logo
Силенок М

Раздел III. Гражданско-правовая защита авторских прав Глава 1. Защита авторских прав § 1. Общая характеристика форм и способов защиты авторских прав

Установленные законом авторские права иногда (а в нашем государстве довольно часто) нарушаются и нуждаются в защите. Актуальность вопроса защиты авторских прав в наши дни в России сомнений не вызывает. По данным статистики, честные издатели и авторы, впрочем, как и госбюджет, теряют десятки, если не сотни тысяч долларов, которые уходят в карманы к процветающим воротилам пиратского бизнеса. Обычно нарушителями авторского права выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливающие и распространяющие экземпляры, копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях (указанные копии именуются контрафактными экземплярами). Вместе с тем к нарушениям авторского права относятся не только "пиратство" и плагиат, но и деятельность, включающая в себя бездоговорное использование объектов авторского права, невыплату вознаграждений и другие нарушения. Мало кто из юристов не признает, что современное правовое регулирование сферы интеллектуальной собственности, в том числе авторских прав, нуждается в качественном совершенствовании, а соответствующая правовая база, несмотря на ее недавнее обновление, далека от совершенства. Правда, по данным статистики, за период 1999-2002 гг. увеличилось удовлетворение исков по гражданским делам (по авторскому праву). По уровню реализуемой контрафактной (фальсифицированной) продукции Россия прочно стоит на втором месте в мире (90%), первое занимает Китай (98%). В 2001-2002 гг. рост преступности в сфере интеллектуальной собственности увеличился. Например, только по факту нарушения авторских прав в 2002 г. было зарегистрировано 949 нарушений, из которых только 370 уголовных дел было направлено в суд. Один из таких примеров был опубликован в газете "Телевизор". "Олег Павлович Табаков твердо намерен разобраться в суде с теми, кто тиражирует кассеты с записью озвученных им старых мультфильмов и радиоспектаклей. Дело в том, что Табаков не давал разрешения на использование этих записей. Рассмотрение иска О.П. Табакова Измайловский суд Москвы назначил на 4 июня. О.П. Табаков намерен взыскать 5 миллионов рублей со звукозаписывающих компаний "Мелодия" и ЗАО "Твик-Лирек". Именно эти компании, по мнению артиста, незаконно распространяют аудиозаписи" *(16).

Под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.

Как известно, защищенность права предполагает адекватную ответственность нарушителя. Иными словами, авторские и смежные права защищены не тем, как это указано в Законе, а тем, что Закон предусматривает ответственность за их нарушение.

В целом выделяют две основные формы защиты авторских прав:

1) юрисдикционную, т.е. обеспечивающую с помощью государственных органов, в том числе судов (она распадается на сферу гражданского и уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях в сфере авторских и смежных прав);

2) неюрисдикционную, которая охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, осуществляемые ими самостоятельно, без обращения к государственным или иным компетентным органам.

Наибольшее практическое значение имеют, конечно, юрисдикционные формы защиты - иски в суды (общей юрисдикции и арбитражного), административная ответственность, уголовное преследование нарушителей авторских и смежных прав. Авторские и смежные права, в зависимости от степени и характера их нарушений, могут влечь гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность (п. 1 ст. 48 ЗоАП). Новый Закон "Об авторском праве и смежных правах" не содержит специальных норм об уголовной и административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав. Соответствующие нормы внесены в Уголовный кодекс РФ (ст. 146) и в Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 7.12).

Стоит отметить, что если ранее в ст. 49 ЗоАП предусматривались "гражданско-правовые меры защиты авторских прав", то теперь в статье говорится о "способах защиты авторских прав". При этом перечень способов расширен в связи с тем, что он подробно не регламентирован. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 49 ЗоАП).

По нашему мнению, данную норму следует понимать как отсылку прежде всего к ст. 12 ГК РФ, где содержится перечисление различных способов защиты гражданских прав:

о признании прав;

о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, и др. При этом указанные меры могут применяться по выбору обладателя авторских прав, т.е. без ограничения какими-либо рамками. Важно отметить, что суд (арбитражный суд) может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограмм, материалов и оборудования, используемых для воспроизведения. Контрафактные экземпляры произведения и фонограммы по требованию обладателя авторских и смежных прав могут быть переданы последнему (ст. 49.1 ЗоАП).

Кроме того, следует иметь в виду, что суд принимает решение о конфискации контрафактных экземпляров произведений независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца (п. 15 информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47).

Приведем следующий пример. "Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о запрещении распространять повесть, выпущенную в свет ответчиком, поскольку исключительные права на эту повесть принадлежат издательству.

Суд первой инстанции, признав истца обладателем исключительных прав на издание и распространение повести, иск удовлетворил.

Обжалуя это решение, истец сослался на то, что суд в нарушение п. 4 ст. 49 Закона об авторском праве не принял решения о конфискации и уничтожении контрафактных экземпляров произведения.

Суд апелляционной инстанции решение оставил без изменения, указав на непредъявление такого требования истцом.

Суд кассационной инстанции изменил решение и постановление со ссылкой на следующие обстоятельства.

В соответствии с п. 4 ст. 49 Закона об авторском праве (в ред. Федерального закона от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ) контрафактные экземпляры произведений подлежат обязательной конфискации по решению арбитражного суда. Конфискованные экземпляры подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав.

Поскольку требование о передаче контрафактных экземпляров издательству действительно не предъявлялось, суд кассационной инстанции принял решение об их конфискации и уничтожении независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца".

Следует отметить, что за защитой своего права обладатели исключительного авторского права вправе обратиться в суд, арбитражный суд и другие органы. Подача иска в суд общей юрисдикции и арбитражный суд имеет смысл только в отношении так называемого легального пирата, т.е. фирмы, которая официально зарегистрирована, имеет постоянное местонахождение, действующий счет в банке и имущество, если она допустила, например, бездоговорное использование чужой интеллектуальной собственности. В других случаях обращение в суд положительных результатов не даст, а принесет заявителю лишь одни убытки (потеря времени, расходы на уплату госпошлины, адвоката).