logo
advokatura

14.3.Порядок подачи жалоб в Европейский суд по правам человека.

Наибольшую сложность в работе с Европейским судом для российского адвоката представляет то обстоятельство, что по существу Европейский суд работает по системе прецедентного права. Для правильной трактовки положений конвенции адвокату необходимо изучить огромный перечень основополагающих решений Европейского суда.

Жалобы в Европейский суд подаются письменно. Первое заявление может быть подано в произвольной форме на родном языке заявителя. В нем в хронологической последовательности следует излагать имеющие отношение к делу факты. Помимо этого необходимо указать в какие инстанции на территории России обращался заявитель, какие нормы закона, по его мнению, нарушены и каких результатов он ожидает.

До обращения в Суд по правам человека необходимо исчерпать все внутригосударственные эффективные средства защиты. Жалобу можно подать в течение шести месяцев с даты, когда лицо узнало об определении кассационной инстанции. При этом нет необходимости обращаться в надзорную инстанцию, поскольку кассационная инстанция считается последним внутренним средством защиты. К жалобе прилагается список решений вынесенных по делу.

С жалобой первоначально будет работать юрист Секретариата суда, мало знакомый с российским законодательством. Поэтому адвокат должен объяснить в жалобе суть национального законодательства в том объеме, который регулирует нарушенные положения Конвенции.

Индивидуальные жалобы могут быть поданы как заявителем, так и его представителем. В случае подачи жалобы представителем об этом должно быть указано в самой жалобе и должна быть приложена доверенность на ведение дела в Европейском суде.

Суд не примет жалобу, если она уже подана в другой международный орган, например, в Комитет по правам человека ООН. На это нужно обратить особое внимание адвокатам.

Поскольку официальными языками Европейского суда являются английский и французский, то перевод осуществляется с родного языка заявителя на один из официальных языков. Поэтому адвокат должен обладать достаточным знанием языка для того, чтобы понять вопросы Суда.

После того как жалоба поступит в секретариат Суда, она будет зарегистрирована. Истец обязательно получит ответ от юридического референта Суда с рекомендациями по поводу дальнейших действий. К письму обычно прилагается формуляр жалобы с инструкцией по его заполнению; референт может также запросить дополнительную информацию и копии документов. К формуляру следует приложить копии всех документов, имеющих отношение к делу.

Формуляр должен быть заполнен полно и аккуратно, даже если подробная информация излагалась в первоначальном заявлении. Для представления жалобы на формуляре отводится 6 недель.

Далее Секретариат суда вступает в переписку с заявителем или его адвокатом и постоянно информирует их о ходе рассмотрения жалобы.

В начальной стадии процесса Секретариат собирает необходимый для рассмотрения жалобы материал. Адвокат должен позаботиться, чтобы все необходимые материалы оперативно готовились и направлялись в Европейский суд. Суд обычно информирует заявителя или адвоката о недостатках жалобы.