logo
Земправо 2013

8.2. Административная ответственность

за земельные правонарушения

Административная ответственность является разновидностью государственного принуждения. Она направлена на исполнение правовых норм и существует наряду с дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовно-правовым принуждением. Административные правонарушения в сфере использования и охраны земель классифицируются в следующие группы:

а) правонарушения в сфере использования земельных участков. К числу таких правонарушений относятся невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7 КоАП РФ); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8) и т.д.;

б) правонарушения, посягающие на земельный участок как природный объект, являющиеся и экологическими правонарушениями. В их числе — нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6), нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12) и т.д.;

в) правонарушения, посягающие на отношения собственности или иные права на земельный участок как объект недвижимого имущества. К их числу относятся самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ), уничтожение или повреждение межевых знаков (ст. 7.2), самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9), самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10);

г) правонарушения в сфере управления землями (нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9 КоАП РФ)), несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

Составы земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, не объединены в одну главу КоАП РФ, а рассредоточены по нескольким главам. Единого органа, управомоченного рассматривать все дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель, также не существует. Действует система таких органов. Например, органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной уступки права пользования землей и самовольной мены земельного участка), ст. 8.8 КоАП РФ (ст. 23.21 Кодекса); органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.3 (в части административных правонарушений, относящихся к нарушениям правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при хранении и применении пестицидов и агрохимикатов), ст. 8.6 КоАП РФ (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения), ст. 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли) (ст. 23.15 Кодекса) и т.д.

Административная ответственность за земельные правонарушения может наступать в случае нарушения не только КоАП РФ, но и законов субъектов РФ, которые могут предусматривать только две разновидности административных наказаний: предупреждение и штраф. Следует подчеркнуть, что в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены административные наказания только за нарушения земельно-правовых норм, закрепленных в законах соответствующего субъекта РФ. За нарушения норм федеральных законов административная ответственность устанавливается только КоАП РФ.