19. Понятие парламента и его структура
Парламент – орган народного представительства и высший законодательный орган страны.
В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления. Оценка того или иного законодательного органа производится по нескольким параметрам: порядку формирования, полномочиям, характеру взаимоотношений с другими органами. Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:
1) формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса;
2) его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом;
3) обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);
4) реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам;
5) парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе. Парламенты в качестве своих самых крупных структурных единиц могут иметь одну, две и более палат.
При однопалатной системе депутаты организационно не разделены, что делает однопалатный парламент (при прочих равных условиях) более мобильным, чем двухпалатный (Болгария, Дания, Финляндия).
Две палаты создаются для представительства:
1) интересов аристократии (Палата лордов Великобритании, сильно реформированная);
2) политико-территориальных единиц (Польша, Испания, Япония).
В федерациях, как правило (США, ФРГ, Германия и др.), двухпалатные парламенты.
Более двух палат формируется обычно для реализации какой-либо политической концепции конкретного государства (т. е. она не является общераспространенной, а прямо продиктована ситуацией и может быть понята только в определенном историческом контексте) (в Югославии для реализации концепции социалистического самоуправляющегося общества, в котором каждый индивид выступал в нескольких «ипостасях» (как член политической организации, как работник, как член местного сообщества), каждая из них должна была реализовываться в представительстве, был создан шестипалатный парламент).
Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах (Бахрейне, Катаре и др.). Иногда они принимают законы одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законов.
Парламент имеет свои внутренние органы. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в КНР). Председатель однопалатного парламента, имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии или бюро избирает председательствующего – иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. В Швеции председатели и вице-председатели палат избираются только на одно заседание. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. На совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).
- 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
- 2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- 3. Понятие и сущность конституции, виды конституции
- 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
- 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
- 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
- 8. Понятие гражданства
- 9. Форма правления в зарубежных странах
- 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- 11. Государственный режим
- 12. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- 13. Классификация политических партий
- 14. Правовой статус и порядок деятельности партий
- 15. Понятие и сущность избирательного права, принципы
- 16. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования
- 17. Референдум
- 18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
- 19. Понятие парламента и его структура
- 20. Компетенция парламента
- 21. Правовое положение члена парламента
- 22. Порядок работы парламента, законодательный процесс
- 23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- 24. Полномочия правительства в зарубежных странах
- 25. Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления
- 26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления
- 27. Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия
- 28. Конституционный статус судей
- 29. Конституция сша
- 30. Избирательная система в сша
- 31. Конгресс, президентская власть, судебная власть в сша
- 32. Государственное устройство сша
- 33. Местное самоуправление в сша
- 34. Общая характеристика конституции великобритании
- 35. Конституционно-правовое положение личности в великобритании
- 36. Политические партии и партийная система великобритании
- 37. Система государственных органов великобритании
- 38. Политико-территориальное устройство великобритании
- 39. Конституция и конституционное развитие французской республики
- Раздел III «Правительство» – роли и задачи Правительства Франции. Раздел IV «Парламент» – о парламенте. Раздел V «Об отношениях между Правительством и Парламентом».
- 41. Политические партии и партийная система франции
- 42. Система государственных органов франции, избирательное право и избирательная система
- 43. Административно-территориальное деление и местное самоуправление во франции
- 44. Конституция и конституционное развитие фрг
- 45. Конституционные права и свободы германии
- 46. Политические партии германии
- 47. Законодательная, исполнительная и судебная власть в германии
- 48. Германский федерализм, местное самоуправление и управление
- 4 Модели организации местного самоуправления и управления в общинах:
- 49. Конституция италии
- 50. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина италии
- 51. Конституционные основы общественного строя и политической системы италии
- 52. Государственные органы италии
- 53. Политико-территориальное устройство италии
- 54. Конституция японии
- Глава I «Император» включает статьи о роли и значении императора как «символа государства и единства народа».
- 56. Партийная система японии
- 57. Система государственных органов японии
- 58. Административно-территориальное деление, местное самоуправление в японии
- 59. Конституция испании
- 60. Основные права и обязанности граждан испании
- 61. Высшие органы государственной власти и управления испании
- 62. Региональная автономия испании
- 63. Конституция кнр
- 64. Политические партии, общественные («народные») организации кнр
- 65. Основы конституционного статуса граждан кнр
- 66. Система высших органов государственной власти и управления
- 67. Административно-территориальное устройство и национальная
- 68. Конституция индии
- 69. Правовой статус гражданина индии
- 70. Политические партии индии
- 71. Государственные органы федерации, основы избирательного права индии
- 72. Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в индии
- 73. Общие положения конституций стран снг
- 74. Система государственных органов стран снг
- 75. Особенности латино-американских конституций
- 76. Партийные системы стран латинской америки
- 77. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской америки
- 78. Местное самоуправление латинской америки
- 79. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- 80. Формы правления в арабских странах. Монархия
- 81. Республиканская форма правления арабских стран
- 82. Конституционное право израиля
- 83. Конституция египта
- 84. Основы правового статуса личности египта
- 85. Законодательная, исполнительная и судебная власть египта
- 86. Местное самоуправление и управление в египте
- 87. Конституция бразилии
- 88. Основы правового статуса личности в бразилии
- 89. Законодательная, исполнительная, судебная власть в бразилии
- 90. Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление