Право на защиту репутации автора
Данное неимущественное авторское право означает возможность автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателю произведения. Право на защиту произведения от искажения возникает с момента его создания и прекращается в связи со смертью автора. Это абсолютно правильный подход, ведь если Закон дает право, то он должен давать также и средства его защиты.
В советском законодательстве существовало право на неприкосновенность произведения (ст. 480 ГК РСФСР 1964 г.). Теперь это право называется "право на защиту репутации автора". Оно точно определяет сущность данного права и совпадает с наименованием, которое используется в Бернской конвенции, а также в законодательных актах многих других стран. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в отношении права на защиту репутации автора устанавливает достаточно широкие полномочия. В Законе ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. Никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, послесловием, разрешать перевод, переделку или другую переработку произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора.
Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, является проблема его передаваемости от автора другим лицам. Право на защиту репутации автора произведения не переходит по наследству, однако ст. 29 ЗоАП разрешает наследникам осуществлять защиту этого права (наравне с правом на авторство и правом на имя). Кажущийся парадокс объясняется просто: нельзя приобрести в порядке наследственного преемства неотделимое от личности автора право с последующей его передачей своим наследникам, но можно защищать нарушаемые кем-либо личные неимущественные права покойного автора.
- Авторское право Введение
- Раздел I. Гражданско-правовая характеристика авторского права Глава 1. Суть авторского права и тенденции его развития в России
- Глава 2. Источники авторского права в Российской Федерации
- Глава 3. Содержание авторского права
- Раздел II. Гражданско-правовая охрана авторского права Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Объекты авторского права § 1. Понятие и признаки объекта авторского права
- § 2. Виды объектов авторского права
- Драматические произведения
- Музыкальные произведения
- Аудиовизуальные произведения
- Произведения изобразительного и декоративного искусства
- Произведения архитектуры, градостроительного и садово-паркового хозяйства
- Произведения хореографии и пантомимы
- Картографические произведения
- Служебные произведения
- Глава 3. Субъекты авторского права § 1. Авторы произведений
- § 2. Несовершеннолетние авторы и авторы, не обладающие полной дееспособностью
- § 3. Соавторство
- § 4. Иные участники авторских правоотношений
- § 5. Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе
- Глава 4. Права авторов произведений науки, литературы и искусства § 1. Общие положения
- § 2. Личные неимущественные права Право авторства
- Право на имя
- Право на обнародование и право на отзыв
- Право на защиту репутации автора
- § 3. Имущественные права
- Право на воспроизведение
- Право на распространение
- Право на импорт
- Право на публичный показ и публичное исполнение
- Право на передачу произведения в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю
- § 4. Иные права авторов
- § 5. Сроки охраны авторского права
- Глава 5. Авторский договор § 1. Понятие и виды авторских договоров
- § 2. Элементы и содержание авторского договора
- Раздел III. Гражданско-правовая защита авторских прав Глава 1. Защита авторских прав § 1. Общая характеристика форм и способов защиты авторских прав
- § 2. Способы гражданско-правовой охраны авторских прав
- § 3. Административно-правовая и уголовная ответственность за нарушение авторских прав
- § 4. Иные средства защиты авторского права
- Заключение
- Список литературы
- 1. Нормативные правовые акты
- 2. Библиография
- 3. Юридическая практика