Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
По курсу «Правоохранительные и судебные органы» предусмотрены различные виды учебной работы. Организующим началом для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины являются лекции.
Лекции призваны дать студентам основные научные знания по изучаемой дисциплине и раскрыть наиболее сложные вопросы учебного материала. На лекциях определяется круг вопросов, которые необходимо изучить по конкретной теме, называются основные нормативные правовые акты и учебная литература по теме, раскрывается основной понятийный аппарат по изучаемой теме. В лекции обращается внимание на последние изменения в законодательстве, на имеющиеся научные дискуссии по рассматриваемой проблеме. Поэтому посещение лекций, конспектирование основных положений лекции, является обязательным для студентов.
Для более детального и глубокого изучения студентами теоретических вопросов, привития им первоначальных навыков в работе с нормативными правовыми актами, а также решения практических вопросов, возникающих при осуществлении правоохранительной деятельности, проводятся семинарские (практические) занятия. На семинарских занятиях студенты приобретают дополнительные знания, учатся излагать усвоенный материал, участвуют в дискуссиях, выступают с докладами, рефератами по проблемным вопросам, применяют полученные знания для решения практических вопросов. На семинарских занятиях могут проводиться контрольные работы и рубежная аттестация студентов. Планы семинарских занятий, а также задания к ним содержаться в настоящем пособии.
При подготовке к семинару студенту, прежде всего, необходимо ознакомиться с планом семинара, подобрать рекомендованную литературу, а затем приступить к изучению нормативных правовых актов и учебной литературы. В процессе самостоятельной работы с литературой, студенту рекомендуется дорабатывать конспект лекции, конспектировать отдельные положения изучаемых источников, делать выписки основных понятий, определений. После изучения рекомендованных источников студенту необходимо ответить для себя на вопросы предстоящего семинара. Это позволит ему определить степень усвоения изучаемой темы.
В тех случаях, когда студент пропустил семинарское занятие, он должен отработать тему семинара индивидуально. Форма отчетности пропущенной темы семинара согласовывается с преподавателем. Это может быть устное собеседование с преподавателем в часы индивидуальных консультаций, или подготовка конспекта по пропущенной теме семинара, или написание реферата по конкретному вопросу, или выполнение письменной контрольной работы и т.п.
При изучении дисциплины студентам рекомендуется активнее использовать групповые индивидуальные консультации у преподавателя. Консультации по отдельным вопросам программы курса, по подготовке к семинару, к рубежному контролю или экзамену можно получить в часы, предусмотренные кафедрой, а также по согласованию с преподавателем.
Для развития творческой активности студентов рекомендуется участие их в работе научных кружков, выполнении ими научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.
Важнейшее место в системе изучения учебной дисциплины занимает самостоятельная работа студента.
Самостоятельная работа студента - это целенаправленная деятельность по овладению теоретическими знаниями учебной дисциплины и приобретению первоначальных практических навыков по своей будущей специальности.
Самостоятельная работа включает: конспектирование лекций, изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, руководящих разъяснений высших судебных органов, учебной литературы, подготовку к семинарским (практическим) занятиям, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, подготовку к рубежному контролю и экзамену, научное творчество в кружках.
При организации самостоятельной работы, прежде всего, необходимо определить цель. Например, изучить конкретный нормативный правовой акт, рекомендованный по теме. Для этого студент должен получить текст этого акта в библиотеке или найти его в какой-либо правовой системе «Консультант плюс», «Гарант» и т.п. Приступая к изучению нормативного правового акта, студент доложен определить объем этого акта, выяснить, есть ли необходимость изучать полный текст документа или для уяснения темы достаточно какого-либо раздела, или отдельных статей. После этого следует определить последовательность выполнения намеченной работы. Вначале необходимо уяснить, каким органом принят изучаемый акт, когда он вступил в силу, какова его структура, какие отношения он регулирует. Лишь уяснив эти общие вопросы, можно переходить к тщательному изучению интересующего вопроса путем его прочтения и конспектирования отдельных положений.
Работа с учебной литературой должна начинаться с предварительного ознакомления: установить ее автора, год издания, выяснить, на кого эта книга рассчитана (краткая аннотация, как правило, помещается на обороте титульного листа), просмотреть оглавление.
