logo
Земправо 2013

2.6. Резервирование земель для публичных нужд

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд (ст. 56.1 ЗК РФ) представляет собой разновидность ограничений земельных прав граждан и юридических лиц. Резервирование земельных участков для публичных нужд является основанием для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и т.д.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а в случае резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для создания особых экономических зон, этот срок не может превышать два года. Допускается резервирование государственных или муниципальных земель и не предоставленных гражданам и юридическим лицам для строительства автомобильных дорог и других линейных объектов на срок до 20 лет (ст. 70.1 ЗКРФ).

Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании, прекращается по следующим причинам: истечение указанного в решении срока резервирования земель; предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель; отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель; изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд; решение суда, вступившее в законную силу (п. 10 постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд»).

Особый порядок резервирования установлен в Краснодарском крае в связи с подготовкой и проведением Олимпийских игр. Его суть заключается в том, что Российская Федерация с 1 января 2008 г. до 1 января 2014 г. передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд. Кроме того, предусмотрены дополнительные гарантии прав граждан, главным образом в части их информирования о принятых решениях по резервированию и изъятию земельных участков, а также указано, что резервирование земель и изъятие земельных участков в целях размещения олимпийских объектов допускаются при отсутствии документов территориального планирования.

Своеобразной разновидностью резервирования можно считать ограничение прав собственника предстоящим изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. С момент, государственной регистрации решения государственного или муниципального органа о таком предстоящем изъятии участка собственник стеснен в осуществлении своих правомочий, например в части застройки земельного участка или иных действий, связанны? с повышением стоимости земли.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сформулируйте определение управления земельным фондом.

2. Перечислите органы общей и специальной компетенции в области использования и охраны земель. Разъясните их земельные полномочия.

3. Что следует понимать под землеустройством?

4. Раскройте содержание и виды земельного надзора и контроля.

5. Каковы цели ведения государственного кадастра недвижимости?

6. Каковы цели и задачи резервирования земельных участков?

Литература

1. Абанина, Е. Н. Государственный кадастровый учет лесных участков/ Е. Н. Абанина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011.-№ 2.

2. Волков, А. М. Проблемы организации государственного контроля за использованием и охраной земель, находящихся в частной собственности / А. М. Волков, И. А. Трофимова // Закон и право. — 2011. — № 8.

3. Герасимов, А. А. Государственный и муниципальный земельный контроль: анализ практики, предложения по совершенствованию /А. А. Герасимов // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2011. — № 10.

4. Гряда, Э. А. К вопросу о гражданско-правовом значении государственного кадастрового учета земельных участков / Э. А. Гряда// Законы России: опыт, анализ, практика. — 2011. — № 2.

5. Землякова, Г. Л. Правовые проблемы резервирования земель для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации / Г. JI. Землякова // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 12.

6. Ибрагимов, К. X. О Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения / К. X. Ибрагимов // Российская юстиция. — 2011. — № 7.

7. Ибрагимов, К. X. Проблемы взаимодействия органов публичной власти при осуществлении государственного земельного надзора (посвящается 10-летию принятия Земельного кодекса Российской Федерации) / К. X. Ибрагимов // Аграрное и земельное право. — 2011. — № 10.

8. Ивакин, В. И. К истории правового регулирования земельного кадастра в России / В. И. Ивакин // Аграрное и земельное право. — 2011. №3.

9. Иванова, К Н. Государственный кадастр недвижимости как источник экологической информации /Е. Н. Иванова // Аграрное и земельное право. — 2011. ppfe 3.

10. Мокринский, Л. О. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере реализации земельного законодательства /Л. О. Мокринский // Аграрное и земельное право. 2009. — № 1.

11. Обухов, П. И. Правовые проблемы создания и деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров / П. И. Обухов, О. В. Савенко // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2009. — № 11.

12. Пашова, М. С. Правовое регулирование государственного мониторинга земель / М. G. Пашова, Д. Б. Пашов // Аграрное и земельное право. — 2011. — № 5.

13. Пашова, М. С. Правовые аспекты землеустройства в России/М. С. Пашова, Д. Б. Пашов // Аграрное и земельное право. — 2011.-№2.

14. Пашова, М. С. Управление в области использования и охраны земель / М. С. Пашова, Д. Б. Пашов // Аграрное и земельное право. — 2011. — № 6.

15. Савенко, О. В. Правовой статус саморегулируемой организации кадастровых инженеров как субъекта гражданских правоотношений / О. В. Савенко // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2011. — № 2.

16. Теоретические проблемы индивидуализации земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства/А. П.Анисимов, Р. С. Баразгова, Т. С. Пхалагов [и др.] // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2011. № 2.

17. Федотов, П. В. Правовое обеспечение управления земельными ресурсами / П. В. Федотов //Аграрное и земельное право. — 2011 —№7.

18. Чаркин, С. А. Проблемы исправления ошибок, возникающих в ходе проведения кадастрового учета недвижимости / С. А. Чаркин // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2011. — №2.

19. Чикильдина, А Ю. Проблемы кадастрового учета земельных Участков под линейными объектами / А. Ю. Чикильдина // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2011,. — № 2.