4.3.3. Законодательный процесс и его стадии
Законодательный (правотворческий) процесс – процесс создания закона, включающий в себя несколько стадий:
1.Реализация права законодательной инициативы т.е. права официального внесения законопроекта на рассмотрение в высший представительный орган власти (Государственную Думу)
2.Обсуждение и принятие законопроекта Государственной Думой
3.Одобрение закона Советом Федерации
4.Подписание закона Президентом РФ
5.Официальное опубликование закона производится в «Российской газете», «Парламентской газете» и Собрании законодательства РФ
Виды законов:
1. В зависимости от роли, значения в системе нормативно-правовых актов законыподразделяются на:
Конституцию (основной закон), закрепляющую основы общественного и государственного устройства страны;
Федеральные конституционные законы – вносящие изменения, дополнения в Конституцию.
Федеральные законы – регулирующие текущую деятельность государства.
2. По признаку федеративного устройства:
федеральные;
субъектов федерации.
3.По времени действия:
постоянные;
временные;
чрезвычайные.
4.По кругу лиц:
общего действия;
специальные.
5.По сфере действия:
на территории всего государства;
на определенной части территории государства.
Подзаконные нормативные акты – официальные акты, принимаемые различными органами государственной власти во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие нормы законов.
Представляют вторичное звено нормативно-правовых актов. В основном, принимаются органами, входящими в исполнительную ветвь власти. Имеют собственную иерархию, определяемую местом принимающего их органа в системе государственной власти.
Виды подзаконных нормативных акты:
нормативно-правовые акты Президента – Указы;
нормативно-правовые акты Правительства – Постановления и распоряжения;
нормативно-правовые акты министерств и ведомств – приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и т.д.
Опубликование подзаконных нормативно-правовых актов.Нормативные акты министерств и государственных комитетов РФ публикуются в Бюллетене нормативных актов министерств и государственных ведомств.
Уставы, кодексы, положения публикуются отдельными изданиями.
Все нормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенные социальные группы (субъектов права).
Действие нормативно-правового акта во времени,пространстве и по кругу лиц
Все нормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).
Действие нормативно-правового акта во времени обуславливают следующие обстоятельства:
а) момент вступления его в законную силу;
б) момент прекращения его действия;
в) применение установленных нормативным актом норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).
В РФ нормативно-правовые акты вступают в законную силу одним из следующих способов:
Законы - по истечении 10 дней с момента официального опубликования, если в тексте не указано иное.
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ - по истечении 7-ми дней с момента их опубликования.
Акты министерств и ведомств - по истечении 10 дней с момента опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Порядок вступления в законную силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия (утрата юридической силы) нормативно-правового акта происходит в результате:
истечения срока действия акта;
прямой отмены;
фактической отмены – принятия другого нормативно-правового акта по тому же вопросу, без отмены первого;
изменения обстоятельств.
Вопрос о «обратной силе закона» нужно рассматривать с учетом двух аспектов.
1) По общему правилу закон обратной силы не имеет, это означает, что если нормативный акт вступил в законную силу, то он будет регулировать отношения, которые наступят в будущем. В законодательстве из указанного правила имеются два исключения.
Закон имеет обратную силу (ретроактивность)– распространение действия норм данного закона на юридические факты, возникшие до его вступления в юридическую силу, если:
в самом законе имеется указание на обратную силу его норм;
закон отменяет или смягчает юридическую ответственность.
2). Нормативно-правовой акт может утрать силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия – переживание закона. Это относится к регулированию длительных отношений.
Действие нормативно-правового акта в пространстве обусловливают территориальные ограничения, когда нормативно-правовой акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. При этом закон абстрактно выделяет две категории территорий:
собственную – земельная и воздушная поверхность, воздушное пространство в пределах государственной границы, недра, территориальные воды, континентальный шельф;
условную территорию посольств, консульств, воинских подразделений, дислоцируемых за границей; территорию гражданских кораблей и салоны летательных аппаратов, находящихся на нейтральной территории; территорию военных кораблей и соответствующих летательных аппаратов – где бы они не находились.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц. Вступивший в законную силу нормативно-правовой акт действует в отношении всех субъектов, находящихся на территории государства:
граждан РФ;
иностранных граждан (подданных);
лиц без гражданства (аппатриды);
лиц с двойным гражданством (биппатриды).
- Ф.П. Румянцев, о.А. Румянцева
- Ббк 67.0 (я 73)
- Румянцев ф.П., 2005, Румянцева о.А., 2005,
- 1. Теория государства и права как фундаментальная наука правоведения:понятие, предмет, метод и система
- 1.1. Предмет исследования теории государства и права
- 1.2. Метод теории государства и права
- 1.3.Система науки теории государства и права
- 2. Происхождение государства и права
- 3. Теория государства
- 3.1. Понятие и признаки государства. Типология государств
- 3.1.1. Понятие, признаки государства
- 3.1.2. Типология государств
- 3.2. Форма государства
- Форма государственного правления
- 3.2.2. Форма государственного устройства
- 3.2.3. Политический (государственно-правовой) режим государства
- Функции и механизм государства
- 3.3.1. Функции государства
- Понятие и виды государственных органов
- Представительные органы государственной власти
- 3.3.4. Исполнительные органы государственной власти
- 3.3.5.Органы судебной власти государства
- 4. Теория права
- Понятие, принципы и функции права
- 4.1.2.Принципы права: понятие, виды
- Функции права: понятие, виды
- 4.2. Норма права
- Норма права: понятие, признаки
- Структура юридической нормы
- Виды норм права
- 4.3. Источники (формы) права
- 4.3.1.Источник права в материальном, идеальном и специальном юридическом смыслах
- 4.3.2.Формы права: понятие, виды, характеристика
- 4.3.3. Законодательный процесс и его стадии
- 4.4. Правовая система, система права и система законодательства
- 4.4.1. Правовая система: понятие, элементы, типология
- 4.4.2. Понятие и элементы системы права
- 4.4.3. Соотношение системы права и системы законодательства
- 4.4.4.Систематизация законодательства: понятие, характеристика видов
- 4.5. Правовые отношения
- 4.5.1. Правоотношение: понятие, виды, структура (элементы)
- 4.5.2. Понятие, виды субъектов правоотношений. Правосубъектность
- Понятие и виды объектов правоотношения
- 4.5.4. Понятие и виды юридических фактов как основания возникновения правоотношений
- 4.5.5. Юридические презумпции и фикции
- 4.6. Реализация норм права
- 4.6.1. Понятие и формы реализации норм права
- Акты применения норм права: понятие и виды
- 4.6.4. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 4.7.Толкование норм права
- 4.7.2.Способ толкованиянорм права
- Акты официального толкования норм права: понятие, особенности и виды
- 4.8. Правомерное поведение и правонарушение
- 4.8.1. Понятие и виды правомерного поведения
- 4.8.2. Понятие и виды правонарушений
- 4.8.3. Состав правонарушения: понятие и характеристика элементов
- 4.9. Юридическая ответственность
- 4.9.1.Понятие и признаки юридической ответственности
- 4.9.2. Виды юридической ответственности
- 4.9.3. Освобождение и исключение юридической ответственности
- 4.9.4. Понятие и виды государственного принуждения
- 4.10. Законность и правопорядок
- 4.10.1.Понятие и принципы законности
- 4.10.2. Правопорядок как разновидность общественного порядка
- Правосознание и правовая культура
- 4.11.1. Правосознание: понятие и виды
- Правовая культура
- Правовое государство
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену:
- Литература: Нормативные акты:
- Учебная литература:
- Содержание