79. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
Конституционный процесс в арабских странах обладает рядом особенностей:
1) довольно широкое распространение в арабских странах получил конституционный референдум. Его проведение не зависит от того, есть ли в стране парламент. В ряде стран конституционный референдум сочетался с необходимостью одобрения проекта конституции парламентом (АНДР 1963 г., АРЕ 1971 г. и т. д.);
2) отражением полуколониальной зависимости ряда стран явился факт принятия в них конституций еще в период между двумя мировыми войнами (Конституция Египта 1923 г., Ирака 1924 г., Ливана 1926 г., Трансиордании 1928 г., Сирии 1930 г., Кувейта 1939 г.). При этом в период господства европейских колонизаторов конституции составлялись лишь по западноевропейским образцам (Конституция Египта, например, была составлена по образцу Бельгийской Конституции 1831 г., Конституция Ливана копировала Конституцию Франции 1875 г., Иракская Конституция синтезировала положения ряда европейских конституций и т. д.). Эти конституции отражали известный компромисс между национально-освободительным движением в этих странах и конституционными принципами капиталистических государств;
3) в большинстве арабских стран конституционное развитие начинается только после Второй мировой войны с закрепления в первых конституциях, принятых в 1950-1970-х гг., факта достижения политической независимости (Алжир, Тунис, Марокко, НДРЙ, Ливия и др.). А в феодально-абсолютистских монархиях первые конституции были приняты всего несколько лет назад (в Саудовской Аравии в 1992 г., в Омане в 1996 г.);
4) спецификой арабского региона является распространение чрезвычайного порядка отмены конституции, когда она утрачивает силу в результате государственного переворота.
Результатом быстро меняющейся политической ситуации в арабских странах является наличие временных конституций, действие которых предполагается в рамках относительно короткого переходного периода;
5) вследствие политической нестабильности в отдельных странах действие конституций приостанавливается на довольно длительное время. Это означает фактически бесконституционное правление, имевшее место, в частности, в Алжире в 1965–1976 гг., в Марокко в 1965–1970 гг., на Бахрейне в 1975 г. и т. д.;
6) при рассмотрении внешних факторов конституционного развития арабских стран необходимо учитывать и то влияние, которое оказывают конституции отдельных стран региона на конституционное законодательство других стран. Так, ряд важных положений Временной конституции ОАР 1964 г. и Конституции АРЕ 1971 г. был воспринят Конституциями Сирии (1973 г.) и Судана (1973 г.). Влияние Конституции Кувейта 1962 г. испытали Конституция Бахрейна 1973 г., исправленный временный Основной закон Катара 1972 г. и др.
Прежде всего следует отметить, что большую роль в политической жизни и государственно-правовом развитии арабских стран до настоящего времени играют традиции, образующие мощный фонд социально-исторического, политического, культурного и прежде всего религиозного наследия.
- 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
- 2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- 3. Понятие и сущность конституции, виды конституции
- 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
- 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
- 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
- 8. Понятие гражданства
- 9. