logo
Инженеры 2007 учебник

Эмиссия ценных бумаг

Согласно ст. 19 Закона «О рынке ценных бумаг» процедура эмиссии состоит из нескольких этапов (если иное не предусмотрено законодательством РФ):

Если число владельцев ценных бумаг значительно, т. е. у них могут возникнуть сложности с получением подробной информации о выпуске, требуется дополнительно зарегистрировать проспект эмиссии - документ, содержащий основную информацию о выпуске и эмитенте.

При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:

Все этапы эмиссии соответствующим образом регламентированы.

После принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг производится регистрация выпуска, суть которой состоит в официальной фиксации обязательств эмитента. Это делается для того, чтобы эмитент не мог впоследствии изменить условия выпуска.

При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Порядок при­своения государственного регистрационного номера устанавливается регистрирующим органом. Регистрирующий орган обязан зарегистри­ровать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивирован­ное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты получения документов, указанных в настоящей статье. Перечень регистрирующих органов на территории Российской Федерации уста­навливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Закон предусматривает строго определенный перечень оснований для отказа в регистрации (ст. 21):

Решение об отказе в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспекта эмиссии может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Последняя норма призвана защитить эмитентов от потенциальной необъективности рассмотрения вопроса о регистрации эмиссии.

В случае больших выпусков регистрируется также проспект эмиссии, который должен содержать дополнительную информацию, которая делается доступной широкой публике. Публикация таких сведений призвана снабдить потен­циального инвестора информацией, необходимой для принятия решения о покупке ценных бумаг данного выпуска или отказе от нее.

Кроме того, согласно ст. 23 закона в случае открытой (публичной) эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров. Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к

Закон вводит определенные ограничения на процедуру размещения ценных бумаг. Они призваны ограничить возможности недобросовест­ной эмиссии, призванной перераспределить доли уставного капитала или получить временный кредит у инвесторов. Нормы касаются рас­крытия информации, сроков размещения, последовательности несколь­ких выпусков.

Так (ст. 24 закона), эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных докумен­тах и проспектах о выпуске ценных бумаг.

Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в проспекте эмиссии. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается ФСФР. Возврат средств инвесторов при несостоявшейся эмиссии производится в порядке, установленном ФСФР.

Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством РФ.

Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инфор­мация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг.

По завершении эмиссии в регистрирующий орган представляется отчет об итогах выпуска.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмис­сионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии свя­занных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Реги­стрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отче­та.

В регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть отка­зано при наличии оснований, предусмотренных в ст. 21 закона. Выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следую­щих нарушений:

При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может также приостано­вить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специально­му решению регистрирующего органа.

В случае признания эмиссии недействительной эмитент должен все вернуть в исходное состояние и вернуть деньги покупателям, успев­шим купить его бумаги.

В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействи­тельным все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, должны быть возвра­щены владельцам. ФСФР для возврата средств владельцам вправе обратиться в суд. Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным (несостоявшимся) и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента.

В случае нарушения, выражающегося в выпуске ценных бумаг в обращение сверх объявленного в проспекте эмиссии, эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску. Если эмитент в течение двух месяцев не обеспечит выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе обратиться в суд о взыскании средств, неосновательно полученных эмитентом,

При эмиссии акций кредитными организациями вводится особый поря­док накопления средств на накопительном счете (ст. 27 закона). Суть его в том, что использовать деньги, поступившие при распространении своих акций, банк может только после успешного завершения эмиссии, т.е. признания ее состоявшейся. Режим накопительного счета устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Отдельно в Законе «О рынке ценных бумаг» рассматриваются вопросы выпуска и обращения иностранных ценных бумаг. Так, ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, допускаются к обращению или первичному размещению на рынке ценных бумаг Российской Федерации после регистрации проспекта эмиссии этих ценных бумаг в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Ценные бумаги, выпущенные эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, допускаются к обращению за пределами Российской Федерации по решению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Облигации могут выпускаться конвертируемыми в акции в пределах числа объявленных акций соответствующего типа.

Погашение облигаций проводится деньгами или иным имуществом. Акционерное общество вправе обусловить возможность досрочного погашения об­лигаций по желанию их владельцев, при этом в решении о выпуске облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению.

Принятие решения о размещении обществом облигаций, если иное не предусмотрено уставом (п. 7 ст. 65 Закон “Об акционерных обществах”), входит в исключительную компетенцию совета директоров.

Постановление ФКЦБ России «Об утверждении Стадартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии» оперирует понятиями и нормами, заложенными в Федеральных законах, конкретизирует их, а также вводит новые понятия, например решение о размещении ценных бумаг.

Решением о размещении ценных бумаг является решение об увеличе­нии уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций, решение о размещении облигаций и др. Раз­мещение акций осуществляется путем распределения среди учредите­лей акционерного общества при его учреждении, путем распределения среди акционеров АО, путем подписки и конвертации. Размещение облигаций осуществляется путем подписки и конвертации.

При размещении акций АО при его учреждении все акции должны быть распределены среди учредителей в соответствии с договором о создании акционерного общества, а в случае учреждения акционерного общества одним учредителем - приобретение их единственным учредителем.

Процедура эмиссии дополнительных акций независимо от способа их размещения начинается с принятия общим собранием акционерного общества или советом директоров решения о размещении ценных бумаг и утверждения советом директоров решения о выпуске ценных бумаг.

Решение о выпуске ценных бумаг как документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой, принимается органом, имеющим полномочия на принятие решения о размещении соответствующих ценных бумаг. Описание (в решении о выпуске) прав, предоставляемых по каждой акции, должно соответствовать уставу акционерного общества.

Решение о выпуске и проспект эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем подписки, если государственная регистрация выпуска сопровож­дается регистрацией проспекта эмиссии, может не содержать срока, цены размещения и сведений, относящихся к цене размещения ценных бумаг.

В решении о выпуске ценных бумаг, распределяемых среди акционе­ров, а также путем конвертации, должны быть указаны источники, за счет которых осуществляется размещение ценных бумаг.

Законодательством определено, что решением о выпуске и проспектом эмиссии может быть определена доля акций, но не ниже семидесяти пяти процентов одного выпуска, размещаемых путем подписки, при неразмещении которой эмиссия акций этого выпуска считается несостоявшейся.

Признание эмиссии несостоявшейся или недействительной.

Наряду с уже освещенными вопросами Закон "О рынке ценных бумаг" регулирует также порядок, основания и последствия признания выпуска ценных бумаг недействительным (несостоявшимся). Вместе с тем в результате активной нормотворческой деятельности ФСФР, к подзаконным актам которой, как уже говорилось, отсылает этот Закон, возникло немало проблем и пробелов в законодательстве. Рассмотрим их более подробно.

Несостоявшаяся эмиссия. Регламентация правовых последствий недобросовестной эмиссии изначально сталкивается с проблемой различного толкования используемых при этом законодателем терминов. Так, вплоть до принятия Закона от 22 апреля 1996 г. при решении вопроса о последствиях недобросовестной эмиссионной деятельности применительно к недобросовестному выпуску ценных бумаг использовался термин "несостоявшийся". А названный Закон одновременно оперирует терминами - "несостоявшийся" и "недействительный", и в ряде случаев практически их отождествляет. Логическую точку в терминологической путанице поставила ФКЦБ, утвердив своим постановлением от 31 декабря 1997 г. Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным. В соответствии с ним выпуск может быть признан несостоявшимся до момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а недействительным - после регистрации отчета. С учетом того, что в пп.4.1 и 5.1 указанного Положения содержатся идентичные основания для признания выпуска ценных бумаг как несостоявшимся, так и недействительным, можно сделать вывод о том, что деление правовых последствий на две категории носит для ФСФР условный характер, а попытки их разграничения вызваны лишь необходимостью нормативного истолкования на подзаконном уровне не слишком удачных формулировок Закона от 22 апреля 1996 г. Но при более обстоятельном ознакомлении с его нормами следует сделать иной вывод о логическом и смысловом соотношении понятий "несостоявшийся" и "недействительный", применяемых законодателем в отношении выпусков ценных бумаг. Так, сравнительный анализ норм ст.ст. 24 и 26 Закона убеждает в том, что сам законодатель термин "несостоявшийся" последовательно употребляет лишь в отношении аннулирования итогов эмиссии при неразмещении эмитентом определенной доли от общего заявленного к размещению количества ценных бумаг. Одновременное использование законодателем в ст.26 терминов "несостоявшийся" и "недействительный" для обозначения единого последствия недобросовестной эмиссии можно объяснить лишь недостаточно высокой юридической техникой Закона. Таким образом, использование одних и тех же правовых оснований для признания выпуска ценных бумаг и несостоявшимся, и недействительным, базирующееся только на неудачном использовании терминов, является неверным. Такое основание, как "нарушение эмитентом в ходе эмиссии законодательства Российской Федерации", являясь по сути формой недобросовестной эмиссии, должно влечь ее признание недействительной, а не несостоявшейся, поскольку в данном случае она уже, как правило, фактически состоялась и пересмотр ее итогов не всегда является экономически разумным и безболезненным как для эмитента, так и для инвестора.

Вместе с тем остается бесспорной возможность объявления выпуска ценных бумаг несостоявшимся по двум из указанных в п.4.1 Положения оснований: во-первых, в случае неразмещения предусмотренной в решении о выпуске ценных бумаг доли, когда выпуск признается несостоявшимся, и, во-вторых, при неразмещении хотя бы одной ценной бумаги выпуска. Так, при включении в решение о выпуске условия о том, что он будет считаться несостоявшимся при неразмещении определенной доли от всех выпускаемых ценных бумаг, заключаемые при их размещении договоры купли-продажи становятся сделкой под отменительным условием (п.2 ст.157 ГК). В этом случае при наступлении соответствующего условия права приобретателей прекращаются. Однако вопрос о последующих добросовестных владельцах ценных бумаг законодательно все же не решен. По второму основанию неразмещение эмитентом ни одной ценной бумаги выпуска потенциально исключает нарушение прав инвесторов. Указанными двумя основаниями полномочия ФСФР и регистрирующего органа по признанию выпуска ценных бумаг несостоявшимся целесообразно было бы ограничить.

Порядок признания выпуска несостоявшимся. Ограничение оснований для признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся могло бы также решить вопрос о соответствующей правовой процедуре. Действительно, в соответствии с ныне существующим в п.4.1 Положения перечнем оснований ФКЦБ может самостоятельно, т.е. во внесудебном порядке, признать эмиссию несостоявшейся. А поскольку для этого в соответствии со ст.26 Закона и п.4.1 Положения могут быть использованы основания недействительности, то в результате регистрирующий орган получает неограниченную возможность для произвольного пересмотра результатов заключенных между эмитентом и приобретателями и исполненных ими гражданско-правовых сделок. Примером того, как ФКЦБ воспользовалась этим правом, когда надо было оперативно, "без судебной волокиты" поставить точку в затянувшихся инвестиционных спорах, может служить Распоряжение ФКЦБ от 1 декабря 1997 г., по которому выпуск уже фактически размещенных ценных бумаг - обыкновенных акций ОАО "Кубанский гипс-Кнауф" - признан несостоявшимся, а государственная регистрация выпуска акций аннулирована вследствие обнаруженных регистрирующим органом "нарушений в ходе эмиссии законодательства Российской Федерации".

Справедливости ради надо отметить, что подобного рода внесудебное вмешательство регистрирующего органа в правоотношения частных лиц в любом случае может быть подвергнуто последующему судебному контролю по требованию эмитента или инвестора. Однако с учетом норм ст.ст.2 и 28 Закона от 22 апреля 1996 г., определяющих момент возникновения права собственности на эмиссионные ценные бумаги, необходимо также сделать вывод о том, что нормы Положения от 31 декабря 1997 г., предоставляющие ФКЦБ и регистрирующему органу право во внесудебном порядке признавать выпуск ценных бумаг несостоявшимся из-за его недействительности, тем самым предоставляют указанным органам возможность прекращения права собственности приобретателей ценных бумаг в административном порядке. А это противоречит ч.3 ст.45 Конституции РФ, по которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Лицо, управомоченное на предъявление иска. Простое сопоставление норм п.5 ст.51 Закона и п.5.2 Положения дает возможность для вывода о том, что круг лиц, имеющих право оспаривать эмиссию, установленный в Положении, значительно расширен по сравнению с кругом истцов, установленным в Законе. В частности, ФКЦБ предоставила право подачи иска также "иным государственным органам и заинтересованным лицам". Необходимо отметить, что судебная практика все чаще идет по пути предоставления такого права лицам, указанным в п.5.2 Положения. Так, решением Арбитражного суда Краснодарского края выпуск акций акционерного общества "НИИМЭ Леспром" признан недействительным по иску, заявленному одним из акционеров данного общества. Вопрос о том, нужно ли ограничивать круг лиц, имеющих право инициировать судебное производство о признании эмиссии недействительной, и если нужно, то до какой степени, является не столь простым.

Думается, здесь необходимо исходить из определенных принципов, к которым относится и принцип наибольшего затруднения оспаривания эмиссии. Совершенно очевидным является то, что возможность для обращения в суд за защитой своих прав, нарушенных недобросовестной эмиссией, должна быть предоставлена всем заинтересованным лицам. Но даже сам факт возбуждения судебного спора о признании выпуска акций недействительным способен серьезно повлиять на рыночную конъюнктуру акций не только оспариваемого выпуска, но и ценных бумаг иных выпусков того же эмитента, поскольку они обращаются на вторичном рынке обезличенно. Как следствие, могут возникнуть финансовые проблемы и для эмитента, и для инвесторов. Кроме того, легкий путь оспаривания легитимности свободно обращаемой на рынке акции противоречит принципу публичной достоверности ценных бумаг и создает серьезное препятствие для установления доверия потенциальных инвесторов и иных приобретателей к этому важнейшему финансовому инструменту фондового рынка.

Ограничение возможности оспорить в суде выпуск ценных бумаг должно осуществляться не через законодательное установление круга истцов, а через определение четких правовых оснований, по которым только и возможно юридически опорочить всю совокупность выпущенных эмитентом акций и иных ценных бумаг. К сожалению, действующее законодательство придерживается обратного подхода. Нормы об основаниях признания выпуска ценных бумаг недействительным (ст.26 Закона, п.5.1 Положения) допускают расширительное толкование. Кроме того, правовые основания для признания выпуска ценных бумаг недействительным могут быть обнаружены на любой стадии, начиная с момента принятия решения об эмиссии и заканчивая любым связанным с эмиссией нарушением законодательства после регистрации отчета о выпуске ценных бумаг. К ним можно отнести, в частности, введение в заблуждение владельцев этих ценных бумаг и осуществление эмиссии вопреки основам правопорядка и нравственности.

Таким образом, вопрос об основаниях недействительности эмиссии и о круге лиц, имеющих право ее оспорить, можно считать не до конца решенным действующим законодательством, а предпринятые попытки его решить - не совсем удачными.

Оспаривание эмиссии по основаниям ее недействительности. При законодательной регламентации правовых оснований признания выпуска ценных бумаг недействительным следует иметь в виду, что, поскольку недействительной признается вся совокупность сделок по размещению ценных бумаг, заключенных между эмитентом и инвестором, основание для этого должно быть также единым и общим для всей совокупности сделок. Оно должно находиться исключительно в сфере неправомерных действий эмитента, допущенных при выпуске ценных бумаг (недобросовестная эмиссия); правовым последствием признания эмиссии недействительной должна стать общая для всех владельцев ценных бумаг реституция в форме аннулирования самих ценных бумаг. Соответственно действия эмитента по выпуску ценных бумаг должны рассматриваться как разновидность односторонней сделки (ст.ст.153 - 156 ГК). Такая квалификация в принципе исключает возможность оспорить эмиссию по основаниям, возникшим после государственной регистрации решения о ее проведении, в связи с чем любые нарушения эмитентом в ходе размещения выпущенных ценных бумаг соответствующих условий и порядка могут служить основанием лишь для признания недействительными конкретных договоров.

Представляется, что институт признания выпуска ценных бумаг недействительным, являясь исключительно эффективным способом контроля со стороны государства и заинтересованных лиц за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг, тем не менее должен применяться как самая крайняя и вынужденная мера воздействия на недобросовестного эмитента, и только в случаях, когда допущенные им нарушения не могут быть устранены иными средствами. Способствовать достижению цели указанного института в виде "исключительной меры наказания" могла бы также более активная деятельность регистрирующих органов по недопущению к обращению на рынке ценных бумаг, выпущенных с нарушением закона, прежде всего на стадии государственной регистрации их выпуска.

Обращение ценных бумаг

В соответствии со ст.2 Закона «О рынке ценных бумаг» обращение ценных бумаг происходит путем заключения гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности.

Определение момента перехода прав собственности является основной проблемой, возникающей в процессе регистрации сделок. Дело в том, что сам факт заключения договора для ценных бумаг не является полным завершением сделки. Возникает проблема осуществления передачи ценных бумаг одновременно с их оплатой (принцип поставки против платежа).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»

В большинстве сделок передача прав собственности на ценные бумаги происходит по договору купли-продажи, где одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него денежную сумму (цену).

В договоре обычно оговаривается цена за одну акцию. Предполагая, что передаются не сами акции, а права по ним, целесообразнее было бы указывать цену договора, так как торговля ведется не бумагами, а правами, которые они предоставляют их владельцу. Однако по сложившейся традиции имеют силу договоры, оформленные любым из возможных способов. Кроме того, во второй части ГК РФ допускается существование договоров, в которых цена не указывается. В таких случаях используется дополнительный документ, прилагаемый к договору.

При заключении договора мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать (ст. 567 ГК РФ), и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Преимуществом данного типа договора является отсутствие необходимости в направлении встречных денежных потоков. Однако это возможно только в том случае, когда пакеты ценных бумаг, предназначенные для мены, признаны равноценными. Если это не так, то одна из сторон доплачивает сумму, оговоренную в договоре.

В случае мены необходимо производить оценку ценных бумаг, участвующих в сделке. Сумма сделки является основанием для определения величины налога с получаемого участниками сделки дохода. Сложностью в реализации мены является определение момента перехода права собственности, так как перерегистрация ценных бумаг происходит сразу в двух реестрах, иначе возможно возникновение ситуаций, при которых сделка будет отменена.

В ст. 574 ГК РФ для договора дарения установлена простая письменная форма договора дарения для дарения движимого имущества, к которому относятся ценные бумаги. Если ранее практически во всех случаях договор необходимо было заверить у нотариуса, то теперь этого не требуется. Договор дарения и/или передаточное распоряжение могут быть представлены как дарителем, так и одаряемым. В договоре дарения должно быть указано, какое количество ценных бумаг даритель передает одаряемому.

В соответствии со ст. 573 ГК РФ одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. Поскольку моментом передачи дара (переходом права собственности на именные ценные бумаги) будет являться момент внесения регистратором приходной записи на лицевой счет одаряемого и передачи сертификата ценной бумаги (для документарных выпусков), регистратор после зачисления ценных бумаг на лицевой счет одаряемого не должен принимать отказ от принятия дара и проводить операции в реестре.

Следует иметь в виду, что дарение имущества сопровождается уплатой налога. Ставки налога варьируются в зависимости от суммы сделки.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с ГК РФ возможны случаи, когда даритель имеет право возвратить даримое, например, если одаряемый совершил определенные действия против дарителя.

При решении вопросов наследования ценных бумаг регистратор вносит изменения в реестр на основании следующих первичных документов:

Свидетельство о смерти не является основанием для внесения изменений в реестр.

Однако иногда возникают случаи, когда требуются нестандартные действия регистратора. Это актуально, если:

В первом случае закон гласит, что имущество (ценные бумаги) переходят в собственность государства. Однако возникает проблема определения органа, который представляет интересы государства в данном случае. Задача этого органа - получить ценные бумаги, продать их, а деньги перечислить в бюджет. Поэтому в каждом конкретном случае следует принимать особое решение, приемлемое для данной ситуации, данного региона.

Часто при наследовании появляются дробные акции. Например, нота­риус выдает свидетельство 3 наследникам на 7 акций - в этой ситуации возможны следующие варианты:

Если коллективная собственность сохраняется, то необходимо устано­вить представителя данного коллективного акционера для реализации права голоса на собрании и получения дивидендов.

Удержание налога на наследство не является обязанностью регистра­тора. Регистратор лишь может предоставлять наследнику информацию о налогах, которые уплачиваются при вступлении во владение ценными бумагами.

Переход прав на ценные бумаги совершается по решению, распоряжению или приказу суда (исполнительный лист) и регистратору представляются копии этих документов, то они должны быть заверены соответствующим судом, арбитражным судом или иным установленным законодательством способом

При передаче прав на ценные бумаги по решению суда регистратор вносит записи в реестр на основании следующих документов:

Документы, на основании которых регистратором вносятся записи в реестр при продаже акции в процессе приватизации, определены пунктом 13.6 Положения о продаже акции (Приложение № 1 к Распоряжению ГКИ РФ от 4.11,92 № 701 «Положение о продаже акций в процессе приватизации») и пунктом 2 Указа Президента РФ от 27.10.93 г. № 1769 «О мерах по обеспечению прав акционеров».

Требуемые документы:

Если получатель ценных бумаг не имеет счета в системе ведения реестра, он должен открыть счет. Во всех случаях регистратор вправе затребовать у соответствующего фонда имущества или эмитента предоставления заполненных анкет новых владельцев, получивших права на акции в процессе приватизации.

При переходе прав собственности при реорганизации общества изменения вносятся на основании следующих документов;

Если получатель ценных бумаг не имеет счета в системе ведения реестра, он должен открыть счет.

