Понятие и основные свойства конституции
Понятие и основные свойства конституции. Когда в современном языке употребляется термин «конституция», то надо иметь в виду, что он может иметь двоякое значение: значение фактической конституции (т.e. реально, фактически существующей организации основ общественного и государственного устройства и взаимоотношений личности, общества и государства), которую не может не иметь в том или ином виде любое государство, независимо от того, имеет ли оно или нет конституцию как политико-правовой документ, и значение юридической конституции (т.е. документа или документов в виде высшего и основного закона страны, имеющего соответствующий объект политико-правового регулирования). Соотношение этих понятий выражает степень соответствия пли несоответствия основного закона страны реальному, фактическому положению в ней. И если здесь имеют место принципиальные расхождения, то говорят, что конституция (юридическая) носит фиктивный, номинальный характер в целом или в той или иной своей части Это особенно свойственно конституциям авторитарных и особенно тоталитарных стран, стремящихся декларативным провозглашением тех или иных прав и свобод замаскировать недемократическую и антидемократическую действительную сущность соответствующего политического режима. Поскольку понятие «конституция» обычно используется именно в юридическом смысле, то в дальнейшем здесь оно также используется в этом значении.
Конституция – это важнейший и основной политико-правовой нормативный акт (или ряд, совокупность, система таких актов), имеющий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью (человеком и гражданином).
Хотя в подавляющем большинстве стран мира конституции представляют собой единый и единственный консолидированый документ, в ряде государств (Великобритания, Канада, Швеция, Израиль, Австрия, Финляндия и др.) они выступают в виде ряда (в Великобритании более 300) законов, принятых в разное время, а в отдельных странах — в виде совокупности законов, судебных прецедентов и неписаных конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия и др.). В редких случаях (например, Оман) роль конституции выполняет Коран — священная книга мусульман, а в других странах (Иран, Саудовская Аравия и др.), имеющих конституцию, он ставится даже выше ее.
Верховенство, высшая юридическая сила конституции находит свое выражение в том, что, во-первых, хотя она и выступает как закон, но не может быть поставлена в один ряд с другими, обычными законами, ибо является главным, верховным, основным законом, имеющим приоритет перед всеми другими законами, своего рода «законом законов». Любой закон, не говоря уже об административных актах, противоречащий или не соответствующий конституции, является недействительным и подлежит отмене. Такое верховенство устанавливается не каким-либо другим законом, а самой конституцией. Во-вторых, конституция носит учредительный характер, поскольку принимается народом или от имени народа как носителя суверенитета и единственного источника власти, а ее установления носят первичный характер. При этом она регулирует основы общественного и государственного строя, служит основополагающим источником других отраслей права. В-третьих, конституции обычно принимаются, изменяются и отменяются в особом порядке, подчеркивающем их особую роль и значение, о чем речь ниже. В-четвертых, именно конституции определяют субъекты правотворчества, его порядок и процедуры. В-пятых, конституцию обязаны соблюдать все государственные opганы, общественные организации, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. В-шестых, особое место конституции в системе национального законодательства обеспечивается, как правило, специальным механизмом ее реализации и охраны (подробнее об этом см. § 3 и 4 данной главы).
И еще один важный момент. Многие современные демократические конституции являются нормативными правовыми актами прямого действия. Это означает, что действие таких конституции проявляется не только через действие других законов и иных правовых норм, изданных на основе конституции, но и прямо, непосредственно, само по себе. Все субъекты права обязаны соблюдать и применять нормы конституции вне зависимости от того, получили ли они конкретизацию в иных правовых нормах. Это особенно важно подчеркнуть потому, что в недавнем прошлом у нас это не предусматривалось и не практиковалось. Конституции советского периода применялись только путем их разъяснения и детализации в иных нормативно-правовых актах. Ясно, что это существенно ограничивало их действие, принижало их значение и роль в качестве основного закона, обладающего верховенством. Нынешняя Конституция РФ, как показано ниже (§ 4 данной главы), — конституция прямого действия.
Характерными чертами конституции являются также ее легитимность и стабильность. Легитимность конституции означает, что она принята нормативным путем, признана обществом или его большей частью, большинством его представителей. Это — основа демократической власти, правовой системы и политики, источник их авторитета, уважения, признания, добровольного подчинения и соблюдения правовых норм. Поэтому конституции, принятые иным путем (например, в результате дворцовых переворотов без их легитимизации) и не получившие одобрения со стороны большинства народа или его представителей, не могут быть признаны легитимными и пользоваться необходимым уважением со стороны мирового сообщества.
Стабильность отражает иное свойство конституции, состоящее в том, что ее установления, в отличие от положений многих других законов и иных правовых актов, обычно носят более устойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической и политической конъюнктурах. Стабильность конституций не означает, однако, их неизменность вообще, поскольку их реальное действие, функционирование неизбежно вызывает со временем назревшую потребность частичного обновления и совершенствования любой конституции в соответствии с серьезно изменившимися условиями, вновь обнаружившимися ее недостатками, достигнутым новым уровнем развития конституционной теории и т.д.
Говоря о сущности и свойствах конституции, нельзя забывать, что она — не только высший и основной правовой, но и важный политический и идеологический документ.* Как политический акт она отражает сложившееся в обществе соотношение общественно-политических сил и их определенный социально-политический компромисс, а то и консенсус, представляющие собой своего рода равнодействующую интересов и устремлений этих сил. Так, серьезное усиление влияния левых сил в первый послевоенный период во многих странах не могло не наложить свой серьезный отпечаток на содержание принятых тогда новых конституций (например, во Франции и Италии). В этом смысле в демократической стране конституцию можно рассматривать как своеобразный общественный договор разнохарактерных сил страны, согласившихся отстаивать свои интересы и цели в рамках определенного конституционно-правового порядка, закрепленного в этом договоре. Конечно, сказанное не означает, что конституция в одинаковой мере отражает интересы и цели всех. В ней чаще и больше всего отражается преобладающее в демократическом обществе мнение большинства. Но если это действительно демократическая, а не авторитарная и тем более не тоталитарная страна, то ее конституция не может не учитывать в той или иной мере и мнение меньшинства.
Принятие конституции. В принципе различают три способа принятия конституции: а) представительными органами; б) избирательным корпусом; в) главой государства.
Первый вариант — это принятие конституции учредительным (конституционным) собранием, парламентом или надпарламентским учреждением. Учредительное собрание представляет собой выборный, а иногда и иной орган, специально создаваемый для разработки и принятия конституции и, как правило, распускаемый после выполнения этой задачи. Исторически первым таким собранием был в США Филадельфийский конвент 1787 г., заседавший четыре месяца. Вскоре, в 1791 г. такое собрание было созвано во Франции. Позднее практика созывов учредительных собрании получила достаточно широкое распространение. Как известно, сразу же после Февральской революции 1917 г. и свержения монархии в России было провозглашено о созыве Учредительного собрания для принятия ее конституции, которое было избрано в ноябре того же года, а в январе 1918 г. распущено большевиками, так и не выполнив своей цели.
Особенно широко учредительные собрания использовались после Второй мировой войны. Так, они созывались для принятия Конституции Франции 1946 г., Конституции Италии 1947 г., Конституции Туниса 1956 г., Конституции Кувейта 1962 г., Конституции Португалии 1976 г., Конституции Нигерии 1978 г., Конституции Ганы 1979 г., Конституции Турции 1982 г., конституций Болгарии и Румынии 1991 г. и др. Созыв в будущем для принятия новых конституций учредительных собраний предусматривается в действующих основных законах целого ряда стран, в том числе и России (Конституционное Собрание). Учредительные собрания различаются по способу их формирования, ибо одни из них формируются путем всеобщих и прямых выборов, а другие избираются лишь частично, а отчасти назначаются или делегируются (особенно в развивающихся странах). С другой стороны, некоторые учредительные собрания окончательно принимают конституцию, а другие принимают ее, но окончательно она утверждается референдумом или каким-либо государственным органом.
В рамках того же первого варианта конституция может приниматься и действительно принимается другим представительным органом — парламентом (без его возможного преобразования (переименования) в учредительное собрание). Так были приняты, например, конституции Шри-Ланки 1978 г., Китая 1982 г., Мозамбика 1990 г., Вьетнама 1992 г., Грузии 1995 г., Украины 1996 г., Польши 1997 г. и др. Парламентами, провозгласившими себя учредительными собраниями, были приняты конституции Шри-Ланки 1972 г., Танзании 1977 г., Нидерландов 1983 г., Бразилии 1988 г., Замбии 1992 г. и др. Иногда конституции принимаются надпарламентскими органами, которые могут включать в себя парламент, а могут и не включать (например, Конституция Индонезии 1945 г., принятая Народным консультативным конгрессом; Конституция Афганистана 1987 г. — Великой джиргой; Конституция Монголии 1992 г. — Великим народным хуралом).
