2.5. Реализация государственной национальной политики в сфере этнокультурного развития народов
Российское государство поддерживает этнокультурные организации. Так, согласно Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. № 11-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О национально-культурной автономии» федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета может оказываться финансовая поддержка федеральным национально-культурным автономиям (НКА), за счет средств регионального бюджета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующая поддержка оказывается региональным и местным НКА, органы местного самоуправления вправе оказывать поддержку местным НКА из местного бюджета.
Поддержка этнокультурных проектов народов России осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)», субсидий, выделяемых на поддержку коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в рамках ФЦП «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы», а также, начиная с 2008 г., в рамках отдельной целевой статьи федерального бюджета «Мероприятия по реализации государственной национальной политики».
Ежегодно при участии Минкультуры России проводится более 100 региональных, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалей, выставок народного творчества, укрепляющих национальные традиции российской культуры. В течение 2008-2009 гг. Минрегионом России в рамках средств, предусмотренных на мероприятия по реализации государственной национальной политики, было реализовано около 130 проектов, направленных на гармонизацию межэтнических отношений, этнокультурное развитие народов.
Важнейшими событиями общероссийского значения в сфере реализации государственной национальной политики в Российской Федерации в 2008-2009 гг. и имевшими позитивное влияние на общественно-политическую ситуацию в целях укрепления межнациональных отношений, этнокультурного и этносоциального развития народов России следует назвать V Всемирный конгресс финно-угорских народов (28-30 июня 2008 г., г. Ханты-Мансийск), VI съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (23-24 апреля 2009 г., г. Москва), IV съезд финно-угорских народов Российской Федерации (24-26 сентября 2009 г., г. Саранск), ежегодный Всероссийский конкурс средств массовой информации на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия «СМИротворец» и многие другие, прошедшие при финансовой и организационной поддержке Минрегиона России.11
Следует отметить и состоявшийся при поддержке федеральных и региональных властей в ноябре 2009 г. в Казани Форум по взаимодействию национально-культурных автономий и органов государственной власти, в котором приняли участие представители федеральных, региональных и местных национально-культурных автономий.
Важнейшим направлением удовлетворения этнокультурных потребностей народов России является государственная поддержка в сфере культуры. Под эгидой Минкультуры России центрами (домами) народного творчества ведется работа по поиску и сохранению празднично-обрядовых, семейно-бытовых, песенных, инструментальных, хореографических, ремесленных и других традиций народов России. В стране действует около 15 тысяч фольклорных коллективов, 150 из них – государственные народные хоры, ансамбли песни и танца, ансамбли народной музыки; открыто более 500 фольклорных отделений в музыкальных школах и школах искусств; более чем в 5 тыс. клубных учреждений работают фольклорные студии, школы, мастерские. Более 3 тыс. клубов, в первую очередь сельских, изменили свой профиль и стали Центрами и Домами фольклора, ремесел, музеями быта и т.п.
Важную роль в реализации государственной национальной политики играют музеи. В рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» и федеральной целевой программы «Культура России (2006 – 2011 годы)» осуществляется поддержка мероприятий музеев, направленных на представление культурного многообразия России, а также на формирование активной гражданской позиции и негативного личностного отношения к различным проявлениям религиозного экстремизма, ксенофобии и национализма.
Так, при финансовой поддержке Минкультуры России в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) завершается создание постоянной экспозиции «Народы Кавказа. Конец XIX – начало ХХ веков», направленной на популяризацию общекавказских культурных ценностей. К настоящему времени в названной экспозиции уже представлены предметы культуры 8 этнических общностей Северного Кавказа: адыгейцев, кабардинцев, черкесов, карачаевцев, балкарцев, осетин, ингушей и чеченцев.
Библиотеки как социальный институт также играют большую образовательную и воспитательную роль в укреплении гражданского мира и межэтнического согласия. Так, проект «Институт толерантности» (далее – ИТ), как одно из приоритетных программных направлений деятельности Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино, начатый в 2003 году, действует в целях продвижения основных ценностей гражданского общества, установления взаимопонимания и дружественных отношений между людьми посредством межкультурного, межнационального и межконфессионального диалога.
В рамках ИТ создаются Центры толерантности (Центров межкультурного, межнационального, межконфессионального диалога) на базе учреждений культуры (библиотеки) и образования (университеты) в регионах России и за рубежом. Создание Центров толерантности – совместная инициатива регионов и ИТ.12
ИТ разработал и осуществляет специальный детский проект «Другой, другие о других», призванный воспитывать толерантность с детства. Авторы вышедших в рамках этого проекта книг стремятся объяснить детям, что все люди разные и что к чужим культурам и обычаям надо относиться с уважением. Книги посвящены различным аспектам жизни: семье, религиям, кухне, одежде, обычаям и т.д. разных народов. Главная задача – чтобы дети поняли, насколько разнообразен мир, и чтобы им при этом было не скучно. Серия призвана содействовать воспитанию уважения и терпимости к незнакомым культурным явлениям, снятию устоявшихся негативных этнических стереотипов. К реализации проекта подключилось ЮНЕСКО – из выпущенных в рамках проекта 12-ти книг пять уже переведены и изданы на английском языке.
Современное законодательство Российской Федерации предусматривает высокий стандарт защиты языков, финансовую поддержку из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В настоящее время из общего числа 239 языков и диалектов в системе общего образования в качестве родных языков обучения и языков изучения (исключая русский язык) функционирует 89 языков. Однако эта цифра не отражает совокупность реальных достижений государства в сфере обеспечения языковых прав народов России, поскольку для новых языков создаются условия их введения в систему школьного образования. Так буквально в последние годы в школах стали изучаться, например, в Республике Бурятия - соётский язык, в Республике Дагестан - рутульский, агульский, цахурскиий, которые совершенно недавно были бесписьменными языками.
За последние 18 лет в субъектах Российской Федерации увеличилось количество школ и в основном в городской местности, где изучается родной язык или преподавание ведется на родном языке. Если процент таких школ в среднем в 1991 году составлял 13% то в настоящее время он доходит до 56%.
За этот период языковая ситуация в субъектах Российской Федерации, образованных по национально-территориальному признаку, значительно изменилась в сторону большего изучения государственных языков республик Российской Федерации. Об этом свидетельствуют данные Всероссийской переписи 2002 года. Так по удельному весу «титульного этноса», республики можно сгруппировать следующим образом:
а) с титульным населением более 50%: Чеченская Республика (93%), Республика Тува (78%), Республика Ингушетия (77,3%), Чувашская Республика (68%), Кабардино-Балкарская Республика (67%), Республика Северная Осетия – Алания (63%), Республика Калмыкия (53%), Республика Татарстан (53%), Республика Дагестан13;
б) с титульным населением от 50% до 30%: Карачаево-Черкесская Республика (49%), Республика Саха-Якутия (46%), Республика Марий-Эл (43%), Республика Мордовия (32%), Республика Алтай (31%);
в) менее 30%: Республика Башкортостан (29%), Удмуртская Республика (29%), Республика Бурятия (28%), Республика Коми (25%), Республика Адыгея (24%).
Решение вопроса, на каком языке должен быть организован образовательный процесс в школе, остаётся за учредителем и закрепляется в уставе учреждения, что, к сожалению, порой, приводит к нарушению права выбора языка обучения. Например, социологический опрос, проведенный среди населения Республики Татарстан, выявил следующую образовательную потребность. На вопрос: «На каком языке следует изучать школьные предметы в старших классах?» - 83% этнических татар и 88% этнических русских ответили: «На русском». «На другом языке, который используется в регионе», - ответило, соответственно, 17% и 12% респондентов.
Организация образовательного процесса должна учитывать данные мониторинга языковых потребностей и мониторинга условий удовлетворения этих потребностей. Такой подход позволит в большей степени обеспечивать образовательные запросы родителей и, тем самым, способствовать снятию противоречий, возникающих в ряде субъектов Российской Федерации. Так, сделав школу фактором культурной автономизации этноса, взяв курс на регионализацию образовательной системы, ряд субъектов довел ситуацию до состояния, когда обеспечение языковых и культурных прав вступило в противоречие с задачей формирования общегражданской идентичности.
В ряде республик Российской Федерации в последние годы приняты законы о государственных языках республик, на основании которых в образовательные программы школ для всех детей введено с 1 по 11 классы обязательное изучение государственного языка республики. В республиках разрабатываются новые базисные учебные планы для школ, которые в филологической области входят в противоречие с федеральным базисным учебным планом. Такая динамика процессов приводит в ряде субъектов Российской Федерации к нарушению баланса языковых интересов участников образовательного процесса и ослаблению знаний русского языка у выпускников школьников.
Как следствие этих процессов, за последние годы сложилась тревожная тенденция увеличения обращений граждан из ряда республик Российской Федерации. В обращениях выражается недовольство тем, что в общеобразовательных учреждениях сокращено количество часов на изучение русского языка и увеличены часы на изучение государственного языка республики. В ряде республик разработан региональный единый государственный экзамен по государственному языку субъекта, что с одной стороны, обеспечивает соблюдение конституционных прав граждан, для которых республиканский язык является родным и которые связывают свою будущую профессиональную деятельность с высоким уровнем знания своего родного языка, но с другой стороны, по мнению родителей различных национальностей, будет снижать общий балл у их детей.