В процессе изучения книги, следует пользоваться программой учебной дисциплины. Это обеспечит целеустремленность усвоения изложенных в ней вопросов и позволит контролировать полноту усвоения темы. Работа с литературным источником не может ограничиваться только ее прочтением. Научная методика работы над первоисточником обязательно предусматривает ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на основных проблемных вопросах и закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним. Конспект прочитанного дисциплинирует студента, облегчает его умственный труд, помогает быстро повторить материал при подготовке к семинарским занятиям или к экзамену.
Для глубокого изучения учебной дисциплины студент должен уметь работать на лекции. Это означает, что он должен уметь внимательно слушать преподавателя, размышлять вместе с ним, не отвлекаться посторонними мыслями или делами, уяснить главное в содержании лекции и разумно законспектировать её.
Записывать всю лекцию дословно не рекомендуется. Надо записывать лишь то, что осмыслено и понятно. При конспектировании необходимо сначала - подумать, а потом - записать, а не наоборот. Одно из важнейших достоинств записи лекции - её краткость. Хорошая запись получается тогда, когда все внимание студента сосредоточено на лекции. Конспект способствует лучшему запоминанию учебного материала только в том случае, когда он ведется своими словами. При механической записи слов лектора, студент не напрягает свою память, не мобилизует ум на понимание сущности излагаемого материала. Да и готовиться по такому конспекту к семинару и другим видам контроля, значительно труднее, чем по конспекту, который велся своими словами.
Записанную лекцию следует обрабатывать (вносить дополнения, уточнения, определения, схемы и т.п.) во время самостоятельной подготовки к семинару после того, как будут прочитана учебная литература, изучены тесты нормативных правовых актов.
Самостоятельную подготовку к семинару следует начинать с чтения конспекта лекции, чтобы вспомнить все вопросы, которые предстоит отработать. Затем необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебника, учебных пособий и нормативными правовыми актами.
Результатом самоподготовки к занятиям должны быть, как правило, письменное изложение итогов своего труда. Формы здесь могут быть различны: конспект первоисточника, письменные ответы на вопросы, обозначенные в плане семинара, подготовка реферата или фиксированного выступления и т.п.
Подготовка к экзамену должна проводиться систематически в течение всего семестра. В отведенное учебным расписанием период времени для непосредственной подготовки к экзамену, студент должен лишь еще раз повторить и глубже осмыслить пройденный материал, продумать его, систематизировать и обобщить свои знания по учебной дисциплине.
Требования, предъявляемые на экзамене, определяются программой учебной дисциплины, поэтому она должна быть положена в основу подготовки.
Непосредственная подготовка к сдаче экзамена начинается с подбора необходимых источников (программы по курсу, доработанного конспекта лекций» основных нормативных правовых актов и основного учебника (учебного пособия)). Задача студента, используя указанные источники, повторить, освежить в памяти и окончательно закрепить изученный материал. Студент может считать себя подготовленным к экзамену, если он в состоянии ответить на все вопросы программ учебной дисциплины.
- Содержание
- Пояснительная записка
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса
- Раздел 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «правоохранительные и судебные органы»
- Тема 1.1. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи. Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность
- Тема 1.2. Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы»
- Раздел 2. Судебная власть и правосудие в российской федерации
- Тема 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- Тема 2.2. Правосудие и его демократические основы (принципы)
- Раздел 3. Судебная система в российской федерации
- Тема 3.1. Понятие и общая характеристика судебной системы Российской Федерации
- Тема 3.2. Суды общей юрисдикции
- Тема 3.3. Арбитражные суды в Российской Федерации
- Тема 3.4. Конституционный Суд Российской Федерации
- Тема 3.5. Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
- Тема 3.6. Органы обеспечения деятельности судов
- Раздел 4. Прокуратура российской федерации
- Тема 4.1. Понятие, задачи и основные функции (направления деятельности) прокуратуры Российской Федерации
- Раздел 5. Органы предварительного расследования
- Тема 5.1. Органы дознания и предварительного следствия в Российской Федерации
- Раздел 6. Уполномоченный по правам человека в российской федерации
- Тема 6.1. Назначение и компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
- Раздел 7. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности
- Тема 7.1. Органы внутренних дел
- Тема 7.2. Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации
- Тема 7.3. Таможенные органы Российской Федерации
- Тема 7.4. Налоговые органы Российской Федерации
- Тема 7.5. Органы юстиции Российской Федерации
- Раздел 8. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи в российской федерации
- Тема 8.1. Адвокатура в Российской Федерации
- Тема 8.2. Нотариат в Российской Федерации
- Тема 8.3. Частные детективные и охранные организаций
- Тематический план семинарских занятий
- Тема 2.1 Понятие и основные признаки судебной власти.
