25. Феодальная государственность в средневековой Франции: сравнительная характеристика сеньориальной и сословно-представительной монархии. Реформы Людовика IX.
Первые короли династии Капетингов были, по сути, крупными феодалами с особым титулом. Никаких полномочий государственного характера королевская власть не подразумевала. У них не было постоянного местопребывания. Государственное единство сводилось к общепризнанной феодальной иерархии ленных связей, феодальные иммунитеты и сеньориальные права во Франции получили наибольшее развитие. В этом смысле Французское королевство Х – XIII вв. было классическим примером ленной (сеньориальной) монархии.
В полной мере сеньориальная власть принадлежала только великим сеньорам. (В Х в. таких было 55: 7 герцогов, 44 графа, маркиз и 3 виконта; в XIII в. – число «великих» возросло до 77.) Только они имели право в собственном смысле управлять своей территорией, назначать представителей (вице-графов) с аналогичными своим административными полномочиями. Только таким сеньорам принадлежало право назначать должностных лиц. Вокруг них группировался сеньориальный двор из вассалов (вообще вассалы были и у менее крупных феодалов). Сеньоры располагали собственной армией из вассалов и их людей (собственно феодалов), а также из привлеченных к службе разночинцев. Только к началу XII в. обычай ограничил продолжительность феодальной службы 40 днями в году. Частная война была типичным средством отстоять свои права, и поэтому право войны по собственному усмотрению было одной из важных феодальных привилегий. Только в XI в. под влиянием церкви были установлены некоторые правила «Божьего мира», согласно которым нельзя было атаковать женщин, детей, духовных лиц, земледельцев, безоружных, а также грабить мельницы, урожай, церкви. Сеньору принадлежала и вся полнота юрисдикции на своих землях в отношении людей всех сословий. Собственно Сословный строй начал формироваться во Франции строго в рамках сеньорий; прежде всего это касалось дворянства.
Важное значение в истории Франции имело царствование Людовика IX.
В середине XIII столетия Людовик IX (Святой) проводит важные реформы, цель которых - ослабление полновластия вассалов короля: судебную, военную.
Судебная реформа предусматривала создание верховной судебной палаты, которую назвали «парламентом». Служащими парламента стали главным образом профессиональные юристы (легисты), люди незнатного происхождения. Введенные новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной. Судебные поединки(ордалии) в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция к суду парламента. Было отменено старинное правило, согласно которому недовольная приговором сторона могла вызвать на поединок самого судью.
Военная реформа установила «40 дней короля». В течение 40 дней после ссоры сеньоры могли требовать королевского суда. Обнажать оружие до истечения срока им запрещалось. Данная мера была дисциплинирующей: гордые и заносчивые феодалы по незначительному поводу могли развязать междоусобную войну и королевская казна опять недосчиталась бы налогов, так как война в Средние века была делом дорогостоящим.
В период сословно-представительной монархии во Франции большая часть городов находилась на земле феодальных сеньоров, поэтому управление городами и суд находились в ведении сеньора или его агентов, В казну сеньора поступали налоги и сборы, большей частью произвольные, которые должны были платить города.
Натуральные повинности крестьян переводятся в денежные. Не расставаясь с прямым насилием, с внешнеэкономическим принуждением, феодал одновременно задумывается над средствами экономического стимулирования крестьянина. Так возникают ценз и вы.
Цензива - новая форма крестьянского феодального землевладения. Обрабатывающие ценз иву крестьяне могли по своей воле переходить с места на место (в том числе уходить в город). Цензива свободно могла передаваться по наследству, ее можно было продать, но с тем условием, что новый хозяин будет нести те же повинности. За цензиву уплачивался твердый ежегодный денежный взнос (ценз).
Во времена феодальной раздробленности монархи неохотно прибегали к созыву широких представительных собраний дворянства и духовенства. Монарх же нередко превращался в пленника этих собраний.