В сфере средств массовой информации, издаваемых на родном языке, государство оказывает и на федеральном, и на региональном уровне значительную поддержку. Так, с 2006 г. ежегодно в рамках государственной конкурсной поддержки реализации социально-значимых проектов в периодических печатных СМИ Роспечатью выделяются субсидии печатным органам на языках народов России. Среди изданий, получавших государственную поддержку, журнал «Лэгьулыкъу» на черкесском языке («Радуга»), г. Черкесск, «Аманат» на башкирском языке («Завет»), г. Уфа, «Зечбур!» на удмуртском языке («Здравствуй»), г. Ижевск, «Кече - Солнышко» на марийском языке, г. Йошкар-Ола, газеты «Сылдысчыгаш» на тувинском языке («Звездочка»), г. Кызыл, «Кодима» на вепсском языке, г. Петрозаводск и др.
При поддержке Минрегиона России в разные годы финансировались «Финно-угорская газета» (Саранск), журналы «Марий сандалык» (Йошкар-Ола), «Вынгы вада» (Нарьян-Мар), «Илин» (Якутск), «Наш дом – Татарстан» (Казань) и др. Кроме того, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы» осуществляется поддержка издательских проектов российских немцев (газеты «Moskauer Deutsche Zeitung», «Sankt-Petersburgische Zeitung», «Рундшау/Обозрение» (Ульяновск), «Neue Zeit/Новое время» (Немецкий национальный район Алтайского края); «Sibirische Zeitung plus» (Новосибирская область) и др.).
Органы власти субъектов Российской Федерации также оказывают существенную поддержку изданиям, представляющим этнокультурные интересы народов России. Так, в г. Москве идет активное взаимодействие со средствами массовой информации, освещающими вопросы межэтнических отношений и воспитания культуры мира. Организационно и финансово Правительством Москвы поддерживается ряд периодических изданий этнокультурной направленности, в частности журналы «Этносфера», «Жизнь национальностей». В Республике Дагестан издаются республиканские газеты на 14 языках народов Дагестана (в том числе на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, ногайском, азербайджанском, табасаранском, чеченском, рутульском, агульском, языке горских евреев, цахурском), осуществляется выпуск журнала Союза писателей Дагестана «Литературный Дагестан» на 5 языках Республики Дагестан, журнал для детей «Соколенок» на 8 языках.
Таким образом, в России в целом созданы необходимые условия для реализации этническими общностями, проживающими на территории Российской Федерации, своих этнокультурных потребностей через СМИ, в том числе на родных языках.
При реализации государственной национальной политики поддержка национальным общественным объединениям Российской Федерации на федеральном уровне оказывалась в форме проведения мероприятий этнокультурного характера в сфере межнациональных отношений в рамках соответствующей целевой статьи расходов федерального бюджета «Мероприятия по реализации государственной национальной политики». В 2009 г. было проведено 63 мероприятия по содействию этнокультурному развитию народов России, в том числе - Всероссийский фестиваль корейской культуры, Сабантуй – 2009, Дни татарской молодежи, Форум по взаимодействию национально-культурных автономий и органов государственной власти, фестиваль «Сочинская ярмарка», фестиваль «Цыгане под небом России», Всероссийская конференция общественных организаций белорусов, поддержано издание справочника федеральных национально-культурных автономий, федеральной газеты и интернет-сайта федеральной НКА казахов России и т.д.14
Российское государство осуществляет поддержку этнокультурного и социально-экономического развития народов, проживающих в Российской Федерации.
Важнейшим направлением в этой сфере является этнокультурное развитие русского народа. Исторически сложилось, что обладая значительными демографическими (по числу носителей) и культурно-информационными ресурсами, функцию языка межнационального общения в Российской Федерации выполняет русский язык, являющийся родным для наиболее многочисленной этнической общности страны – русских, а также для многих представителей других национальностей. Одновременно русский язык имеет статус государственного языка Российской Федерации (статья 68 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации, по данным переписи населения 2002 г., из общей численности населения страны владеют русским языком 142,6 млн. человек (98%). Таким образом, знание русского языка естественным образом объединяет миллионы россиян, пользующихся и другими языками. Свободное владение русским языком является одним из условий формирования общероссийской гражданской идентичности.
В условиях интенсивных миграционных процессов существует проблема знания русского языка и социокультурной адаптации мигрантов. Так, по данным проведенного по заказу Минрегиона России социологического исследования ВЦИОМ, 42% респондентов разделяют мнение, что «растущее число приезжих представляет угрозу демографии, культуре и языку всех коренных народов России».
В связи с этим представляется важным оказание органами государственной и муниципальной власти помощи мигрантам по адаптации среди местного населения в целях изучения русского языка и российской культуры. Это поможет преодолеть национальное отчуждение и установить атмосферу взаимного доверия и уважения.
