22. Особенности раннефеодального государства в континентальной Европе. Правовые институты западноевропейского феодализма.
В первой половине I тыс. на территории Западной Европы исторически заявили о себе германские племена. Они постепенно распространились из своей прародины (междуречья Рейна и Одера) по территории северных провинций Римской империи. Германские племена стали той внешней силой, которая ускорила распад западно-римской государственности. На основе новой политико-правовой общности выросла новая, феодальная государственность в Европе.
Германские племена вошли в активное соприкосновение с Римской империей и народами Галлии в I в. Тогда они находились на стадии родового быта и формирования надобщинной администрации. Соприкосновение с более развитой империей, необходимость вести с нею постоянные войны, а затем сотрудничать на военной основе ускорили становление у германских народов (не составлявших единого народа, а распадавшихся на союзы племен) протогосударственной организации. Эта организация сложилась без всякой опоры на города, что стало важнейшей исторической особенностью германского пути к государственности.
Основой социальных отношений у германцев была родовая община с коллективным владением основными средствами аграрного производства. Индивидуальная собственность была неизвестна, хотя использование родовых владений и имуществ было уже посемейным. В семейных хозяйствах применялся труд рабов (захваченных в плен иноплеменников или разорившихся соплеменников — не отдавших долг чести). Особую прослойку составляли вольноотпущенники, которых ни в коем cлучае не приравнивали к членам общины. Выделялась родовая знать, общественный вес которой основывался уже не только на военных заслугах, но и на традиционных преимуществах в землепользовании, в накоплении богатств.
Своеобразие исторической ситуации сказалось на двойственности протогосударственной структуры у германцев: правление родовой знати переплеталось с военно-дружинным правлением, а нередко даже отступало перед ним. Во главе большинства племен и объединений стояли цари и, рядом сними, военные вожди: «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей — из наиболее доблестных». Царская (королевская) власть была властью старейшины племени. Вождиже командовали ополчением племени или объединения и избирались по принципу наилучшей пригодности и личных заслуг на войне. Основное влияние в текущем управлении общественными делами оставалось за общинными институтами: «О делах, менее важных, совещаютсяих старейшины, о более значительных — все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу» (Тацит. О происхождении германцев. 7-13). Народное собрание решало вопросы о войне и мире, избрании вождей и старейшин; на нем предъявлялись тяжкие обвинения и выносились смертные приговоры. Судебная власть в значительной степени принадлежала жрецам, которые от имени богов могли карать смертью, бичеванием, заключением в оковы. Жрецы руководили народными собраниями.
Общественные собрания были у германцев своеобразными: «Любые дела — и частные, и общественные — они рассматривают не иначе как вооруженные». На них могли присутствовать только воины племени (союза племен). Надобщинная власть обладала тем самым особым свойством военной демократии. Это явление в целом нехарактерно для формирования протогосударства, но у германцев оформилось благодаря соприкосновению с Римом и особой роли войны на этой исторической стадии.
Строй военной демократии вызвал к жизни еще одно явление: большое значение дружин, группировавшихся вокруг военных вождей. Эти дружины складывались по принципу личной преданности и были важнейшим элементом превращения власти родовых вождей в военных королей, закреплявших влияние на дружины раздачами добычи, особыми пиршествами и пожалованиями. Из военно-дружинных отношений развился у германцев принцип личной службы королю — важный для последующей государственности.
Усиление военно-дружинного начала в протогосударстве, обособление ранней королевской власти (вплоть до превращения ее в наследственную) произошли к II–III вв., когда под влиянием глобальных этнических перемещений в Европе германцы усилили натиск на провинции Римской империи. В IV в. в большинстве германских племен распространилось христианство, хотя и в особой форме арианства. Это способствовало этническому сплочению и перерастанию военного единства племен в политическое.
В IV–V вв. крупные перемещения варварских племен в Европе (стимулированные начавшимся из Азии т. н. Великим переселением народов) стали внешней причиной разгрома и затем распада Римской империи. На территории бывшей империи образовались новые варварские королевства. Их организация и отношения власти в них строились на переплетении традиций военно-родового строя германцев и институтов римской государственности.
Салическая правда – памятник права салических франков
Появляется на рубеже 5.-6вв н.э.Вскоре после завоевания издается салическая правда – запись обычного праваХарактерен национальный принцип действия, казуистика, крайний формализм
Салическая правда несет на себе значительные черты первобытнообщинного строя и в тоже время появляются новые черты
В салической правде находит отражение общественный строй, преобладает свободное население крестьян-общинников, жили соседской общиной(марка)
Упоминаются рабы и литы(возможно, полусвободные)
У франков существует верховная собственность общины на землю – пережиток первобытного строя, выражается в том, что: поселение чужака на землях общины было невозможно без согласия всех членов этой общины(45титул)
Земельные участки в общине распределялись между ее членами и эти наделы огораживались заборами, но когда урожай собран, все заборы снимались и скот мог ходить по всей территории.
