logo
ИГПЗС (вопросы 1-36)

22. Особенности раннефеодального государства в континентальной Европе. Правовые институты западноевропейского феодализма.

В первой половине I тыс. на территории Западной Европы исторически заявили о себе германские племена. Они постепенно распространились из своей прародины (междуречья Рейна и Одера) по территории северных провинций Римской империи. Германские племена стали той внешней силой, которая ускорила распад западно-римской государственности. На основе новой политико-правовой общности выросла новая, феодальная государственность в Европе.

Германские племена вошли в активное соприкосновение с Римской империей и народами Галлии в I в. Тогда они находились на стадии родового быта и формирования надобщинной администрации. Соприкосновение с более развитой империей, необходимость вести с нею постоянные войны, а затем сотрудничать на военной основе ускорили становление у германских народов (не составлявших единого народа, а распадавшихся на союзы племен) протогосударственной организации. Эта организация сложилась без всякой опоры на города, что стало важнейшей исторической особенностью германского пути к государственности.

Основой социальных отношений у германцев была родовая община с коллективным владением основными средствами аграрного производства. Индивидуальная собственность была неизвестна, хотя использование родовых владений и имуществ было уже посемейным. В семейных хозяйствах применялся труд рабов (захваченных в плен иноплеменников или разорившихся соплеменников — не отдавших долг чести). Особую прослойку составляли вольноотпущенники, которых ни в коем cлучае не приравнивали к членам общины. Выделялась родовая знать, общественный вес которой основывался уже не только на военных заслугах, но и на традиционных преимуществах в землепользовании, в накоплении богатств.

Своеобразие исторической ситуации сказалось на двойственности протогосударственной структуры у германцев: правление родовой знати переплеталось с военно-дружинным правлением, а нередко даже отступало перед ним. Во главе большинства племен и объединений стояли цари и, рядом сними, военные вожди: «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей — из наиболее доблестных». Царская (королевская) власть была властью старейшины племени. Вождиже командовали ополчением племени или объединения и избирались по принципу наилучшей пригодности и личных заслуг на войне. Основное влияние в текущем управлении общественными делами оставалось за общинными институтами: «О делах, менее важных, совещаютсяих старейшины, о более значительных — все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу» (Тацит. О происхождении германцев. 7-13). Народное собрание решало вопросы о войне и мире, избрании вождей и старейшин; на нем предъявлялись тяжкие обвинения и выносились смертные приговоры. Судебная власть в значительной степени принадлежала жрецам, которые от имени богов могли карать смертью, бичеванием, заключением в оковы. Жрецы руководили народными собраниями.

Общественные собрания были у германцев своеобразными: «Любые дела — и частные, и общественные — они рассматривают не иначе как вооруженные». На них могли присутствовать только воины племени (союза племен). Надобщинная власть обладала тем самым особым свойством военной демократии. Это явление в целом нехарактерно для формирования протогосударства, но у германцев оформилось благодаря соприкосновению с Римом и особой роли войны на этой исторической стадии.

Строй военной демократии вызвал к жизни еще одно явление: большое значение дружин, группировавшихся вокруг военных вождей. Эти дружины складывались по принципу личной преданности и были важнейшим элементом превращения власти родовых вождей в военных королей, закреплявших влияние на дружины раздачами добычи, особыми пиршествами и пожалованиями. Из военно-дружинных отношений развился у германцев принцип личной службы королю — важный для последующей государственности.

Усиление военно-дружинного начала в протогосударстве, обособление ранней королевской власти (вплоть до превращения ее в наследственную) произошли к II–III вв., когда под влиянием глобальных этнических перемещений в Европе германцы усилили натиск на провинции Римской империи. В IV в. в большинстве германских племен распространилось христианство, хотя и в особой форме арианства. Это способствовало этническому сплочению и перерастанию военного единства племен в политическое.

В IV–V вв. крупные перемещения варварских племен в Европе (стимулированные начавшимся из Азии т. н. Великим переселением народов) стали внешней причиной разгрома и затем распада Римской империи. На территории бывшей империи образовались новые варварские королевства. Их организация и отношения власти в них строились на переплетении традиций военно-родового строя германцев и институтов римской государственности.

Салическая правда – памятник права салических франков

Появляется на рубеже 5.-6вв н.э.Вскоре после завоевания издается салическая правда – запись обычного праваХарактерен национальный принцип действия, казуистика, крайний формализм

Салическая правда несет на себе значительные черты первобытнообщинного строя и в тоже время появляются новые черты

В салической правде находит отражение общественный строй, преобладает свободное население крестьян-общинников, жили соседской общиной(марка)

Упоминаются рабы и литы(возможно, полусвободные)

У франков существует верховная собственность общины на землю – пережиток первобытного строя, выражается в том, что: поселение чужака на землях общины было невозможно без согласия всех членов этой общины(45титул)

Земельные участки в общине распределялись между ее членами и эти наделы огораживались заборами, но когда урожай собран, все заборы снимались и скот мог ходить по всей территории.

Свой участок франкский крестьянин отчуждать не мог, и если у него не было наследника, то он переходил общине. Если наследники были, то надел мог передаваться только по мужской линии.

В то же время в частной собственности франков был дом, движимое имущ-во, скот, рабы.

Значительное место в салической правде занимают статьи уголовного права. Также переплетается старое и новое.

Посягательство на личность:

-убийство

Величина штрафа зависела от соц.положения, увечья,

-оскорбления 3 солида

Женщины защищались особенно тщательно.

Посягательство на собственность:

- кража скота

-кража со взломом

-грабеж

-поджог

Против гос-ва: если лицо вызвано на суд короля и не явилось, то он становился вне закона. Если король выдал кому-то грамоту на право поселения в общине, а кто-то воспротивился, то он должен уплатить штраф 200 солидов.

Суд.процесс по салической правде.

Он был обвинительно-состязательным. Принцип частного обвинения, обвинитель должен был сам вызвать обвиняемого в суд, с участием свидетелей, за неявку грозила кара, вызванного ждали до захода солнца. Три раза могли вызвать и каждый раз за неявку 15 солидов. Обе стороны представляли док-ва. Судьи все это выслушивали. Обвиняемый представляет соприсяжников – несвиделей, близких людей, которые присягой ручались за добропорядочность обвиняемого. Они могли не знать обстоятельств дела. Присягу давали определенными словами, и если хоть один из соприсяжников сбивался – дело проиграно.