Выборы, голосование. Избирательная кампания, избирательный процесс
Избирательная компания – это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности элементов – стадий. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19.09.97г. можно выделить следующие стадии. 1. Назначение выборов (эта стадия заключается в установлении дня голосования, который может быть только календарным выходным днем). 2. Составление списков избирателей (это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правам и проживающих на территории конкретного избирательного участка). 3. Образование избирательных округов (это территория, которая образована согласно соответствующему избирательному законодательству и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица). 4. Образование избирательных участков (эти территориальные единицы объединяют избирателей общим местом голосования). 5. Образование избирательных комиссий (это коллегиальные органы, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов). 6. Выдвижение кандидатов (на этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губернаторы, президенты). 7. Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или Выборы – формирование органов гос. власти и МСУ путем голосования за выдвигаемых кандидатов. Выборы осуществляются на трех уровнях (каждый имеет свои градации): 1) общефедеральный; 2) субъекта РФ (региональный); 3) МСУ. Основные принципы избирательного права это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование. Менее значимыми считаются: 1) принцип гласности; 2) принцип проведения выборов избирательными комиссиями; 3) территориальный принцип организации выборов (выборы проводятся по территориальным избирательным округам); 4) принцип государственного финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование [помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию государство, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования). Голосование (это самая главная стадия избирательного процесса, так как именно на этой стадии совершается народное волеизъявление)
Голосование на выборах в РФ проводится в один из календарных выходных дней. Не допускается назначение голосования на праздничный день. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, за 15 дней до дня голосования и в день голосования, вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где этот избиратель обладает активным избирательным правом. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользуй которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)». Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно, быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Голосование и подсчет голосов на избирательном участке.
Голосование, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование — заключительная стадия избирательного процесса.
Голосование проводится в календарный выходной день. Время голосования обычно определяется с 8 до 22 часов по местному времени.
Голосование проводится в специальных помещениях, которые предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами соответствующих муниципальных образований. О времени и месте голосования территориальные, и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня голосования через СМИ.
Для осуществления голосования избиратели получают избирательные бюллетени. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа либо открепительного удостоверения.
Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц. Избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Заполненный избирательный бюллетень опускается избирателем в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.
Подсчет голосов избирателей осуществляется, открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
По результатам подсчета голосов составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, первый экземпляр которого направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, второй экземпляр остается в участковой комиссии, а третий экземпляр вывешивается для всеобщего ознакомления. При использовании технических средств подсчета голосов (например, специальных избирательных ящиков со
сканирующими устройствами) запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
Избирательный процесс (на примере выборов депутатов Госдумы).
Избирательный процесс состоит из следующих стадии:
1) Подготовительная стадия: данная стадия начинается с официального опубликования решения о выборах в Гос Думу. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Проведение выборов является обязательным. Президент назначает выборы в Гос Думу РФ.
2) Комплекс действий, связанных с формированием системы избирательных комиссий - механизма выборов, который призван обеспечить реализацию и защиту избирательных прав граждан: после назначения выборов начинается формирование округов, участков, комиссий; на этой же стадии составляются списки избирателей соответствующими комиссиями;
3)выдвижение кандидатов и сбор подписей: кандидат может выдвинуть себя сам, политической партией, избирательным блоком по одномандатным округам; выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком. После выдвижение кандидатов происходит сбор подписей.
4) регистрация кандидатов: осуществляется в течение 5 дней со дня подачи документов; в решении о регистрации указываются дата и время регистрации, если в регистрации отказано, то отказ должен быть мотивированным.
5) Предвыборная агитация: начинается после регистрации кандидата и прекращается в 00 часов за сутки до голосования. Агитация в СМИ начинается за 30 дней до дня голосования;
6) голосование: проходит в первое воскресение месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Гос Дума предыдущего созыва. Голосование проводится с 8 утра до 20-00. Голосование проходит в специально-оборудованных помещениях. О месте и времени голосования комиссии обязаны оповестить не позднее, чем за 20 дней через СМИ или иным способом.
7) Определение итогов голосования и выборов:
подсчет голосов осуществляется, открыто и гласно, подсчет начинается сразу после окончания голосования; после подсчета голосов и проведения всех необходимых действий избирательные комиссии проводят итоговое заседание, затем составляют и подписывают протоколы.
8) легитимация выборов: признание выборов состоявшимися и опубликование
результатов выборов в госуд думу Центризбиркомом в печати, вручение удостоверения об избрании и т.д.
- Термин «Государственное (конституционное) право». Его значение в научном обороте.
- Государственное (конституционное) право рф как отрасль права рф: понятие и предмет.
- Государственное (конституционное) право рф как отрасль российской юридической науки: понятие, предмет, объект научного исследования.
- Государственное (конституционное) право как учебная дисциплина.
- Государственно-правовые отношения: понятие, виды.
- Государственно-правовые нормы: понятие, особенности.
- Виды государственно-правовых норм.
- Система отрасли государственного (конституционного) права рф.
- Система науки государственного (конституционного) права рф.
- Система учебной дисциплины (учебного курса) государственного (конституционного) права рф.
- Методы правового регулирования в государственном (конституционном) праве.
- Методы научных исследований науки государственного (конституционного) права.
- Диалектический метод науки государственного (конституционного) права.
- Метод системного подхода и системного анализа в государственном (конституционном) праве.
- Частно-юридические методы в науке государственного (конституционного) права.
- Источники государственного (конституционного) права: понятие и система.
- Конституция как источник отрасли государственного (конституционного) права рф. Понятие и особенности.
- Федеральные конституционные законы как источник государственного (конституционного) права в рф: понятие, особенности.
- Указы президента рф как источники государственного (конституционного) права рф
- Постановления палат Федерального Собрания рф как источник государственного (конституционного) права рф.
- Акты правительства рф. Их место в системе источников, государственного (конституционного) права рф. Проблемы этого источника в юридической науке.
- Акты Конституционного Суда как источники государственного (конституционного) права рф. Проблема судебного прецедента в конституционном праве рф.
- Государственно-правовые договоры как источники государственного (конституционного) права рф: понятие, виды.
- Понятие и признаки конституции: основные теоретические проблемы.
- II проблема определения сущности:
- I определения.
- II проблема определения сущности:
- Юридические свойства конституции.
- Прямое и опосредованное действие конституции: понятие и соотношение.
- Виды конституций.
- Особенности конституционных норм. Проблемы нормативного характера положений преамбулы.
- Реализация конституционных норм; понятие, формы, способы.
- 1.Реализация вне правоотношений (воздержание субъекта от определенных действий, в его пассивном поведении).
- 2.Реализация через правоотношения (путем издания гос органами особых властных актов).
- Этапы развития Конституции рф.
- Предпосылки принятия Конституции рф 1993 г. Указ Президента рф №1400, его анализ и последствия.
- Конституция рф 1993г., её структура.
- Раздел I.
- Общая характеристика раздела 1 Конституции рф 1993 г., его юридический анализ.
- Раздел I.
- Обеспечение реализации конституции, её охрана и защита: понятие и формы.
- II.По содержанию:
- III.По территории:
- Конституционный контроль в рф.
- 5.Подписанные междунар законы до их вступления в силу.
- Внесение изменений и дополнений в гл. 1,2,9 Конституции рф.
- Внесение изменений в гл.3-8 Конституции рф.
- 3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации получает наименование, отражающее суть данной поправки.
- Внесение изменений в ст. 65 Конституции рф.
- Общая характеристика раздела 2 Конституции рф, его юридический анализ.
- Система источников государственного (конституционного) права субъектов рф.
- Соотношение приоритетов федеральных источников кп рф и источников кп субъектов рф.
- Сфера совместного ведения рф и субъекта рф:
- Конституционный строй рф: понятие, признаки. Проблема определения понятия конституционного строя в литературе.
- Основы и принципы конституционного строя. Система принципов конституционного строя в рф.
- Принцип высшей ценности прав и свобод человека и гражданина, его значение.
- Конституционно-правовой статус индивида: понятие и элементы.
- Права и свободы как элементы конституционно-правового статуса индивида.
- Проблема законных интересов как элемента конституционно-правового статуса индивида.
- 52. Обязанности как элемент конституционно-правового статуса индивида.
- Государственно-правовая правосубъектность индивида в рф.
- Понятие и виды гарантий конституционно-правового статуса индивида в рф.
- Понятие и признаки гражданства в рф.
- Принципы гражданства рф.
- Гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства.
- Народовластие как принцип конституционного строя в рф.
- Сферы, уровни и формы реализации народного суверенитета.
- Референдум: понятие, сущность, виды. Акты референдума, их сущность.
- Народная нормотворческая инициатива и народное обсуждение.
- Митинги и собрания граждан как формы прямого выражения мнения народа.
- Демонстрации и уличные шествия в рф как формы прямого выражения мнения народа.
- Национальный суверенитет: понятие, формы реализации. Право наций на самоопределение.
- I.Территориальное
- II.Нетерриториальные
- 65)Политическая система: понятие и состав. Конституционные основы политической системы.
- Политическая система: понятие и состав. Конституционные основы политической системы.
- Государство в политической системе, его роль.
- Государственный суверенитет.
- Компетенция и суверенные права государства.
- Политические партии и другие негосударственные элементы политической системы.
- I.По организационной форме.
- 1)Правящая партия- это партия которая «правит», т.Е. Правит эта партия, или из членов которой формируется правительство.
- 2)Оппозиционная партия
- Понятие и виды политических партий. Соотношение функций правящей партии и государства в политической системе.
- Принцип идеологического многообразия в рф.
- Принцип политического многообразия.
- Принцип светской государственности. Соотношение роли государства и церкви в российской и мировой практике.
- Принцип социальной государственности в рф.
- Понятие и виды федераций.
- Признаки федерации.
- Унитарное государство: понятие, виды.
- Признаки унитарного государства.
- Основные признаки унитарного государства
- [Править]Виды унитарных государств
- Принципы российского федерализма.
- III.Единство системы гос власти:
- Право сецессии.
- Разделение компетенции между органами государственной власти федерации и органами государственной власти субъектов в рф.
- 1) На основе закона;
- 2) На основе договора;
- 3) На основе закона и договора.
- 82)Государственно-правовое закрепление статуса субъекта рф.
- Государственно-правовое закрепление статуса субъекта рф.
- Принцип правовой государственности в рф.
- Конституционные принципы экономики в рф.
- Конституционные основы права собственности в рф.
- Конституционный принцип «разделения властей» в рф: теоретические и практические проблемы.
- Органы государственной власти и другие государственные органы в рф.
- Теоретические основы представительной системы в рф.
- Понятие и виды представительных систем.
- Виды представительных органов власти в рф.
- Понятие и виды избирательного права.
- Избирательная система: понятие и субъекты.
- Виды избирательных систем.
- Подготовка и проведение выборов: основные стадии.
- Особенности избирательной системы в рф.
- Вопрос 48. Понятие и виды представительных систем и представительных органов власти в рф.
- Избирательные округа и избирательные участки: понятие, виды
- I.По количеству мандатов:
- Избирательные комиссии: понятие и виды
- Выборы, голосование. Избирательная кампания, избирательный процесс
- Конституционный принцип местного самоуправления
- 101)Приобретение гражданства рф по рождению.
- 102)Приобретение российского гражданства по заявлению.
- 103)Приобретение российского гражданства по ходатайству.
- 104)Оптация, признание гражданства; восстановление в гражданстве.
- 105)Обстоятельства, не допускающие приобретение российского гражданства.
- 106)Способы утраты Российского гражданства.
- 106)Обстоятельства, не допускающие выход из российского гражданства; их виды.
- 107)Отмена решения о принятии в российское гражданство.
- 108)Органы, решающие вопросы приобретения и утраты гражданства в рф.
- 109)Гражданство родителей и гражданство детей в рф.
- 110)Право на жизнь: конституционно-правовой анализ.
- 111)Личные права в рф: понятие и состав. Соотношение личных и гражданских прав.
- 112)Конституционное право на свободу совести и вероисповедания (свобода совести)
- 113)Политические права граждан рф: понятие, состав.
- 114)Право граждан на публичные мероприятия (манифестации), его реализация.
- 115)Право на объединение, его реализация. Создание и прекращение объединений граждан рф.
- 116)Устав общественного объединения.
- 117)Политическая партия: понятие, статус, особенности организации.
- 118)Финансирование организации и деятельности политических партий: правовое регулирование и источники.
- 119)Профессиональные союзы: порядок образования и конституционно-правовой статус.
- 120)Экономические права граждан рф.
- 121)Право граждан рф на труд: понятие, содержание. Конституционно - правовой анализ ст.37 Конституции рф.
- 122)Социальные и экологические права граждан рф.
- 123)Культурные права граждан рф: понятие, состав.
- 124)Конституционное право на образование в рф; основные теоретические и практические проблемы.
- 125)Право индивида на национальную и языковую самоидентификацию.
- 126)Право граждан рф на свободу передвижения.
- 127)Конституционный статус иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.
- 128)Конституционный статус индивида в условиях чрезвычайного и военного положения.
- 129)Основные обязанности граждан рф.
- 130)Конституционные юридические гарантии прав и свобод индивида в рф.
- 131)Конституционно-правовые (суверенные) признаки рф и его субъектов.
- 132)Территория рф: понятие, состав. Принцип территориального верховенства, его содержание.
- 134)Государственный герб рф: понятие, правовые основы.
- 135)Государственный флаг рф: понятие, правовые основы.
- 136)Государственный гимн рф: понятие, правовые основы.
- 137)Столица рф: понятие, основы статуса.
- 138)Особенности конституционного статуса республик рф.
- 139)Особенности конституционного статуса краев, областей, городов федерального значения в рф.
- 140)Особенности конституционно-правового статуса автономных округов и автономной области в рф: основные теоретические и практические проблемы.
- 141)Гарантии конституционно-правого статуса субъектов рф.
- 142)Сфера федерального ведения рф: понятие, состав, особенности правового регулирования.
- 143)Сфера совместного ведения рф и субъекта рф: понятие, состав, особенности правового регулирования.
- 144)Сфера ведения субъектов российской федерации: понятие, состав, особенности правового регулирования.
- 145)Соотношение федеральных решений и решений субъектов рф: конституционно-правовой механизм.
- 146)Назначение выборов Президента рф и депутатов Гос. Думы в рф.
- 147)Центральная избирательная комиссия рф: порядок формирования, состав, полномочия.
- 148)Окружные избирательные комиссии; порядок формирования, состав, полномочия.
- 149)Участковые избирательные комиссии. Порядок формирования, состав, полномочия.
- 150)Порядок формирования избирательных округов.
- 151)Порядок формирования избирательных участков.
- 152)Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты рф и кандидатов в депутаты Государственной Думы.
- 153)Самовыдвижение на выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.
- 154)Особенности выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы по многомандатному федеральному избирательному округу.
- 155)Подписной лист, его оформление.
- 156)Предвыборная агитация: её сроки, формы и способы.
- 157)Недопустимые приемы и способы предвыборной агитации.
- 158)Финансирование выборов в рф. Его порядок, законные источники, и допустимые приемы финансирования.
- 159)Предвыборная агитация в сми.
- 160)Голосование и подсчет голосов на избирательном участке.
- 161)Гарантии деятельности кандидатов на выборные должности.
- 162)Доверенные лица кандидатов и уполномоченные избирательных объединений.
- 163)Определение итогов выборов по избирательному округу.
- 164)Конституционно-правовой статус депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации.
- 165)Порядок формирования Совета Федерации.
- 166)Сферы и формы деятельности депутатов Гос. Думы рф.
- 167)Полномочия депутата в Государственной Думе.
- 168)Полномочия депутата в избирательном округе.
- 169)Гарантии депутатской деятельности.
- 170)Помощники депутата и доверенные лица кандидатов в депутаты: понятие и особенности правового статуса.
- 171)Президент и кандидат в депутаты Государственной Думы: конституционно-правовые требования.
- 172)Полномочия Президента рф: начало и окончание.
- 173)Конституционно-правовые проблемы окончания президентских полномочий.
- 174)Виды полномочий Президента рф.
- 1. Полномочия Пр-та как главы государства
- 4.Полномочия Пр-та в области внешнеполитич. Деятельности.
- 6. Полномочия Президента рф в сфере охраны общественного порядка, обеспечения прав и свобод граждан.
- 175)Президент рф - глава государства.
- 176)Государственная Дума Федерального Собрания России: начало и окончание полномочий, государственно-правовые проблемы их досрочного прекращения.
- 177)Федеральное Собрание России: общая конституционно-правовая характеристика, структура и место в системе органов государственной власти Российской Федерации.
- 178)Формы работы палат Федерального Собрания.
- 179)Состав полномочий и структура Государственной Думы Федерального Собрания России.
- 180)Фракции в Государственной Думе.
- 190)Состав полномочий и структура Совета Федерации Федерального Собрания России.
- 191)Законодательная инициатива в Государственной Думе: понятие, виды и субъекты.
- 192)Принятие Федерального конституционного закона и федерального закона Государственной Думой, его порядок.
- 193)Преодоление разногласий между Государственной Думой и Советом Федерации по поводу законов, переданных Государственной Думой для одобрения в Совет Федерации.
- 194)Одобрение федерального конституционного и федерального законов в Совете Федерации его порядок.
- 195)Заключение Правительства Российской Федерации на вносимые в Государственную Думу законопроекты: круг предметов и порядок внесения.
- 196)Подписание и обнародование федерального и федерального конституционного закона Президентом Российской Федерации, его порядок и сроки.
- 198)Правительство Российской Федерации: понятие, порядок формирования и структура.
- 199)Основные полномочия Правительства Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом “разделения властей”.
- 200)Взаимодействие Правительства Российской Федерации с Федеральным Собранием России.
- 201)Взаимодействие Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации.
- 202)Взаимодействие Правительства Российской Федерации с органами правосудия и прокурорского надзора.
- 203)Начало и окончание полномочий Правительства Российской Федерации.
- 204)Конституционные принципы организации органов правосудия в Российской Федерации.
- 205)Конституционный Суд: порядок формирования, структура, цели и задачи.
- 206)Основные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
- 2) Разрешение споров о компетенции;
- 207)Основные начала организации органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
- 208)Государственно-правовое устройство Омской области. Общая характеристика.
- 209)Губернатор (Глава Правительства) Омской области: конституционно-правовые основы статуса и основные полномочия.
- 210)Законодательное Собрание Омской области: конституционно-правовые основы статуса и основные полномочия.
- 211)Законодательный процесс в Омской области.
- 213)Конституционные основы местного самоуправления в сельских районах Омской области. Общая характеристика.