logo
Силенок М

Глава 5. Авторский договор § 1. Понятие и виды авторских договоров

Автор располагает исключительными правами в отношении своего произведения: может использовать его в любой форме, любым способом. Имущественные права автора могут переходить как по наследству, так и передаваться только по авторскому договору (дело в том, что "переход" более широкое понятие, чем "передача").

Передача имущественных прав по авторскому договору на практике, по нашему мнению, имеет большое значение. Существование авторского договора помогает реализации охраны авторских прав, а впоследствии и защите авторских прав (например в суде). Авторский договор представляет собой широкое понятие, означающее, что одна из сторон, субъект авторского права, передает другой стороне, пользователю, имущественные права на условиях и на срок, определенных договором. Поскольку в России авторский договор относится к гражданско-правовым отношениям, к нему применимы нормы Гражданского кодекса РФ (гл. 27-29). Соответственно, авторский договор - это один из видов договора, т.е. соглашения двух или нескольких лиц об установлении изменений или прекращения гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Проще говоря, это договор между автором (или его наследниками) и издательством, театром (и другими организациями) об использовании произведений литературы, науки или искусства.

Как ранее, так и сейчас авторские договоры делятся на виды в зависимости от вида произведения и способа использования. В связи с этим могут быть выделены договоры на создание и использование литературных, музыкальных, архитектурных и других произведений. Самый распространенный из авторских договоров - издательский договор. Постановочный договор и сценарный договор используют, но все же не так часто, как издательский. Это обусловлено тем, что специфика способа использования существенно влияет на содержание договора. Например, под издательским договором, по мнению Г.Ф. Шершеневича, "...понимается такое соглашение между издателем и автором, в силу которого первый приобретает право и берет на себя обязанности напечатания и распространения за свой счет литературного произведения, принадлежащего второму".

Авторские договоры делятся также на договоры на готовое произведение и договоры заказов (ст. 33 ЗоАП). Авторский договор заказов предполагает создание произведения в будущем, и при этом автор, в соответствии с условиями договора, обязан создать и передать такое произведение заказчику. В этом случае издатель (организация) стремится подробно регламентировать правоотношения в тексте договора: указывает требования, предъявляемые к будущему произведению, устанавливает сроки и формы сдачи произведения, а также срок и порядок устранения замечаний по произведению. По такому договору автор несет ответственность за взятые на себя обязанности. Кроме того, заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплачивать автору аванс.

С принятием Закона "Об авторском праве и смежных правах" законодатель пошел по пути отказа от деления авторского договора на типы, которое было предусмотрено в ст. 503 ГК РСФСР 1964 г. Положения об авторских договорах в ЗоАП предоставляют большую свободу сторонам при их заключении. Вместе с тем деление авторских договоров на типы ставится в зависимость от того, становится приобретатель авторских прав по договору единственным обладателем или не становится таковым. В зависимости от этого авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав (ст. 30 ЗоАП). В первом случае авторский договор разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Во втором случае пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Также следует учитывать, что если в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не предусмотрено обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель не вправе этого требовать (п. 8 информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47).

Приведем следующий пример. "Акционерное общество "Телекомпания" обратилось в арбитражный суд с иском к государственной телерадиокомпании о понуждении к исполнению обязательств по договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм.

Исковые требования обосновывались ссылками на условия договора, предусматривающие обязанность истца подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их на определенных материальных носителях, а ответчика - принять и оплатить эти телепрограммы по согласованным ценам.

Ответчик возражал против иска, поскольку истец по условиям авторского договора передал ему исключительные права на использование произведения, в том числе на воспроизведение, на распространение, на передачу в эфир и другие, но обязанность пользователя выпустить телепрограммы в эфир сторонами не предусмотрена. В связи с изменением концепции вещания у ответчика не имеется возможности выпустить их в эфир.

Суд первой инстанции своим решением отверг довод ответчика и обязал его выпустить в эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав на эти произведения телерадиокомпания получила и обязанность использовать их определенным способом.

Суд кассационной инстанции отменил решение суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30 Закона об авторском праве предметом авторского договора является передача имущественных прав. При этом стороны могут договориться о передаче как исключительных, так и неисключительных прав".

В статье 31 названного Закона содержатся дополнительные нормы об авторских договорах, основные положения о которых даны в ст. 30. Согласно п. 1 ст. 31 Закона авторский договор должен предусматривать: способ использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передается право; территорию, на которой может осуществляться использование; размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования; сроки выплаты вознаграждения; другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Таким образом, ЗоАП не устанавливает обязанности правообладателя использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным п. 2 ст. 16. Однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существенным.

Вернемся к нашему примеру. Судом установлено, что в авторском договоре между сторонами нет условия об обязанности фактически использовать произведения, исключительные права на которые перешли к телерадиокомпании.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения искового требования. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.