logo
ТГП (учебное пособие)

Понятие и виды государственных органов

Государственный орган –звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Являясь относительно самостоятельной, структурно обособленной частью государственного аппарата, государственный орган в процессе осуществления своих функций опирается на организационную, материальную и принудительную силу государства. Каждый орган государства осуществляет управление конкретными социальными объектами, сферой общественной жизни – предмет ведения.

В зависимости от своего назначения (по принципу разделения властей)органы государства подразделяются на:

По сфере действия (объему властных полномочий)государственные органы различаются:

По порядку принятия решенийвыделяются:

По широте компетенции:

По порядку образования классифицируются на:

производные (вторичные) – органы, в образовании которых население непосредственного участия не принимает.

По срокам полномочийгосударственные органы подразделяются на:

Каждый государственный орган формально обособлен от других органов государства, но при этом связан с ними как с составляющими частями единого целого государственного механизма. Взаимосвязь органов государства носит характер соподчинения либо координации.

Признаки государственного органа:

  1. Формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции.

  2. Выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности.

  3. Имеет юридически закрепленную организационную структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами.

  4. Получает определенные материальные средства (здания, сооружения, транспорт, оргтехника и т.д.).

  5. Наделяется полномочиями государственно – властного характера прежде всего в праве издавать различные правовые акты и обеспечивать из реализацию.

Организация и деятельность современных государств базируется на следующих принципах:

1.Народовластие – принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым единственным источником власти в государстве признается население страны – граждане, а полномочия отдельных государственных органов считаются производными от власти народа и осуществляются по его поручению.

Формами народовластия признаются прямая и представительная демократия.

Прямая (непосредственная) демократияпредставляет собой принятие решений по тем или иным государственным вопросам населением страны или ее части, не требующих утверждения каким – либо властным органом. Непосредственная демократия в основном представлена референдумом – всенародным голосованием по отдельным политическим вопросам и выборами органов государственной власти.

Посредством представительной демократииразличные слои населения реализуют свои интересы через представителей – депутатов, должностных лиц, избранных на основе всеобщего равного прямого голосования. Население контролирует деятельность своих представителей через общественные объединения, средства массовой информации и т.д.

2. Законностьдеятельности государственного аппарата– состоит в точном, строгом и неукоснительном соблюдении всеми государственными органами и должностными лицами всей совокупности нормативно-правовых актов.

3. Гласность при осуществлении полномочий органов государства –обеспечивает информированность субъектов права (граждан, общественных объединений, юридических лиц и т.д.) о практической деятельности конкретного государственного органа.

4. Подотчетность государственных органов –обязательность нижестоящего органа давать отчеты вышестоящему органу о своей деятельности.

5. Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности государственных органов –предполагает коллективное обсуждение вопросов, но индивидуальное принятие решений, с индивидуализированной ответственностью за их реализацию.

  1. Демократизм –выражается в широком участии населения в формировании и организации деятельности государственных органов, в последующем функционирующих на основе принципа разделения властей; в наличии, законодательном закреплении и гарантировании со стороны государства широкого спектра прав и свобод человека и гражданина.

  2. Разделение властей как одна из демократических основ представляет собой принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной.