2.2.Полномочия, права и организация деятельности по реализации государственной национальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся:
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств (пункт «в» ст.71);
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (пункт «е» ст.71).
При этом, согласно ст.80 Президент Российской Федерации «в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства».
В соответствие со ст. 114 Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; … осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; … осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится:
- защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон (пункт «б» ст.72);
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (пункт «б» ст.72).
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, взаимодействия с казачьими обществами является Минрегион России.
Кроме того, Министерство осуществляет следующие полномочия:
- мониторинг и анализ реализации государственной национальной политики, государственной политики в отношении казачества, а также реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям России,
- анализ эффективности использования средств государственной поддержки субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, в том числе эффективности реализации и влияния федеральных целевых программ на социально-экономическое и этнокультурное развитие субъектов и регионов Российской Федерации.
- разработку и реализацию программ в сфере государственной политики по возрождению и развитию российского казачества;
- разработку и реализацию мероприятий в сфере государственной национальной политики.
Однако, с учетом межотраслевого характера государственной национальной политики, ряд аспектов ее реализации относятся и к сфере ведения других федеральных органов исполнительной власти.
Так, выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование:
в сфере сохранения историко-культурного наследия народов России - относится к ведению Минкультуры России;
в сфере информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности – относится к ведению Минкомсвязи России;
в сфере образования - Минобрнауки России;
в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации – Минюста России;
- в сфере международных отношений Российской Федерации – МИДа России;
- в сфере формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ - Минэкономразвития России;
- в сфере занятости и трудовой миграции – Минздравсоцразвития России;
- в сфере туризма и молодежной политики – Минспорттуризма России.
Отдельные аспекты реализации государственной национальной политики, особенно в части профилактики этнополитического экстремизма, пресечения противоправных действий, направленных на разжигание национальной и религиозной вражды и пр., касаются полномочий других федеральных органов исполнительной власти (в частности, МВД России, ФСБ России, СВР России, ФМС России и др.).
Основной проблемой на федеральном уровне является отсутствие координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной национальной политики.
Не осуществляется и координация деятельности в этой сфере органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, ежегодно в Минрегионе России проходят всероссийские совещания по реализации государственной национальной политики, где рассматриваются актуальные проблемы и пути их решения. Так, в ходе состоявшегося 1 декабря 2010 г. ежегодного всероссийского совещания по вопросам реализации государственной национальной политики по инициативе регионов вновь был поднят вопрос о создании при Минрегионе России Координационного совета по вопросам государственной национальной политики с участием руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию государственной национальной политики.
С 2009 г. Минрегион России также приступил к проведению окружных совещаний по вопросам реализации государственной национальной политики. Такие совещания уже состоялись в Южном федеральном округе (декабрь 2009 г.) и в Центральном федеральном округе (октябрь 2010 г.).
На уровне субъектов Российской Федерации вопросы реализации государственной национальной политики отнесены к полномочиям типологически разных структурных подразделения органов исполнительной власти.
Из 83 субъектов РФ в 24 регионах существуют отдельные министерства, комитеты или департаменты по национальной политике, в 31 регионах эта тема находится в ведении подразделений по взаимодействию с общественными организациями и органами местного самоуправления, в 13 регионах – в управлениях или департаментах внутренней политики, в 4 регионах – тема межэтнических отношений находится в ведении региональных органов образования и культуры, в 11 - в аппарате глав субъектов.
Из 83 субъектов в 69 созданы консультативные советы по межэтнических отношениям или взаимодействию с национально-культурными организациями.7
Лишь в 59 из 83 регионов существуют региональные целевые программы или подпрограммы в сфере гармонизации межэтнических отношений, профилактики этнополитического экстремизма, в т.ч. в молодежной среде, этнокультурного развития народов.
В последнее время особая роль в реализации государственной национальной политики отводится органам местного самоуправления, которые призваны выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов, формированию межнациональной толерантности, созданию атмосферы межнационального согласия, воспитанию позитивного отношения к культуре, традициям и обычаям народов Российской Федерации.
Деятельность органов местного самоуправления опирается на положения Федерального закона от 6 декабря 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а в соответствии с изменениями, внесенными в вышеупомянутый Федеральный закон, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены особыми правами по защите национально-культурного развития, а именно:
- на создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;
- на оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации;
- на реализацию мероприятий в сфере межнациональных отношений.
В ряде субъектов поддержка оказывается на уровне муниципальных целевых программ8. Функционируют и муниципальные целевые программы поддержки коренных малочисленных народов.9 В отдельных муниципальных образованиях действуют специализированные консультативные органы по вопросам межнациональных отношений.
Вместе с тем на уровне органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации внимание вопросам реализации государственной национальной политики, по-прежнему, уделяется по остаточному принципу.
- Введение
- I. Современное состояние и проблемы укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений и этнокультурного развития народов в Российской Федерации
- 1.1. Единство российской нации
- 1.2. Этнокультурное развитие народов России
- 1.3. Межэтнические отношения
- 1.4. Проблема этнокультурного развития и самочувствия русского народа
- II. Современная государственная национальная политика и ее реализация в Российской Федерации: проблемы и лучшие практики
- 2.1.Цели и задачи государственной национальной политики
- 2.2.Полномочия, права и организация деятельности по реализации государственной национальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях
- 2.3.Нормативно-правовое регулирование и правоприменительная практика
- 2.4. Реализация государственной национальной политики по укреплению единства российской нации и формированию культуры межэтнических отношений
- 2.5. Реализация государственной национальной политики в сфере этнокультурного развития народов
- III. Основные направления совершенствования (модернизации) государственной национальной политики Российской Федерации
- 3.1. Нормативно-правовая сфера
- 3.2. Сфера совершенствования государственного управления
- 3.3. Культурная, образовательная и молодежная сферы
- 3.4. Сферы информационного, научно-методического и аналитического обеспечения
- 3.5. Взаимодействие с институтами гражданского общества
- 3.6. Ресурсное обеспечение