- Тема 2.2 Правосудие и его демократические основы (принципы).
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 2.
- Тема 3.2 Суды общей юрисдикции: Мировые судьи и районные суды
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная:
- Семинар № 3.
- Тема 3.3 Арбитражные суды в Российской Федерации
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная:
- Семинар № 4.
- Тема 3.5. Правовой статус судей в Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 5.
- Тема 4.1. Понятие, задачи и основные функции (направления деятельности) прокуратуры
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 6.
- Тема 7.1. Органы внутренних дел Российской Федерации
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 7.
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 8.
- Тема 7.4. Органы юстиции Российской Федерации
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Семинар № 9.
- Тема 8.1 Адвокатура в Российской Федерации.
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная
- Дополнительная
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Раздел 1 Общие понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные и судебные органы»
- Тема 1.1 Правоохранительная деятельность, ее признаки и задачи. Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность
- Тема 1.2 Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы»
- Раздел 2 Судебная власть и правосудие в Российской Федерации
- Тема 2.2 Понятие и основные признаки судебной власти
- Тема 2.2 Правосудие и его демократические основы (принципы)
- Раздел 3 Судебная система в Российской Федерации
- Тема 3.1. Понятие и общая характеристика судебной системы Российской Федерации
- Тема 3.2 Суды общей юрисдикции Мировые судьи
- Районный (городской) суд
- Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (Верховный суд субъекта)
- Военные суды
- Верховный Суд Российской Федерации
- Тема 3.3. Арбитражные суды в Российской Федерации
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
- Федеральный арбитражный суд округа
- Арбитражный апелляционный суд
- Арбитражный суд субъекта
- Тема 3.4. Конституционный Суд Российской Федерации
- Тема 3.5. Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
- Присяжные заседатели
- Арбитражные заседатели
- Органы судейского сообщества
- Тема 3.6. Органы обеспечения деятельности судов Суды общей юрисдикции
- Арбитражные суды Российской Федерации
- Конституционный Суд Российской Федерации
- Раздел 4 Прокуратура Российской Федерации
- Тема 4.1. Понятие, задачи и основные функции (направления деятельности) прокуратуры Российской Федерации
- 1. Надзор за исполнением законов органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (общий надзор).
- 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
- 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими орд, дознание и предварительное следствие
- 4.Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
- Раздел 5 Органы предварительного расследования
- Тема 5.1. Органы дознания и предварительного следствия в Российской Федерации
- Раздел 6. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Тема 6.1. Назначение и компетенция Уполномоченного по права человека в Российской Федерации
- Раздел 7. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности
- Тема 7.1. Органы внутренних дел
- Милиция
- Тема 7.2. Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации
- Органы Федеральной службы безопасности
- Органы внешней разведки
- Федеральная служба охраны Российской Федерации (Федеральные органы государственной охраны)
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
- Тема 7.3. Таможенные органы Российской Федерации
- Тема 7.4. Налоговые органы Российской Федерации
- 7.5. Органы юстиции Российской Федерации
- Федеральная служба судебных приставов
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Раздел 8. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи в Российской Федерации
- Тема 8.1. Адвокатура в Российской Федерации
- Тема 8.2. Нотариат в Российской Федерации
- Тема 8.3. Частные детективные и охранные организации
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- Примеры тестовых заданий для проведения рубежных аттестций Первая рубежная аттестация
- Вторая рубежная аттестация
- Рекомендованная литература
- 1. Нормативные правовые акты
- О Дисциплинарном судебном присутствии : федер. Конституционный закон от 09 нояб. 2009 г. № 4-фкз // Собрание законодательства рф. – 2009. - № 45. - ст. 5261
- Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации : Федеральный закон от 22 дек. 2008 г. № 262-фз // Российская газета. – 2008. - № 265.
- 2. Основная
- 3. Дополнительная
- Вопросы для подготовки к экзамену