Сами сословия стремились к обсуждению политики. Во Франции возникло такое представительное учреждение, как Генеральные штаты. Получив именное приглашение короля, графы, герцоги и высшие служители церкви являлись в собрание лично или присылали своих уполномоченных. Остальные дворяне были представлены выборными депутатами.
Третье сословие было представлено городским патрициатом. В одних случаях это были выборные лица, в других - назначенные королевскими чиновниками. Каждое из трех сословий по утвержденному королем регламенту заседало и голосовало отдельно от других. Оно имело один голос (из трех). Сходство интересов дворянства и духовенства обеспечивало им преобладание. Крестьяне не были представлены, так как они не входили в состав феодальной лестницы.
- 1. Этапы возникновения и развития государства в древней Месопотамии. Организация системы власти. Статус царя в Законах Хаммурапи.
- 2. Роль природно-географического фактора в формировании государственности Древнего Востока. Государство и право Древнего Египта.
- 3. Возникновение и развитие древнеиндийских государств. Государственный строй державы Маурьев. Институт царской власти в Законах Ману.
- 4. Законы Хаммурапи.
- 5. Законы Ману.
- 6. Этапы формирования государственности Древнего Китая. Организация власти в империи Цинь.
- Установление демократии в Афинах:
- 10. Государственность Древней Спарты. Реформы Ликурга.
- 11.А Становление и развитие Афинского полиса. Особенности древнегреческой демократии.
- 11.Б Формирование государственности Древнего Рима. Царский период. Реформы Сервия Туллия.
- 12. Республиканский Рим: этапы государственно-правовой истории, система организации народовластия, социальная структура, армия, аграрные реформы братьев Гракхов.
- 13. Древний Рим: переход от республики к империи. Основные институты имперской государственности. Принципат и доминат.
- 14. Основные тенденции развития архаического права в Риме: «Законы XII таблиц».
- 16. Исторические этапы развития права наследования в Древнем Риме. Сравнительная характеристика права наследования по «Законам XII таблиц и «Институциям» Гая.
- 21. Государственность древних франков. Меровинги и Каролинги. Реформы Карла Мартелла.
- 22. Особенности раннефеодального государства в континентальной Европе. Правовые институты западноевропейского феодализма.
- 23. Формирование раннефеодальной государственности в Англии. Англосаксонское завоевание. Развитие сеньориальной (ленной) монархии (X – XIII вв).
- 24. Сословно-представительная монархия в Англии: этапы формирования и историко-правовые особенности. Великая хартия вольностей 1215 г.
- 25. Феодальная государственность в средневековой Франции: сравнительная характеристика сеньориальной и сословно-представительной монархии. Реформы Людовика IX.
- 27. Образование Священной Римской империи германской нации. Ее общественный и государственный строй (X—XIII вв.).
- 27. Образование Священной Римской империи германской нации. Ее общественный и государственный строй (X—XIII вв.).
- 28. Правовые институты «с.З.»: общая характеристика ленного и земского права.
- 29. Уголовное право и процесс в Германии. Каролина.
- 30. Золотая булла 1356г. Государственный строй Германии в период олигархии курфюрстов.
- 31. Судебная реформа Генриха II.
- 1.1 Этапы формирования англосаксонской системы права
- 33. Этапы формирования абсолютной монархии в Англии. Особенности английского абсолютизма.
- 34. Реформы Генриха Восьмого. Становление англиканской церкви.
- 36. Абсолютистские тенденции в период правления Елизаветы Тюдор.
- 70. Сравнительная характеристика институтов обязательственного права по Законам Хаммурапи и Законам Ману.
- 71. Сравнительная характеристика уголовного права, судоустройства и судопроизводства по Законам Хаммурапи и Законам Ману.
- 1.По Законам Хаммурапи
- 2. По законам Ману.
- 72. Семейно-брачное право и нормы наследования в Законах Ману.