы предварительного расследования
- Тема 5.1. Органы дознания и предварительного следствия в Российской Федерации
- Раздел 6. Уполномоченный по правам человека в российской федерации
- Тема 6.1. Назначение и компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
- Раздел 7. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности
- Тема 7.1. Органы внутренних дел
- Тема 7.2. Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации
- Тема 7.3. Таможенные органы Российской Федерации
- Тема 7.4. Налоговые органы Российской Федерации
- Тема 7.5. Органы юстиции Российской Федерации
- Раздел 8. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи в российской федерации
- Тема 8.1. Адвокатура в Российской Федерации
- Тема 8.2. Нотариат в Российской Федерации
- Тема 8.3. Частные детективные и охранные организаций
- Тематический план семинарских занятий
- Тема 2.1 Понятие и основные признаки судебной власти.
- Тема 2.2 Правосудие и его демократические основы (принципы).
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 2.
- Тема 3.2 Суды общей юрисдикции: Мировые судьи и районные суды
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная:
- Семинар № 3.
- Тема 3.3 Арбитражные суды в Российской Федерации
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная:
- Семинар № 4.
- Тема 3.5. Правовой статус судей в Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 5.
- Тема 4.1. Понятие, задачи и основные функции (направления деятельности) прокуратуры
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 6.
- Тема 7.1. Органы внутренних дел Российской Федерации
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 7.
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 8.
- Тема 7.4. Органы юстиции Российской Федерации
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 9.
- Тема 8.1 Адвокатура в Российской Федерации.
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Раздел 1 Общие понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные и судебные органы»
- Тема 1.1 Правоохранительная деятельность, ее признаки и задачи. Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность
- Тема 1.2 Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы»
- Раздел 2 Судебная власть и правосудие в Российской Федерации
- Тема 2.2 Понятие и основные признаки судебной власти
- Тема 2.2 Правосудие и его демократические основы (принципы)
- Раздел 3 Судебная система в Российской Федерации
- Тема 3.1. Понятие и общая характеристика судебной системы Российской Федерации
- Тема 3.2 Суды общей юрисдикции Мировые судьи
- Районный (городской) суд
- Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (Верховный суд субъекта)
- Военные суды
- Верховный Суд Российской Федерации
- Тема 3.3. Арбитражные суды в Российской Федерации
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
- Федеральный арбитражный суд округа
- Арбитражный апелляционный суд
- Арбитражный суд субъекта
- Тема 3.4. Конституционный Суд Российской Федерации
- Тема 3.5. Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
- Присяжные заседатели
- Арбитражные заседатели
- Органы судейского сообщества
- Тема 3.6. Органы обеспечения деятельности судов Суды общей юрисдикции
- Арбитражные суды Российской Федерации
- Конституционный Суд Российской Федерации
- Раздел 4 Прокуратура Российской Федерации
- Тема 4.1. Понятие, задачи и основные функции (направления деятельности) прокуратуры Российской Федерации
- 1. Надзор за исполнением законов органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (общий надзор).
- 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
- 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими орд, дознание и предварительное следствие
- 4.Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
- Раздел 5 Органы предварительного расследования
- Тема 5.1. Органы дознания и предварительного следствия в Российской Федерации
- Раздел 6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 6.1. Назначение и компетенция Уполномоченного по права человека в Российской Федерации
- Раздел 7. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности
- Тема 7.1. Органы внутренних дел
- Милиция
- Тема 7.2. Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации
- Органы Федеральной службы безопасности
- Органы внешней разведки
- Федеральная служба охраны Российской Федерации (Федеральные органы государственной охраны)
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
- Тема 7.3. Таможенные органы Российской Федерации
- Тема 7.4. Налоговые органы Российской Федерации
- 7.5. Органы юстиции Российской Федерации
- Федеральная служба судебных приставов
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Раздел 8. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи в Российской Федерации
- Тема 8.1. Адвокатура в Российской Федерации
- Тема 8.2. Нотариат в Российской Федерации
- Тема 8.3. Частные детективные и охранные организации
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- Примеры тестовых заданий для проведения рубежных аттестций Первая рубежная аттестация
- Вторая рубежная аттестация
- Рекомендованная литература
- 1. Нормативные правовые акты
- О Дисциплинарном судебном присутствии : федер. Конституционный закон от 09 нояб. 2009 г. № 4-фкз // Собрание законодательства рф. – 2009. - № 45. - ст. 5261
- Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации : Федеральный закон от 22 дек. 2008 г. № 262-фз // Российская газета. – 2008. - № 265.
- 2. Основная
- 3. Дополнительная
- Вопросы для подготовки к экзамену