logo
Силенок М

Авторское право Введение

Во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Соответственно, именно "талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству" *(1). Такими личностями, чьи объекты духовного производства являются вехами в истории мировой культуры, считают Ч. Дарвина, Л. Толстого, И. Репина и многих других. В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей. Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, а именно: поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях.

Эта отрасль права помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права. Стоит ли говорить, что подробное изучение и исследование темы "Авторское право в Российской Федерации" по-прежнему весьма актуально. И дело тут не в национальной гордости, а именно в серьезности проблемы.

Наше время - это период бурно развивающейся интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой жизни. А любая деятельность (тем более успешно развивающаяся), как правило, приносит свои неплохие доходы. В результате появляются люди, склонные к "легкой наживе", выдающие чужие произведения или их часть за свои или занимающиеся распространением контрафактной продукции, что приносит очень большой доход. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов как гражданами, так и авторами произведений. Легкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. По новым, даже самым скромным подсчетам, Россия начиная с 2000 г. ежегодно теряет из-за неэффективности борьбы с нарушениями различных прав интеллектуальной собственности как минимум один миллиард долларов. Теневой оборот пиратской продукции на сегодня равен в стране 30 млрд рублей (около одного миллиарда долларов). По данным "Майкрософта", только от недополученных налоговых преступлений Россия теряет 731 млн. долл. в год. Таким образом, нарушаются права гражданские и, как результат, авторские и смежные; права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности; права государства, которое не получает огромных налоговых поступлений в бюджет.

Все эти нарушения происходят у нас на глазах, стоит только включить телевизор или прочитать газету. Так, например, "Победой в судебной тяжбе с издательством "Феникс" отметили юбилей Вертинского его вдова и дочка. Дело заключается в том, что без разрешения наследников в книжных магазинах появился песенник "Любимые романсы", который включал в себя семь произведений Вертинского, тем самым издательство грубо нарушило их авторское право. Издательство допустило и другую ошибку. Опубликовав ноты романса "Попугай Флобер", они указали, что стихи написал неизвестный поэт. Хотя все музыкальное произведение принадлежало Вертинскому. Суд вынес решение в пользу наследников, и они получили компенсацию от издательства" *(2). Конечно, приятно осознавать, что, несмотря на нарушение авторских прав, осуществляется их защита. Ведь долг государства - обеспечивать охрану всех видов интеллектуальной собственности, от произведений искусства до изобретений.

В настоящем пособии автором прокомментированы и разъяснены основные положения Закона РФ "Об авторском правке и смежных правах" (далее - ЗоАП), касающиеся объектов и субъектов авторского права, содержание самих прав авторов и способы защиты на основании конкретных примеров из практики.

Данное учебно-практическое пособие состоит из трех разделов, включающих в себя:

1) сущность и содержание авторских прав;

2) гражданско-правовую охрану авторского права в разрезе национального и международного законодательства;

3) способы защиты авторских прав и их практическую реализацию.

Объем современной литературы по данной теме велик. Особенно быстрый рост российского авторского законодательства произошел начиная с 90-х гг. XX в. (благодаря переходу России к частной собственности и рыночной экономике).

Крупнейшими исследователями по данной проблеме считаются такие современные цивилисты, как: А.П. Сергеев, В.А. Дозорцев, О.А. Дворянкин, И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов и др. К примеру, именно А.П. Сергеев и В.А. Дозорцев были разработчиками проектов поправок к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах", которые впоследствии были учтены в новом Федеральном законе от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ "Об авторском праве и смежных правах". Однако, несмотря на развитие и изменение законодательства, остаются ценны и актуальны труды таких известных цивилистов, как Г.Ф. Шершеневич, И.В. Серебровский, В.И. Синайский, которые стояли у истоков национального авторского права.