Ввиду важной консолидирующей роли и мощного потенциала социально-адаптирующих и интегрирующих функций русского языка, Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г. подчеркнул, что «забота о русском языке и рост влияния российской культуры - это важнейший социальный и политический вопрос», потому что русский язык «является не просто хранителем целого пласта поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного «русского мира» - который, конечно, значительно шире, чем сама Россия».
Эти идеи получили развитие путем создания Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 г. № 796 Фонда «Русский мир».
Позитивным явлением в этнокультурном развитии русского народа являются региональные целевые программы, действующие или реализовывавшиеся в течение 2008-2010 гг. в ряде субъектов Российской Федерации, в частности, в Краснодарском, Ставропольском и Пермском краях. В частности, в Краснодарском крае успешно реализуется краевая целевая программа «Гармонизация межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае», в рамках которой осуществляется ряд крупных проектов по поддержке культуры русского населения края, в том числе российского казачества.
Хорошим примером активности органов государственной власти в сфере обеспечения этнокультурного развития русского народа является ежегодно проводимый в Пермском крае форум «Русский мир», который с 2004 г. реализуется в рамках соответствующих региональных целевых программ (в настоящее время в рамках «Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы»).
Вместе с тем, одним из серьезных индикаторов кризисности ситуации стал массовый отток русскоязычного населения из республик Северного Кавказа. Русское население в национальных регионах России всегда играло ключевую роль, как в социально-экономических, так и в общественно-политических отношениях. Помимо вклада в экономику и хозяйственное управление, образование и культуру русские выполняли историческую миссию изучения и развития культуры других народов, подготовки их педагогических кадров, национальной интеллигенции.
По экспертным оценкам, сокращение численности русского (и русскоязычного) населения за период 1989-2010 гг. в наибольшей степени (в удельном отношении) произошло в Республике Дагестан (более чем на 80 тыс. чел., или на 51%), а также в Республике Ингушетия и Чеченской Республике.15
Причинами высокой миграции русского населения являются быстрый рост этнорадикализма и деиндустриализация республиканской экономики, а также заселение казачьих земель горскими этносами. Последняя проблема остро стоит и перед равнинными народами Дагестана — кумыками и ногайцами.
Отъезд русскоязычных людей преимущественно молодого возраста приводит к потере квалифицированной рабочей силы. Это ослабляет возможности экономической модернизации на Северном Кавказе. Тенденция оттока русскоязычного, в том числе русского населения обозначилась и в ряде муниципальных районов Ставропольского края.
Учитывая, что среди русского населения в регионах Северного Кавказа наиболее высока доля лиц с высшим образованием, квалифицированных специалистов, и, принимая во внимание, что русское население всегда выступало сдерживающим фактором в развитии межэтнических противоречий и конфликтов, проблема прекращения оттока русского населения из республик Северного Кавказа имеет стратегическое значение.
Следует подчеркнуть, что вопросы этнокультурного и социально-экономического развития русского населения на Северном Кавказе, находятся в сфере постоянного внимания федеральных органов власти Российской Федерации.
Общественно-политическая и социально-экономическая значимость предотвращения оттока русского населения и создание условий для его возвращения, безопасного и комфортного проживания в субъектах Федерации Северо-Кавказского федерального округа была обозначена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, а также северокавказскими общественными лидерами 19 мая 2010 года на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, посвященном ситуации на Северном Кавказе.
Важным направлением государственной политики является поддержка государственной и иной службы российского казачества. При этом, основными законодательными актами, регулирующими деятельность казачьих организаций, являются Федеральные законы от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Концептуальные подходы государства в этой сфере сформулированы в Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г.
Созданный в январе 2009 г. Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, который возглавил Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Д. Беглов, стал основным координирующим органом по реализации государственной политики в отношении российского казачества. Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами с сентября 2009 г. стал Минрегион России. Минюст России был определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.
За 2009-2010 гг. была проделана значительная работа по упорядочению деятельности казачьих обществ. Только в 2010 г. было принято 10 указов Президента Российской Федерации по вопросам формы одежды и знаков различия ВКО, чинов членов казачьих обществ, внесенных в реестр, учреждения флагов ВКО и утверждении гербов и знамен ВКО и т.д.
Кроме того, в 2010 г. Минрегионом России были разработаны и Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества одобрены Типовой устав ВКО, Типовая форма отчетности ВКО, Типовая структура управления ВКО, Порядок приема в казаки, Порядок согласования кандидатуры атамана ВКО, Типовая инструкция по делопроизводству в войсковом правлении войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и т.д. Все это создало предпосылки для формирования инфраструктуры российского казачества.
При этом основным направлением реализации государственной политики в отношении казачества является эффективное использование потенциала российского казачества в рамках привлечения членов казачьих обществ к содействию в реализации части функций, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления (охрана общественного порядка, военно-патриотическое воспитание молодежи, природоохранная деятельность и т.д.).
Одним из важных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации является этнокультурное и социально-экономическое развитие народов Северного Кавказа.
Северо-Кавказский регион относится к числу территорий со сложным этническим составом, сконцентрированным на относительно небольшой территории, что обуславливает важное значение гармоничных межэтнических отношений в общественно-политической обстановке в регионе.
По экспертным оценкам к 2010 г. в субъектах Федерации Северо-Кавказского федерального округа проживают 2743 тыс. русских (29,9 % общей численности населения), 1485,2 тыс. чеченцев (16,2 % общей численности населения), 785,3 тыс. аварцев (8,5% общей численности населения), 511,7 тыс. кабардинцев (5,6% общей численности населения), 488,8 тыс. даргинцев (5,3% общей численности населения), 476,5 тыс. осетин (5,2% общей численности населения), 462,2 тыс. ингушей (5% общей численности населения), 399,1 тыс. кумыков (4,3% общей численности населения), 359,5 тыс. лезгин (3,9% общей численности населения), 187,6 тыс. карачаевцев (2% общей численности населения), 148 тыс. лакцев (1,6% общей численности населения), 106,8 тыс. балкарцев (1,2 % общей численности населения), а также представители других национальностей.
Общественно-политическая ситуация в Северо-Кавказском регионе характеризуется рядом исторически сформировавшихся конфликтных межэтнических ситуаций и негативных тенденций. К их числу можно отнести окончательно не преодоленные последствия осетино-ингушского конфликта, значительное количество земельных споров, вопросы завершения реабилитации репрессированных народов, отток русскоязычного населения и моноэтнизация республик Северного Кавказа, проблема вынужденных переселенцев и другие. На общественно-политическую обстановку и межэтнические отношения существенное влияние оказывает социально-экономическая и демографическая ситуация,16 складывающаяся в регионе.
В целях решения проблем социально-экономического характера и снижения уровня межэтнической напряженности на Северном Кавказе в рамках федеральных целевых программ «Юг России (2008-2013 годы)», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы», «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» осуществляется создание в северокавказских республиках новых временных и постоянных рабочих мест для северокавказской молодежи.
Реализация указанных программ позволит создать в республиках Северного Кавказа более 150 тыс. рабочих мест, из которых 46 тыс. для граждан возрастом до 30 лет, в том числе 39,5 тысяч постоянных мест работы.
Реализация федеральной целевой программы «Юг России» позволит в 2008-2013 гг. для молодежи (трудоспособного населения в возрасте до 30 лет) создать около 10,5 тысяч рабочих мест, в т.ч. 1240 временных и 9270 постоянных.
Реализация федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» позволит создать для молодежи около 28 тыс. рабочих мест, в т.ч. около 4250 временных и 23750 постоянных рабочих мест, в основном, в здравоохранении, образовании, легкой и пищевой промышленности, строй индустрии, сельском хозяйстве и сфере услуг.
Реализация федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» позволит создать на территории Республики Ингушетия до 18 тыс. постоянных рабочих мест, а также 2 тыс. временных рабочих мест (всего – 20 тыс.), в том числе 5,2 тыс. рабочих мест для молодежи (в т.ч. 520 временных и 4680 постоянных) в таких отраслях хозяйственного комплекса, как легкая и пищевая промышленности, сельское хозяйство.
Кроме того, в условиях кризисных явлений в экономике при недостаточном количестве имеющихся рабочих мест для обеспечения занятости населения Правительством Российской Федерации принимаются меры по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ. Указанные меры включают, в том числе создание временных и постоянных рабочих мест за счет организации общественных и временных работ, содействия самозанятости безработных граждан и развития малого предпринимательства за счет средств субсидий, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящим в Северо-Кавказский федеральный округ.
В условиях недостаточного количества рабочих мест в республиках Северного Кавказа развитие самозанятости и малого предпринимательства является приоритетным направлением, позволяющим в короткое время создать необходимое количество эффективных рабочих мест.
В республиках Северного Кавказа безработным и незанятым гражданам в целях развития малого и среднего предпринимательства также предоставляются на конкурсной основе гранты за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также создаются условия для использования микрокредитов.
Принятые Правительством Российской Федерации меры по стабилизации ситуации на рынке труда Северо-Кавказского федерального округа оказывают положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения, позволяя снижать напряженность на рынке труда и поддерживать доходы населения республик Северного Кавказа.
