logo
Гражданское право

Банковская гарантия как способ обеспечения обязательства.

- банковская гарантия (параграф 6 ст. 368 – 379). В силу банковской гарантии банк или иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант), даёт по просьбе другого лица – принципала, письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства, денежную сумму по предоставлению бенефициаром письменного требования о её уплате (ст. 368). В качестве гаранта могут выступать: банк, кредитная организация или страховая организация. Принципал – это лицо, обращающаяся к гаранту с просьбой о выдаче банковской гарантии, им является должник по основному обязательству, исполнение которого обеспечивается банковской гарантией. В качестве бенефициара, т.е. лица наделённого правом предъявлять требования гаранту, выступает кредитор по основному обязательству. К существенным условиям банковской гарантии относятся: указания на принципала, сумма банковской гарантии (ст. 377), срок банковской гарантии (ст. 374). За предоставление гарантии гарант взымает с принципала вознаграждение в твёрдой сумме или в процентах от суммы гарантии. Обязанностью гаранта является: обязанность уплатить по требованию бенефициара, но не исполнять обязательства вместо должника (принципала). Получив от бенефициара документ представляющий заявленное прицезание и приложенную к нему документацию, гарант обязан: без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии этих документов (см. п. 1 ст. 375), а так же в разумный срок (т. е. срок по окончании которого у гаранта остаётся время для уплаты бенефициару гарантийной суммы до истечения упомянутых выше сроков) и рассмотреть представленные бенефициару документы на предмет их соответствия условиям банковской гарантии (п. 2 ст. 375). Обязательства гаранта перед бенефициаром ограничивается гарантийной суммой. Условием удовлетворения требования бенефициаром является: предъявление им письменного требования к гаранту с указанием гарантийного случая и приложением указанных в гаранте документов до истечения срока гарантий. Основанием для отказа в удовлетворении требований бенефициара, является: не соответствие их условиям гарантии, а так же истечение её срока. Исполнение притязания бенефициара приводит к возникновению регрессного отношения между гарантом и принципалом, при этом размер возмещения в порядке регресса не может превышать денежную сумму реально уплаченную гарантом бенефициару. Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается: 1) при уплате бенефициаром суммы на которую выдана гарантия; 2) окончание определённого гарантией срока, на который она выдана; 3) в следствии отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возращение её гаранту; 4) в следствии отказа бенефициара от свои прав по гарантии путём письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.