Принципы осуществления валютных операций в РФ, компетенция органов валютного регулирования и контроля, права и обязанности юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоря­жению валютными ценностями, а также основания для наложения санкций за нарушение валютного законодательства определяются Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года № 3615-1, который на сегодняшний день является главным источником валютного законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами ЦБ РФ, Министерства финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ.

Законом определены основные понятия валютного регулирования, к примеру, такие, как «валюта Российской Федерации», «ценные бумаги в валюте Российской Федерации», «иностранная валюта», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала» и др.

В соответствии с данным законом расчеты между резидентами по сделкам с ценными бумагами осуществляются в .валюте Российской Федерации без ограничений. Операции же с ценными бумагами в иностранной валюте отнесены законом к «валютным операциям, свя­занным с движением капитала». Это означает, что резидент, который решил продать (приобрести) ценные бумаги в иностранной валюте, должен иметь специальное разрешение (лицензию) ЦБ РФ (Письмо Государственного банка СССР от 24.05.91 № 352).

Аналогичным образом регулируется порядок приобретения (отчужде­ния) ценных бумаг в валюте Российской Федерации резидентами за иностранную валюту. В соответствии с требованиями ЦБ РФ резидент, решивший продать (приобрести) ценные бумаги российского эмитента за иностранную валюту, также должен иметь соответствующее разре­шение ЦБ РФ.

Определенными особенностями могут обладать сделки с ценными бумагами, где одной из сторон выступает банк-резидент. Такие сделки с участием кредитной организации регулируются, в частности, Федеральным законом от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Особенности валютного регулирования сделок с ценными бумагами определяются также видом лицензии на осуществление банковских операций, выданной кредитной организации в соответствии с указанным законом.

Сделки с ценными бумагами, совершенные в нарушение действующего валютного законодательства, являются недействительными, и все полученное по ним взыскивается в доход государства. Такое взыскание осуществляется в претензионно-исковом порядке. В таком же порядке подлежит взысканию в доход государства необоснованно приобретенное в результате незаконных действий.

Рассматривая сделки с ценными бумагами применительно к соблюде­нию участниками рынка ценных бумаг антимонопольного законода­тельства, особое внимание следует обратить на порядок приобретения акций в уставном капитале коммерческих организаций.

Законом предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольных органов в случае, если в результате сделки приобрета­тель получит в совокупности с акциями, уже имеющимися в его распоряжении или в распоряжении группы лиц, право распоряжаться более чем 20% акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества. Здесь можно выделить следующие существенные моменты:

  1. Обязанность получения согласия антимонопольных органов возложена на приобретателя.

  2. Приобретаемые акции должны обладать правом голоса, При этом нельзя забывать о том, что и привилегированная акция, которая по общему правилу не является голосующей, при опре­деленных условиях «приобретает» право голоса на общем собрании акционеров хозяйственного общества.

  3. Антимонопольное законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для получения права распоряжения голосующими акциями. Это может быть договор купли-продажи, договор комиссии, доверительного управления. Также право голоса может быть предусмотрено и договором о номинальном держа­теле, в соответствии с условиями которого номинальный держа­тель, не являясь собственником акций, получает право участвовать и по своему усмотрению голосовать на общем собрании акционеров хозяйственного общества.

  4. Антимонопольное законодательство оперирует понятием «группа лиц»

Данное понятие конкретизирует отношение «контролируемое общество» - «контролирующее общество». Антимонопольные органы при проведении государственного контроля за сделками рассматривают и стороны по сделке, и организации (физических лиц) как контролирующие приобретателя, так и им контролируемые.

При этом закон определяет, что контроль возникает у «группы лиц», в том числе у юридического или физического лица, при наличии у такого юридического (физического) лица возможности прямо либо косвенно распоряжаться более 50 процентами голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал другого юридического лица. Контроль также имеет место, если лицо (юридическое или физическое) имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) хозяйственного общества. Также о контроле речь может идти и при определенной степени участия одних и тех же физических лиц в исполнительных органах (советах директоров, наблюдательных советах) хозяйственных товариществ или обществ.

За сделки, совершенные с нарушением антимонопольного законодательства, руководители организаций несут административную ответственность, а сами сделки по иску антимонопольных органов по решению суда могут быть признаны недействительными.

Обращение ценных бумаг - сложный процесс, в котором принимают участие многие профессионалы фондового рынка. Для организации данного процесса необходимо существование развитой сети специали­зированных лицензированных институтов, совершенной нормативной базы, квалифицированных аттестованных специалистов.