Важным направлением является создание условий досуга для северокавказской молодежи. На это направлены многие из мероприятий упомянутых трех федеральных целевых программ, в частности поддержка физической культуры и спорта (5,5 млрд. рублей), к 2012 году планируется строительство около 30 объектов.
Важным направлением является создание условий для интеграции молодежи Северного Кавказа в жизнь страны. В этих целях необходимо обеспечить ее участие в мероприятиях для молодежи других регионов страны, развивать молодежный познавательный туризм и условия для ее отдыха и занятия спортом. Минспорттуризмом России в рамках активизации работы с молодежью Кавказа планируется проведение мероприятий в субъектах Северо-Кавказского федерального округа и других регионах страны, направленных на повышение уровня межнационального общения в молодежной среде.
При этом, принятие Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа до 2025 г. и соответствующей Государственной программы, учитывающих необходимость укрепления единства российской нации, этнокультурного развития народов, предотвращения оттока русского населения, во многом, будет способствовать разрешению многочисленных спорных вопросов и гармонизации межэтнических отношений на Северном Кавказе.
Серьезное внимание уделяется российским государством и вопросу этнокультурного развития финно-угорских народов России.
Одним из последних важных решений на государственном уровне было решение о праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Оргкомитет по празднованию 1000-летия возглавил Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин. Перечень мероприятий по подготовке к юбилейным торжествам предусматривает строительство и реконструкцию значительного числа объектов культурного, образовательного, спортивного характера в Республике Мордовия.
Минрегионом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти по линии реализации государственной национальной политики в последние годы было проведено несколько сотен мероприятий по финно-угорской тематике международного, всероссийского и регионального уровня, в том числе – фестивали, национальные праздники, научно-практические конференции, семинары, исследовательские проекты и др.
Пожалуй, наиболее крупными среди них стали IV съезд финно-угорских народов Российской Федерации (сентябрь 2009 г., г. Саранск), V Всемирный Конгресс финно-угорских народов (июнь 2008 г., г. Ханты-Мансийск), ряд съездов финно-угорских народов – VI съезд карелов (июнь 2009 г., г. Петрозаводск), IX съезд коми народа (февраль 2008 г., г. Сыктывкар), VIII съезд марийского народа (апрель 2008 г., г. Йошкар-Ола), XI Всеудмуртский съезд (декабрь 2008 г., г. Ижевск), ежегодная Международная этнокультурная экспедиция «Волга – река мира. Диалог культур волжских народов», фестиваль «Зов Масторавы» (г. Саранск), фестиваль искусств и народного творчества финно-угорских регионов Российской Федерации «Финно-угорский транзит: культура народов», Международный этнофутуристический фестиваль «KAMWA» (Пермский край), ряд мероприятий, приуроченные к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
В Саранске с 2006 г. при поддержке федеральных и региональных органов власти действует Поволжский центр культур финно-угорских народов, издается общероссийская «Финно-угорская газета», научно-популярный журнал «Финно-угорский мир», в Сыктывкаре в 2007 г. начал свою работу Финно-угорский культурный центр Российской Федерации, издается журнал «Финно-угория. Этнический комфорт», успешно функционирует информационный портал Финно-угорского культурного центра Российской Федерации - «Финноугория», освещающий события социальной и этнокультурной жизни регионов Российской Федерации и зарубежных стран с компактным проживанием финно-угорских народов.
Солидная этнокультурная база по поддержке финно-угорских и самодийских народов существует и в других российских регионах, где проживают финно-угры (Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Республика Карелия, ХМАО, ЯНАО и др.).
Большое количество проектов финно-угорской направленности осуществляется в рамках действующей федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» по линии Минкультуры России.
Поддержка малочисленных финно-угорских народов и создание условий для сохранения их этнической самобытности в России активно ведется и на законодательном уровне. В настоящее время 8 российских финно-угорских народов (бесермяне, вепсы, водь, ижорцы, манси, саамы, сету (сето), ханты) имеют статус коренных малочисленных народов Российской Федерации, что позволяет им пользоваться определенными правами в сфере сохранения этнической самобытности, социального обеспечения, сохранения традиционного образа жизни и ведения традиционной хозяйственной деятельности.
Особое место занимает взаимодействие с институтами гражданского общества на финно-угорском направлении. В Российской Федерации наиболее консолидированной общественной организацией, отражающей интересы всех российских финно-угорских народов, является Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации (АФУН РФ), штаб-квартира которой находится в Саранске. АФУН РФ является основным партнером государства и организационным центром в сфере этнокультурной и общественно-политической жизни финно-угорских народов России.
В последние годы в сфере развития образования на национальных языках рядом международных и зарубежных организаций активно продвигается методика «языкового гнезда» в целях освоения малочисленными финно-угорскими народами России родных языков. Вместе с тем данная методика предполагает создание замкнутой языковой среды на базе детских дошкольных учреждений, где дети с первых лет жизни погружаются в среду родного языка, что в условиях многонациональной России ограничивает возможности их социализации в поликультурной среде и, тем самым, способствует нарушению принципа равенства возможностей в получении образования, последующего поиска работы и т.д. Кроме того, Российская Федерация в сфере реализации государственной национальной политики призвана руководствоваться положениями Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (от 4 января 1969 г.) и, в этой связи, соблюдать рекомендации Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации. Согласно п. 27 рекомендаций, принятым по итогам 73-й сессии упомянутого Комитета ООН (28 июля – 15 августа 2008 г., Женева), Российской Федерации предлагается «провести тщательный отбор используемых при помещении детей в специализированные классы критериев и принять эффективные меры, направленные на полную интеграцию принадлежащих к этническим меньшинствам детей, включая цыган, в систему общего образования». Таким образом, использование в России учебной методики «языкового гнезда», направленной на сегрегацию детей по этническому принципу, следует признать опосредованной формой дискриминации.
Этнокультурному развитию тюркских народов уделяется большое внимание и на федеральном уровне (празднование в 2005 году 1000-летия Казани, в 2007 году - 450-летия вхождения Башкортостана в состав России и др.), а также в республиках Татарстан, Башкортостан, Чувашия и др. Приняты республиканские программы развития родных языков, системы образования, книгопечатания, культуры.
Так, в 2008-2010 гг. продолжалась реализация ряда региональных целевых программ, направленных на обеспечение их этнокультурного и этноязыкового развития. Наиболее яркими примерами подобного рода программ являются: в Башкортостане – Государственная программа «Народы Башкортостана (на 2003 - 2012 гг.)», «Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы», «Программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан на 2003-2011 годы», а также реализуемая с 2008 г. Государственная программа «Башкиры Российской Федерации», в Татарстане – «Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы», в Хакасии - ведомственная целевая программа «О развитии языков народов Республики Хакасия на 2008-2010 годы» и т.д.
В республиках создана инфраструктура национальной культуры, осуществляется поддержка культурных и языковых потребностей представителей тюркских народов России, проживающих в других регионах.
Ежегодно проводимые национальные праздники «Акатуй», «Сабантуй», «Ысыах» (в том числе и в регионах, где тюркское население не является титульным большинством) являются важным элементом укрепления этнической идентичности тюркских народов, причем такие праздники особенно важны для тюркоязычной молодежи в целях знакомства с традиционной этнической культурой, а также для распространения знаний об особенностях культуры тюрков среди представителей иных этнических общностей.
Продолжается поддержка этнокультурных мероприятий и на федеральном уровне. Так, в 2008-2009 гг. в рамках мероприятий по реализации государственной национальной политики был проведен ряд мероприятий, направленных на обеспечение этнокультурного развития тюркских народов России с участием ФНКА татар России, ФНКА казахов России.
Важнейшим направлением государственной национальной политики Российской Федерации является обеспечение устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Российская Федерация стала первым государством - членом ООН, создавшим соответствующий Национальный организационный комитет в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (декабрь 2004 г.) о проведении Второго Международного десятилетия коренных народов мира. Возглавил Национальный оргкомитет Министр регионального развития Российской Федерации. Создание подобной структуры сыграло существенную роль, в том числе, и в формировании позитивного международного имиджа Российской Федерации.
Основная цель государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Российской Федерации – обеспечение устойчивого развития малочисленных народов Севера, под которым понимается укрепление социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера как на основе целевой поддержки государства, так и путем мобилизации внутренних ресурсов самих народов.
Традиционно актуальным является вопрос ресурсного обеспечения реализации принципов устойчивого развития малочисленных народов Севера. В 2008 г. было принято решение о нецелесообразности реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока до 2015 года» и о выделении с 2009 г. из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (в соответствии с правилами распределения и предоставления субсидий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 217) на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Объем предоставляемых субсидий составил 600 млн. руб. в 2009 г. и 240 млн. руб. – в 2010 г.
В 2010 г. заключены соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации с 17 субъектами Российской Федерации. Указанные субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию малочисленных народов Севера, осуществляемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, и носят в гораздо большей степени адресный характер, нежели это было бы в рамках ФЦП.
В 2008-2010 гг. на федеральном уровне осуществлялась реализация комплекса первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира. Объем финансирования на реализацию данного комплекса составлял 80 млн. руб. в рамках отдельной целевой статьи в федеральном бюджете «Мероприятия по реализации государственной национальной политики».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2455-р утвержден очередной комплекс мер по проведению Второго десятилетия в 2011-2014 годах.
