logo
1 - 32

Понятие и классификация форм правления

Термин «форма прав­ления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный прин­цип правления — монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Лишь единичные госу­дарства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «респуб­лика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливий­ская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины сказа­но, что она республика). В государствоведческой литературе существуют два подхода к поня­тию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с поло­жением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода (чехословацкий автор И.Благож) в поня­тие формы правления включаются отношения между органами государ­ства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы. В действительности форма правления не исчерпывается положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимо­отношения главы государства с парламентом и правительством), но, бу­дучи формой управления государством, она не может включать всю поли­тическую среду. Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята кон­цепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особен­ностей формы правления имеет значение и деятельность органов консти­туционного надзора (верховных и конституционных судов, конституци­онных советов), некоторых других государственных органов, участвую­щих в управлении государством. По традиции принято различать две основные формы правления: мо­нархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.). Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность мо­нарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике скла­дываются, по существу, монархические элементы (пожизненные прези­денты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республи­ки, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные кон­ституции, консультативные парламенты)

24.

Лоббизм

Во многих странах сложились целые системы неформального воздействия на парламентариев. Это явление получило название лоббизм. Данное воздействие оказывается не в зале заседаний, а в кулуарах палат и даже вне стен парламентов. Лоббисты - это агенты корпораций, фирм, банков, профсоюзов, организаций предпринимателей и работодателей и др., которые стремятся любым способом установить связь с парламентарием и повлиять на его позицию при решении конкретного вопроса в комитете или палате. Их деятельность привела к созданию организаций, лоббирующих профессионально по заказу, и приняла столь широкие масштабы, что, независимо от морально-этической оценки, некоторые государства сочли целесообразным законодательно ее урегулировать, чтобы ввести в определенные рамки. От политических партий следует отличать так называемые группы давления, которые являются своеобразным элементом политической системы зарубежных стран. Первоначально они возникли в США, а затем были восприняты другими странами. В США их называют лоббистскими организациями, заинтересованными группами. В других странах они иногда фигурируют под иными названиями (например, парламентские агенты в Великобритании). Теоретически группы давления создаются для консультаций парламентов и правительств и информационного их обеспечения по вопросам специализированной нормативной деятельности. Практически же группы давления всеми доступными им способами оказывают на государственные органы именно давление - от идеологического воздействия до прямого подкупа. Так, американские лоббисты используют следующие легальные методы воздействия на законодательные и административные органы: частные встречи с депутатами и должностными лицами, сбор денег на избирательные кампании (этим занимаются комитеты политических действий, которых насчитывается более 3500), дача показаний в комитетах Конгресса по поводу рассматриваемых законопроектов, работа в федеральных совещательных комитетах, исследование общественного мнения, посылка писем и телеграмм и многое другое, разрешенное Законом о регулировании лоббизма 1946 г., конституционность которого была признана Верховным судом в 1954 г. Особенно активна лоббистская деятельность в Вашингтоне, где число лоббистов намного превышает число депутатов обеих палат Конгресса. Важной особенностью, отличающей группы давления от политических партий, является то, что они от собственного имени не участвуют в выборах. Группы давления отражают сложную плюралистическую структуру современного общества, наличие в нем многих групп интересов. Деятельность лоббистов достаточно эффективна. "Работая" с парламентариями, организуя шумные кампании в прессе, лоббисты формируют общественное мнение, игнорировать которое парламентарии не могут.

Правовое регулирование лоббистской деятельности - опыт США.     США выступили пионером в законодательном регулировании лоббистской деятельности. Законы, в которых упоминались лоббисты и лоббизм, были приняты в этой стране еще в XIX в. В настоящее время на федеральном уровне действует вступивший в силу в 1996 г. Закон о лоббизме, заменивший Акт 1946 г. "О федеральном регулировании лоббизма". Кроме того, значимыми для регулирования лоббизма в США на федеральном уровне являются Акт 1938 г. "О регистрации иностранных агентов" (с последующими поправками), некоторые акты, принятые в 1989 г. Столь пристальное внимание законодателей к лоббизму в США не удивительно: ведь лоббизм представляет собой весьма важный фактор процесса принятия политических решений. Некоторые американские авторы даже называют лоббистов "пятой ветвью власти".     В США деятельность лоббистов носит профессиональный характер. Приняты и действуют законы, регулирующие их деятельность, функционирует Ассоциация лоббистов.     Обязательная регистрация лобби при Конгрессе, ежеквартальные отчеты о зарплате, текущих расходах, об источниках финансирования как раз и определяют легальные рамки "дозволенного" лоббизма. Лоббирование без соблюдения регистрации, отчетности в расходах и доходах - заведомо попадает в разряд взятки, подкупа, коррупции.     Правовой основой лоббизма в США выступает 1-я поправка к американской Конституции, закрепляющая право народа "обращаться к Правительству с петициями" (Билль о правах, ст. 1).     Американская практика развивалась по пути запретов конкретных форм незаконной деятельности лоббистов. Это касалось регулирования таких вопросов, как получение подарков, оплаченные обеды, расходы на путешествия. Эти нормы со временем ужесточались. Согласно правилам, принятым резолюцией Сената в 1995 г., лоббистам запрещено совершать подношения сенаторам и чиновникам верхней палаты конгресса. Сенаторам, а также служащим Сената разрешается получать подарки только из источников, определенных в самой резолюции. Правила же допускают получение любых подарков, включая обеды, на сумму не более 50 долл. Подарки членам семьи сенатора, чиновникам Сената рассматриваются как подарки самому сенатору или его помощнику, если последние были поставлены в известность об этом и имели основания полагать, что подарки были сделаны из-за их положения. Исключения сделаны для родственников (круг лиц, которые сюда относятся, определен законом об этике в правительстве) и близких друзей. Однако если подарок от друзей превышает по стоимости 250 долл., то на его получение должен дать согласие комитет Сената по этике. Чтобы исключить возможные лазейки в толковании понятия "друга", правила устанавливают критерии, по которым определяется "друг". В частности, учитывается продолжительность личного знакомства, насколько между данными лицами практиковался в прошлом обмен подарками, платил ли друг сам за подарок и пр. Обращает на себя внимание то, насколько конкретизированы нормы. Регулирование проводится путем перечня конкретных случаев, когда допустимы подарки.     Обычные формы деятельности лобби:     - публикация брошюр, книг, воззваний;     - телефонные звонки (напоминания, запросы избирателей, протесты и т. п.);     - сбор подписей под петициями, обращениями и т. п.     Закон о трудоустройстве инвалидов прошел стадию обсуждения в Конгрессе США под знаком применения лоббистами нетрадиционного метода. Места для публики лоббисты заполнили инвалидами в колясках, с костылями. Они молчали (в зале заседаний не может быть никаких демонстраций!), но именно их молчаливое присутствие оказало "нужное" воздействие на конгрессменов.     Запрещено заниматься лоббистской деятельностью в США конгрессменам действующим, а так же тем, кто только что покинул свой пост (должно пройти определенное время, чтобы этот запрет перестал действовать). Членам правительства также запрещено заниматься лоббистской деятельностью.     Не только в Конгрессе США действуют лоббисты. Их конторы (офисы) открываются в крупных городах - центрах деловой и политической жизни. В Вашингтоне на регулярной основе действуют более 500 лоббистских представительств "большого бизнеса"; в них занято более 15 тысяч служащих (среди которых немало и ПР-специалистов). Крупные компании, как правило, имеют своих "собственных" лобби. Так, компания Форда открыла в 60-х годах для начала 3 конторы, в конце 70-х ее интересы обеспечивали уже 40 лобби-офисов. Двадцать семь крупных авиакомпаний имеют собственные лоббистские структуры в американской столице. Лоббистская организация Earthquake Project защищает интересы страховых компаний; ее цель - убедить правительство разработать федеральную программу на случай землетрясения.       Лоббирование на локальном уровне (штат, город) не может, разумеется, сравниться со столичным уровнем. Тем не менее оно существует, ускоряя или замедляя законодательный процесс с учетом местных условий и возможностей.     Если федеральный парламент не спешил устанавливать правовые рамки деятельности групп давления, то легислатуры штатов предприняли такие шаги еще в XIX в. В 1873 году к конституции штата Алабама была принята поправка, согласно которой запрещался подкуп членов законодательного органа или должностных лиц штата, или муниципальных органов под угрозой штрафа или тюремного заключения. Штаты Джорджия, Калифорния, ряд других также признали незаконное лоббирование преступлением.