logo
Братко А

3. Метод правового регулирования

Для правильного понимания сущности банковского права как самостоятельной отрасли права важен не только предмет, но и метод правового регулирования.

Под методом правового регулирования в теории права обычно понимается совокупность способов и средств правового регулирования, которые обусловлены закономерностями предмета правового регулирования и применяются в определенной отрасли права. Здесь существенными являются три элемента, из которых складывается метод правового регулирования:

а) основания возникновения прав и обязанностей и характер их взаимосвязи;

б) способ формирования содержания прав и обязанностей;

в) характер санкций, а также способы и процедуры их применения *(7). О санкциях банковского права можно сказать, что они создают наиболее характерное отличие банковского права от всех других отраслей права.

По своему содержанию способ правового регулирования может быть диспозитивным (стороны договариваются о правах и обязанностях в пределах, допускаемых правом) или императивным (отношения регулируются не договором, а только нормами права); способ, при котором создается равенство сторон (гражданско-правовой метод), или властный приказ (отношения власти и подчинения).

Совершенно очевидно, что банковское право не является диспозитивным и не предполагает равенства сторон.

Банк России по закону наделен властными полномочиями, и его приказы и индивидуальные веления подлежат безусловному исполнению всеми кредитными организациями. Ведь юридические лица, конституируясь как банки, добровольно включились в систему денежной власти, которая представлена банковской системой, возглавляемой Банком России. Банк России является регулятором и надзорным учреждением этой системы, и его власть распространяется только на тех субъектов (кредитные организации), которые по закону становятся субъектами банковской системы, в отличие от государственной власти, которая распространяется на всех субъектов в обществе. Банковское право в этом отношении специфично. Наоборот, какое бы то ни было смешение гражданского и банковского права пользы не приносит; более того, возникает только одна путаница, нигилизм по отношению к правам банковских клиентов.

Специфика банковского права во многом обусловлена спецификой денежной власти. С одной стороны, все банки - это субъекты частных, а не публичных отношений; с другой стороны, они вступают и сферу отношений, которая регулируется публично-правовыми нормами.

Поэтому и банковское право построено на основе власти и подчинения между Банком России и кредитными организациями. В этом смысле оно применяется внутри банковской системы, за состояние которой, как уже говорилось, отвечает Банк России. Именно поэтому в банковском праве нет диспозитивности и равенства сторон, как это есть в гражданском праве. Здесь применяется метод властного приказа. Только так могут быть созданы надежные технологии банковских услуг и бесперебойная система расчетов между кредитными организациями и их клиентами. Только так может быть сведен до минимума риск для банковской системы и для клиентов кредитных организаций.

Правовые отношения внутри банковской системы имеют вертикальный характер. Основа этих отношений, их детерминация - гражданско-правовые правоотношения - имеет горизонтальный характер.

Самый простой пример - банковские проверки, которые проводятся Банком России в кредитных организациях. Здесь всегда актуален вопрос о компетенции проверяющего органа, об ответственности за качество таких проверок, о правах самих кредитных организаций. Допустим, если понятие банковского права определяется широко, то тогда и обязанности Банка России станут шире, и он может выйти за пределы своей компетенции. Это чревато необоснованным распространением надзора на те объекты, которые регулируются не банковским, а гражданским правом. Надзор в определенной мере должен распространяться на сферу, подпадающую под регулирование гражданским правом, но лишь постольку, поскольку эти сферы пересекаются. Например, банк, как юридическое лицо со специальной правоспособностью подпадает под общие нормы гражданского права, а как кредитная организация он подпадает под действие банковского права.

Нужно видеть различия между гражданским и банковским правом, чтобы правильно определить пределы компетенции и функции Банка России в решении вопросов лицензирования, надзора и т.п.

Схема 1. Предмет и метод регулирования банковских отношений

┌──────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Банковское право │◄──────────────────────────────────────►│ Гражданское право │

└──┬───────────┬───┘ └───┬───────────┬───┘

┌────────────┴────┐ ┌───┴───────────┐ ┌────────────┴────┐ ┌───┴───────────┐

│Предмет правового│ │Метод правового│ │Предмет правового│ │Метод правового│

│ регулирования │ │ регулирования │ │ регулирования │ │ регулирования │

└──┬──────────────┘ └──────┬────────┘ └───────┬─────────┘ └──────┬────────┘

│ ▼ │ ▼

│ ┌─────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────┐

│ ┌───┤ Властного приказа │ │ │Диспозитивный, равенства│

│ │ │(подчинение Банку России)│ │ │ сторон │

│ │ └─────────────────────────┘ │ └─────────────┬──────────┘

│ │ ┌──────────────────────┐ │ │

│ │ ┌─────┤ Банковские отношения ├────┐ └─────────────┐ │

│ │ │ └──────────────────────┘ │ │ │

│ │ ▼ ▼ │ │

│ │ ┌─────────────────────────────┬────────────────────────────┐ │ │

└───────┴─────►│Отношения между Банком России│Отношения между кредитными│◄────┴───┘

│и кредитными организациями│организациями и их клиентами│

└─────────────────┬───────────┴────────┬───────────────────┘

▼ ▼

┌──────────────────────────────┐

│ Предмет банковских отношений │

└─────────────┬────────────────┘

┌──────────────────────────────┐

│ Банковская деятельность │

└──────────────────────────────┘