3.2.2. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства – внутренняя национально -территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные и федеративные.
Унитарное (простое) государство – простое, единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не наделенных правами его членов. В таких государствах система центральных органов государственной власти и управления едина, имеется одна конституция, единое гражданство и централизованная судебная система. Всей полнотой государственного суверенитета обладают только центральные органы, а внутренние территориальные подразделения государства наделяются властными полномочиями, производными от органов центральной власти. Как правило, унитарная форма государства свойственна для государств с этнически однородным сообществом. В настоящее время унитарными признаются такие государства, как Италия, Польша, Румыния, Франция, Норвегия и др.
Федеративное государство – сложное, союзное государство как результат объединения ряда государств или государственных образований – членов федерации. Союз государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью. Федерация состоит на началах децентрализации. Единый государственный суверенитет распределен между центральными органами и органами субъектов федерации, независимыми от центральной власти.
Члены федерации (штаты, земли, республики и т.д.) имеют собственное административно-территориальное деление. В отличии от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти – федеральные органы и соответствующие органы власти федерации, два вида правовых актов - федеральные и правовые акты субъектов федерации, а также гражданство федерации и гражданство субъектов федерации. Наличие в указанной форме государственного устройства двух систем государственных органов вызывает необходимость разграничить их компетенцию – предметы ведения. В основном, в государствах с федеративной формой правления предметы ведения закрепляются конституционно и подразделяются на исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию субъектов федерации, также возможно установление совместной компетенции федерации и ее субъектов.
Принципы образования федеративных государств:
национальный
территориальный
смешанный
К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Германия и др.
От унитарной и федеративной формы следует отличать конфедерацию, являющуюся формой межгосударственного союза, представляющую собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, политических, внешнеэкономических и др.). Конфедерация не обладает суверенитетом, поскольку союзные органы координируют деятельность государств – членов конфедерации лишь по вопросам, для разрешения которых они объединились. В конфедерации, в отличии от федерации, нет единой территории: в ней имеются территории отдельных государств – членов конфедерации. Нет единого гражданства: есть гражданство каждого отдельного государства, вступившего в конфедерацию. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода, а также право нуллификации – отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти.
Наиболее характерным примером конфедерации может служить Европейское сообщество.
- Ф.П. Румянцев, о.А. Румянцева
- Ббк 67.0 (я 73)
- Румянцев ф.П., 2005, Румянцева о.А., 2005,
- 1. Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения:понятие, предмет, метод и система
- 1.1. Предмет исследования теории государства и права
- 1.2. Метод теории государства и права
- 1.3.Система науки теории государства и права
- 2. Происхождение государства и права
- 3. Теория государства
- 3.1. Понятие и признаки государства. Типология государств
- 3.1.1. Понятие, признаки государства
- 3.1.2. Типология государств
- 3.2. Форма государства
- Форма государственного правления
- 3.2.2. Форма государственного устройства
- 3.2.3. Политический (государственно-правовой) режим государства
- Функции и механизм государства
- 3.3.1. Функции государства
- Понятие и виды государственных органов
- Представительные органы государственной власти
- 3.3.4. Исполнительные органы государственной власти
- 3.3.5.Органы судебной власти государства
- 4. Теория права
- Понятие, принципы и функции права
- 4.1.2.Принципы права: понятие, виды
- Функции права: понятие, виды
- 4.2. Норма права
- Норма права: понятие, признаки
- Структура юридической нормы
- Виды норм права
- 4.3. Источники (формы) права
- 4.3.1.Источник права в материальном, идеальном и специальном юридическом смыслах
- 4.3.2.Формы права: понятие, виды, характеристика
- 4.3.3. Законодательный процесс и его стадии
- 4.4. Правовая система, система права и система законодательства
- 4.4.1. Правовая система: понятие, элементы, типология
- 4.4.2. Понятие и элементы системы права
- 4.4.3. Соотношение системы права и системы законодательства
- 4.4.4.Систематизация законодательства: понятие, характеристика видов
- 4.5. Правовые отношения
- 4.5.1. Правоотношение: понятие, виды, структура (элементы)
- 4.5.2. Понятие, виды субъектов правоотношений. Правосубъектность
- Понятие и виды объектов правоотношения
- 4.5.4. Понятие и виды юридических фактов как основания возникновения правоотношений
- 4.5.5. Юридические презумпции и фикции
- 4.6. Реализация норм права
- 4.6.1. Понятие и формы реализации норм права
- Акты применения норм права: понятие и виды
- 4.6.4. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 4.7.Толкование норм права
- 4.7.2.Способ толкованиянорм права
- Акты официального толкования норм права: понятие, особенности и виды
- 4.8. Правомерное поведение и правонарушение
- 4.8.1. Понятие и виды правомерного поведения
- 4.8.2. Понятие и виды правонарушений
- 4.8.3. Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов
- 4.9. Юридическая ответственность
- 4.9.1.Понятие и признаки юридической ответственности
- 4.9.2. Виды юридической ответственности
- 4.9.3. Освобождение и исключение юридической ответственности
- 4.9.4. Понятие и виды государственного принуждения
- 4.10. Законность и правопорядок
- 4.10.1.Понятие и принципы законности
- 4.10.2. Правопорядок как разновидность общественного порядка
- Правосознание и правовая культура
- 4.11.1. Правосознание: понятие и виды
- Правовая культура
- Правовое государство
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену:
- Литература: Нормативные акты:
- Учебная литература:
- Содержание