Свой участок франкский крестьянин отчуждать не мог, и если у него не было наследника, то он переходил общине. Если наследники были, то надел мог передаваться только по мужской линии.
В то же время в частной собственности франков был дом, движимое имущ-во, скот, рабы.
Значительное место в салической правде занимают статьи уголовного права. Также переплетается старое и новое.
Посягательство на личность:
-убийство
Величина штрафа зависела от соц.положения, увечья,
-оскорбления 3 солида
Женщины защищались особенно тщательно.
Посягательство на собственность:
- кража скота
-кража со взломом
-грабеж
-поджог
Против гос-ва: если лицо вызвано на суд короля и не явилось, то он становился вне закона. Если король выдал кому-то грамоту на право поселения в общине, а кто-то воспротивился, то он должен уплатить штраф 200 солидов.
Суд.процесс по салической правде.
Он был обвинительно-состязательным. Принцип частного обвинения, обвинитель должен был сам вызвать обвиняемого в суд, с участием свидетелей, за неявку грозила кара, вызванного ждали до захода солнца. Три раза могли вызвать и каждый раз за неявку 15 солидов. Обе стороны представляли док-ва. Судьи все это выслушивали. Обвиняемый представляет соприсяжников – несвиделей, близких людей, которые присягой ручались за добропорядочность обвиняемого. Они могли не знать обстоятельств дела. Присягу давали определенными словами, и если хоть один из соприсяжников сбивался – дело проиграно.
- 1. Этапы возникновения и развития государства в древней Месопотамии. Организация системы власти. Статус царя в Законах Хаммурапи.
- 2. Роль природно-географического фактора в формировании государственности Древнего Востока. Государство и право Древнего Египта.
- 3. Возникновение и развитие древнеиндийских государств. Государственный строй державы Маурьев. Институт царской власти в Законах Ману.
- 4. Законы Хаммурапи.
- 5. Законы Ману.
- 6. Этапы формирования государственности Древнего Китая. Организация власти в империи Цинь.
- Установление демократии в Афинах:
- 10. Государственность Древней Спарты. Реформы Ликурга.
- 11.А Становление и развитие Афинского полиса. Особенности древнегреческой демократии.
- 11.Б Формирование государственности Древнего Рима. Царский период. Реформы Сервия Туллия.
- 12. Республиканский Рим: этапы государственно-правовой истории, система организации народовластия, социальная структура, армия, аграрные реформы братьев Гракхов.
- 13. Древний Рим: переход от республики к империи. Основные институты имперской государственности. Принципат и доминат.
- 14. Основные тенденции развития архаического права в Риме: «Законы XII таблиц».
- 16. Исторические этапы развития права наследования в Древнем Риме. Сравнительная характеристика права наследования по «Законам XII таблиц и «Институциям» Гая.
- 21. Государственность древних франков. Меровинги и Каролинги. Реформы Карла Мартелла.
- 22. Особенности раннефеодального государства в континентальной Европе. Правовые институты западноевропейского феодализма.
- 23. Формирование раннефеодальной государственности в Англии. Англосаксонское завоевание. Развитие сеньориальной (ленной) монархии (X – XIII вв).
- 24. Сословно-представительная монархия в Англии: этапы формирования и историко-правовые особенности. Великая хартия вольностей 1215 г.
- 25. Феодальная государственность в средневековой Франции: сравнительная характеристика сеньориальной и сословно-представительной монархии. Реформы Людовика IX.
- 27. Образование Священной Римской империи германской нации. Ее общественный и государственный строй (X—XIII вв.).
- 27. Образование Священной Римской империи германской нации. Ее общественный и государственный строй (X—XIII вв.).
- 28. Правовые институты «с.З.»: общая характеристика ленного и земского права.
- 29. Уголовное право и процесс в Германии. Каролина.
- 30. Золотая булла 1356г. Государственный строй Германии в период олигархии курфюрстов.
- 31. Судебная реформа Генриха II.
- 1.1 Этапы формирования англосаксонской системы права
- 33. Этапы формирования абсолютной монархии в Англии. Особенности английского абсолютизма.
- 34. Реформы Генриха Восьмого. Становление англиканской церкви.
- 36. Абсолютистские тенденции в период правления Елизаветы Тюдор.
- 70. Сравнительная характеристика институтов обязательственного права по Законам Хаммурапи и Законам Ману.
- 71. Сравнительная характеристика уголовного права, судоустройства и судопроизводства по Законам Хаммурапи и Законам Ману.
- 1.По Законам Хаммурапи
- 2. По законам Ману.
- 72. Семейно-брачное право и нормы наследования в Законах Ману.