В целом в 2008-2010 гг. в сфере обеспечения устойчивого этнокультурного и социально-экономического развития малочисленных народов Севера за последние годы на федеральном уровне был достигнут своеобразный прорыв: значительно усовершенствована в концептуальном отношении нормативная правовая база, более адресными стали механизмы предоставления финансовой поддержки из средств федерального бюджета, расширилось международное сотрудничество по решению актуальных вопросов сохранения исконной среды обитания и повышения качества жизни малочисленных народов Севера. Кроме того, существенно возросло количество проводимых на федеральном уровне мероприятий в рамках реализации в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.
Защита и обеспечение прав других национальных меньшинств, проживающих в Российской Федерации неизменно находится в фокусе внимания органов государственной власти.
По данным переписи 2002 г., в России наиболее многочисленными (более 100 тыс. чел.) этническими общностями, относимыми к национальным меньшинствам, являются: украинцы (2,94 млн. чел.), армяне (1,13 млн. чел.), казахи (654,0 тыс. чел) азербайджанцы (621,6 тыс. чел.), немцы (597,2 тыс. чел.), евреи (229,9 тыс.), грузины (197,9 тыс. чел.), цыгане (182,8 тыс. чел.), молдаване (172,3 тыс. чел.), корейцы (148,6 тыс. чел.), узбеки (122,9 тыс. чел.), таджики (120,1 тыс. чел.).
Российское государство на федеральном и региональном уровне оказывает поддержку этнокультурному развитию национальных меньшинств.
Так, например, поддержка этнокультурного развития российских немцев на территории Российской Федерации регулируется рядом федеральных и региональных нормативно-правовых актов, а также международными обязательствами. Международное сотрудничество в данной сфере осуществляется в рамках Межправительственной Российско-Германской комиссии по проблемам российских немцев. Мероприятия российской стороны по поддержке этнокультурного развития российских немцев осуществляются в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 – 2012 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года № 142). В 2010 году на реализацию указанной программы было выделено 213,765 млн. рублей. Активно функционируют различные общественные немецкие организации, в том числе общероссийские (ФНКА российских немцев, Международное общество немецкой культуры, Немецкое молодежное общество).
В Российской Федерации серьезное внимание уделяется вопросам этнокультурного и этносоциального развития цыган, которых, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, проживает более 183 тысяч цыган (0,13% от всего населения страны). Около 25% цыганского населения России приходится на Центральный федеральный округ, 22% – на Южный федеральный округ. Меньше всего цыган проживает в Дальневосточном федеральном округе – 1% от общей численности цыганского населения Российской Федерации. Вместе с тем, по ряду экспертных оценок, общая численность цыган в России превышает официальные статистические данные в несколько раз и составляет более 500 тысяч человек. Активно действует ФНКА российских цыган, входящая в Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при Минрегионе России. Регулярно на федеральном и региональном уровнях проводятся мероприятия, способствующие социокультурной адаптации и интеграции цыганского этнического меньшинства России. Вместе с тем, согласно данным, представленным в 2010 году органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, трудовая занятость остается одной из основных проблем российских цыган. В целом постоянная трудовая занятость населения из числа цыган в регионах Российской Федерации фиксируется в среднем на уровне не выше 10-15%. Актуальной остается проблема получения образования детьми из цыганских семей, на решение которой направлена деятельность региональных и местных властей.
Поддержка этнокультурного развития национальных меньшинств, проживающих в России, осуществляется в рамках региональных и муниципальных целевых программ.
- Введение
- I. Современное состояние и проблемы укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений и этнокультурного развития народов в Российской Федерации
- 1.1. Единство российской нации
- 1.2. Этнокультурное развитие народов России
- 1.3. Межэтнические отношения
- 1.4. Проблема этнокультурного развития и самочувствия русского народа
- II. Современная государственная национальная политика и ее реализация в Российской Федерации: проблемы и лучшие практики
- 2.1.Цели и задачи государственной национальной политики
- 2.2.Полномочия, права и организация деятельности по реализации государственной национальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях
- 2.3.Нормативно-правовое регулирование и правоприменительная практика
- 2.4. Реализация государственной национальной политики по укреплению единства российской нации и формированию культуры межэтнических отношений
- 2.5. Реализация государственной национальной политики в сфере этнокультурного развития народов
- III. Основные направления совершенствования (модернизации) государственной национальной политики Российской Федерации
- 3.1. Нормативно-правовая сфера
- 3.2. Сфера совершенствования государственного управления
- 3.3. Культурная, образовательная и молодежная сферы
- 3.4. Сферы информационного, научно-методического и аналитического обеспечения
- 3.5. Взаимодействие с институтами гражданского общества
- 3.6. Ресурсное обеспечение