Второй вариант — это принятие конституции путем проведения референдума, т.е. общегосударственного голосования избирателей. Прямо и непосредственно через референдум, без предварительного рассмотрения проекта в представительных государственных органах конституции в демократических странах принимаются довольно редко (например, Конституция Франции 1958 г., Конституция России 1993 г., Конституция Казахстана 1995 г. и др.). В развивающихся странах (Алжир, Бирма, Бенин, Мадагаскар, Эфиопия и др.) такой способ применяется значительно шире. Так, только за период с 1989 по 1993 г. через референдумы конституции были приняты в 16 странах Африки. При этом за последние десятилетия во многих развивающихся странах серьезно демократизировался процесс разработки и обсуждения проектов конституций перед референдумом. Более часто в демократически развитых странах референдум используется как форма окончательного одобрения конституции после ее рассмотрения и принятия представительными органами. Например, так принимались конституции Италии 1947 г., Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г. и др. Бывает и так, что этот процесс имеет обратную направленность: конституции, уже принятые на референдуме, позднее утверждались вновь избранными парламентами (например, конституции Бирмы 1947 г. и Эфиопии 1987 г.).
В принципе референдум, несомненно, самый демократический способ принятия конституции. Но и при этом нельзя не учитывать, что, во-первых, он также ограничен в том отношении, что избиратель на нем имеет только возможность высказаться за или против предложенного проекта, но не имеет возможности принять участие в его обсуждении и внести те или иные поправки; а во-вторых, в условиях тоталитаризма и авторитаризма референдум чаще всего не позволяет выявить действительное, свободное волеизъявление народа и может, как показывает опыт, использоваться в антидемократических целях (например, референдум в Чили 1980 г. в условиях военной диктатуры Пиночета).
В целом же первый и второй варианты принятия конституции являются сегодня наиболее распространенными, преобладающими. После принятия конституции представительным органом или на референдуме глава государства чаще всего промульгирует (удостоверяет) такое решение, не имея при этом обычно права отлагательного вето.
Третий вариант — это принятие конституций путем дарования, пожалования (октроирования) конституции монархом своему народу. Сегодня такой способ не имеет сколько-нибудь серьезного распространения, хотя в прошлом он был нередок, о чем уже шла речь выше. Такие конституции в настоящее время действуют в Катаре (1962), Саудовской Аравии (1992) и некоторых других странах монархической формы правления. В прошлом они были свойствены многим абсолютным монархиям и иногда именовались хартиями (например, Хартия 1814 г. Людовика XVIII, Конституция Японии 1889 г., Конституция Марокко 1911 г. и др.) Позднее конституции были пожалованы монархами в Иордании в 1952 г., Непале в 1962 г., Свазиленде 1978 г. и др. странах. Октроированными были и конституции более 30 стран, которым Великобритания даровала конституции актами монарха при их освобождении от колониализма, хотя большинство их к нынешнему времени уже заменены другими конституциями.
Смешанная форма правления – сочетает в себе элементы как парламентарной, так и президентских республик. Наиболее типичным примером смешанной формы правления является V Республика Франции.
Конституция 1958г Ф-ции сохранив атрибуты парламентаризма, оформила установление режима личной власти.Центральной фигурой стал президент, наделенный большими полномочиями, избираемый внепарламентским путем. Сначало он избирался выборщиками (81512), а затем в 1962г стали прямые выборы. Правительство формируется президентом и несет ответственность только перед ним.
Правительство выведено из-под парламентского контроля. Фактическое руководство правительством осуществляется президентом, а не премьер-министром, президент председательствует в совете министров, а премьер-министр в совете кабинета, который лишь готовит решения для совета министров.
Положение отношений премьер-министра с президентом резко изменились в 1986г, после того как социалистическая партия потерпела поражение на выборах в Национальное собрание. Возникла ситуация «разделенного правления», что привело тогда к фактической независимости премьер-министра от президента.
Президент V Республики наделяется правами и президентской республики, т.е. правом роспуска парламента, обладает большой фактической властью, чем глава президентской республики.
- 2.Президентская республика
- 4 Основные направления и школы, в современной науке конституционного права
- Судебная система в сша
- Судебные системы отдельных штатов сша
- Парламентарная (парламентская) монархия
- Организация конституционных судов (советов)
- Выборы Президента сша
- Парламентарная (парламентская) республика
- Дуалистическая монархия
- Понятие и основные свойства конституции
- Роль президента и премьер-министра
- 21. Объединения парламентариев
- Понятие и классификация форм правления
- Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
- Системы местного самоуправления
- Формирование палат парламента