logo
ИГПЗС (вопросы 1-36)

72. Семейно-брачное право и нормы наследования в Законах Ману.

Законы Индии содержали подробные предписания, нормы о семье и браке.

«Семья находилась под властью ее главы. Законы Ману упоминают сыновей, купленных (IX. 160, 174) и подаренных (IX. 141, 150, 168). Старший сын имел преимущественные права на наследство: «Отцовское имущество полностью наследует старший брат, остальным следует жить при нем, как при отце» (IX. 104, 105).

Существовало 8 видов брака, но лишь в одном случае имело значение согласие женщины (III. 21 - 42). Форма выкупа невесты являлась, по сути, продажей дочери. Муж мог купить жену, мог и продать ее (IX. 46; XI, 62). Ману осуждает такие сделки, но практика шла своим путем. Женщина могла выступать свидетелем в суде в редчайших случаях (VIII. 77).

Муж мог взять другую жену, принудить жену к сожительству с другим мужчиной. Считалось допустимым рождение детей от другого сожителя, если в семье не было детей (XI. 167). Женщины рассматривались как наследственное владение. Однако женщина отнюдь не являлась бесправной. Оскорбление матери каралось штрафом (VIII. 275).

В законах Ману женщина-мать занимала высокое положение. В некоторых статьях она выше, чем учитель и отец. Она - хранительница очага, воплощение богини земли (II. 225). Мораль призывает почитать мать, ей нельзя причинить вред, с ней нельзя ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии».

Брачный возраст для мужчины — не моложе 20 лет, девушек —12 и даже 8 лет. В идеальном браке возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось положение молодых в варнах и кастах. Мнение будущих супругов, их увлечение не всегда принималась во внимание.

Браку предшествовала помолвка, до официального обряда бракосочетания будущие супруги жили у своих родителей и часто вообще не видели друг друга. После обряда бракосочетания новобрачные направлялись в дом жениха, где совершалось жертвоприношение домашнему очагу.

В течение первых трех или даже десяти ночей идеальная супружеская пара обязана была хранить целомудрие.

«Отец невесты нес большие расходы на приданое дочери, в результате которых бедняк на всю жизнь оставался в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к трагедиям.

Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа и детей (V. 149). Жена должна повиноваться мужу и следовать за ним после его смерти (V. 151)».

Законы Древней Индии в своем большинстве фиксируют статус женщины, даже замужней, как неполноправного субъекта прав, на которой одни только обязанности перед мужем. Жена — безропотная служанка. В случае бездетности супруги муж мог взять вторую жену, не спрашивая согласия первой. Как правило, имущество умершей жены переходило к ее супругу.

Закон подразделял собственность женщины на шесть разрядов: имущество, данное при помолвке, сговоре, при свадебном шествии, данное в знак любви, а также полученное от брата матери и отца (IX. 194). Женщина могла распоряжаться только отдельными видами своей собственности. Беспутная жена вообще лишалась имущественных прав, муж мог ее прогнать. Мужу разрешалось привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, скандалистка, привержена к пьянству (IX. 80). Жене разрешено изменить мужу только в одном случае: если он отлучился в дальние края и не оставил ей средств к существованию.

Женщина не могла вторично выйти замуж, если же она вступила в связь с мужчиной низшей касты, ее ждала суровая участь. По законам Ману, ее могли на площади прилюдно бросить на потребу собакам (VIII. 37).