9.1. Понятие и цели охраны земель
Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют: опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд руб. в год), эрозия почв (эродированы 21 % всех земель сельскохозяйственного назначения, 44% — эрозионно опасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах — до 0,9 тонн), засоление земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 19% всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других населенных пунктов — в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.
Именно поэтому глава «Охрана земель» поставлена в ЗК РФ на второе, после общих положений, место, что характеризует изменение законодательных приоритетов в России. Вытекающие из положений данной главы требования относятся и к органам публичной власти, и к землепользователям. В частности, ЗК РФ возлагает как на собственников земельных участков, так и на лиц, не являющихся собственниками, обязанности по использованию земельных участков способами, не причиняющими им вреда как природному объекту, а также осуществлению мероприятий по охране земель, соблюдению порядка пользования находящихся на участках иных природных объектов (лесов, вод и т.д.), недопущению загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона об охране окружающей среды одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли и почвы. Интересна позиция законодателя, разделяющего эти два объекта, что сделано не случайно. Охрана почв (и их плодородия) представляет интерес большей частью применительно к категориям земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, где земля выступает в качестве средства производства. В отношении остальных категорий земель мероприятия по охране почв носят производный характер. Например, согласно п. 4 ст. 13 ЗК РФ при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Легального определения охраны земель нет ни в ЗК РФ, ни в ином законодательном акте либо правоприменительной практике. Поэтому при рассмотрении понятия и целей охраны земель следует иметь в виду следующее обстоятельство. В связи с тем, что земельные отношения — это отношения по использованию и охране земель (п. 1 ст. 3), а также учитывая, что земля является важнейшим природным объектом и составной частью окружающей среды (ст. 1), становится очевидным, что мероприятия по охране земель распространяются на все категории земель в земельном фонде России.
Но одинаков ли перечень мероприятий по охране земель для всех их категорий в земельном фонде России? Представляется, что нет. Так, земли населенных пунктов не выступают основой обеспечения продовольственной безопасности страны, их использование не предполагает повышения их плодородия, внесения минеральных удобрений, мелиорацию и т.д. Поэтому многие природоохранные мероприятия, актуальные для земель сельскохозяйственного назначения, для земель населенных пунктов не актуальны и не нужны, например мелиорация.
Другой пример. Различны цели лесопользования на лесных участках в составе земель лесного фонда и землях иных категорий (например, населенных пунктов). Лесной кодекс РФ различает правовой режим использования защитных, эксплуатационных и резервных лесов. Так, городские леса отнесены к категории защитных лесов (ст. 102 Л К РФ), в связи с чем их освоение допускается в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций с одновременным использованием при условии, если оно совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Напротив, эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ч. 3 и 4 ст. 12 ЛК РФ). Следовательно, делается акцент либо на использовании, либо на охране соответствующих лесных участков, ограничивая их использование либо считая его доминирующим. Отсюда различается и комплекс природоохранных мероприятий.
Аналогичные отличия в целях и методах охраны земель можно обнаружить применительно к любым категориям земель в земельном фонде России. При этом нельзя упускать из виду общее сходство целей и задач охраны земель всех категорий — недопущение вредных воздействий в ходе хозяйственной деятельности на землю как составную часть окружающей среды и необходимость принятия быстрых и эффективных мер в случае, если такое вредное воздействие все же состоялось. Кроме того, следует иметь в виду, что особенности охраны отдельных категорий земель немыслимы без мероприятий по охране иных природных объектов, расположенных на таких земельных участках. Например, охрана земель лесного фонда невозможна без учета интересов охраны лесов; охрана земель водного фонда — без охраны водных объектов. В отношении же других категорий охрана земель (почв) имеет самостоятельное значение (земли сельскохозяйственного назначения).
Охрана земель — это совокупность предусмотренных нормами права организационных, экологических, экономических и иных мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение качества земель всех категорий как составной и неотъемлемой части окружающей среды в интересах обеспечения ее благоприятного состояния. Данное определение прямо вытекает из международных природоохранных документов и конституционной нормы о том, что земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В самом общем виде система землеохранных мероприятий состоит из трех направлений: сохранение земли, т.е. недопущение ухудшения ее качественных показателей; восстановление качества земель (посредством рекультивации); улучшение состояния земель (посредством мелиорации) .
Рассматривая понятие «охрана земель», нельзя обойти вниманием проблему соотношения «охраны» и «использования» земель. Законодательство указывает на один правомерный вариант такого соотношения — рациональное использование земель, которое в ГОСТе определено как «обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении цели землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами». Необходимость точного уяснения данного термина прямо вытекает из действующего законодательства, связывающего с рациональным или нерациональным использованием земель различные правовые последствия вплоть до изъятия земельного участка.
Представляется, что охрана земель любой категории и их рациональное использование являются «двумя сторонами одной медали», поскольку отражают две формы взаимодействия общества и природы: природопользование и охрану природы. Когда мы говорим о рациональном использовании земель, то предполагаем соблюдение экологических, градостроительных и иных требований в процессе использования земельных участков. В этом случае не возникает необходимости в применении мер по охране земель, следовательно, в определенном смысле требования рационального использования и охраны земель сливаются. Однако в случае, если предусмотренные законодательством требования в процессе эксплуатации земель не соблюдаются, происходит ухудшение качества земель и соответственно окружающей среды. В этом случае мероприятия по охране земель будут нацелены на обеспечение соблюдения природопользователями установленных законодательством норм и правил по охране земель. Охрана земель только в двух случаях не будет связана с проблемой рационального использования земель. Это произойдет, во-первых, при создании особо охраняемых природных территорий (например, государственных природных заповедников), полностью изъятых из любого хозяйственного использования и законсервированных в естественном состоянии для будущих поколений людей, и, во-вторых, на землях запаса.
Общими целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной и иной деятельности (ст. 12 ЗК РФ).
- 1. Нормативные правовые акты
- 2.Органы власти
- 3.Прочие сокращения
- Тема 1. Предмет земельного права
- 1.1. Понятие земельного права и его место в системе права России
- 1.2. Принципы земельного права
- 1.3. Система земельного права
- 1.4. Источники земельного права
- Тема 2. Система органов управления земельным фондом
- 2.1. Понятие и система органов управления земельным фондом
- 2.2. Полномочия органов общей и специальной компетенции
- 2.3. Понятие, виды и содержание земельного надзора и контроля
- 2.4. Понятие и содержание землеустройства
- 2.5. Государственный кадастр недвижимости
- 2.6. Резервирование земель для публичных нужд
- Тема 3. Право собственности и ограниченные вещные права на земельные участки
- 3.1. Право государственной и муниципальной собственности на землю
- 3.2. Понятие и содержание права частной
- 3.3. Ограничения прав собственников земельных участков
- 3.4. Право пожизненного наследуемого владения земельными участками
- 3.5. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
- 3.6. Сервитуты земельных участков
- Тема 4. Приобретение прав на земельные участки
- 4.1. Общая характеристика способов приобретения
- 4.2. Переоформление (приватизация) земельных участков
- 4.3. Предоставление земельных участков
- 4.4. Предоставление земельных участков
- 4.5. Предоставление земельных участков для целей,
- Тема 5. Правовое регулирование сделок
- 5.1. Общая характеристика сделок
- 5.2. Договор купли-продажи земельного участка
- 5.3. Договор аренды земельных участков
- 5.4. Договор безвозмездного срочного пользования
- 5.5. Договор залога (ипотеки) земельных участков
- 5.6. Наследование и иные сделки с земельными участками
- Тема 6. Прекращение права
- 6.1. Прекращение права частной собственности
- 6.2. Прекращение права постоянного (бессрочного)
- 6.3. Прекращение права аренды земельного участка
- 6.4. Прекращение сервитута земельного участка
- 6.5. Прекращение права безвозмездного срочного
- Тема 7. Правовое регулирование платы
- 7.1. Понятие платности землепользования
- 7.2. Правовые основы взимания земельного налога
- 7.3. Правовые основы взимания арендной платы
- 7.4. Кадастровая оценка земельных участков
- Тема 8. Ответственность
- 8.1. Понятие и состав земельных правонарушений
- 8.2. Административная ответственность
- 8.3. Уголовная ответственность
- 8.4. Дисциплинарная ответственность
- 8.5. Возмещение вреда,
- Тема 9. Правовое регулирование охраны
- 9.1. Понятие и цели охраны земель
- 9.2. Содержание охраны земель
- 9.3. Особенности использования земель,
- Тема 10. Правовой режим земель
- 10.1. Понятие и состав земель
- 10.2. Правообладатели участков
- 10.3. Особенности совершения сделок с земельными
- 10.4. Земельная доля и ее правовой режим
- Тема 11. Правовой режим земель
- 11.1. Понятие земель населенных пунктов
- 11.2. Территориальное планирование
- 11.3. Градостроительное зонирование
- 11.4. Назначение и виды документации
- 11.5. Особенности приобретения и прекращения
- Тема 12. Правовой режим
- 12.1. Понятие земель специального назначения
- 12.2. Земли промышленности
- 12.3. Земли энергетики
- 12.4. Земли транспорта
- 12.5. Земли связи, радиовещания, телевидения,
- 12.6. Земли для обеспечения космической деятельности
- 12.7. Земли обороны и безопасности
- Тема 13. Правовой режим земель особо
- 13.1. Понятие и состав категории земель особо
- 13.2. Земли особо охраняемых природных территорий
- 13.3. Земли природоохранного назначения
- 13.4. Земли рекреационного назначения
- 13.6. Особо ценные земли
- Тема 14. Правовой режим земель
- 14.1. Понятие и состав земель лесного фонда
- 14.2. Лесопользование и его виды
- 14.3. Особенности охраны лесов
- Тема 15. Правовой режим земель
- 15.1. Понятие и структура земель водного фонда
- 15.2. Право пользования землями водного фонда
- 15.3. Особенности охраны земель водного фонда
- 15.4. Правовой режим земель запаса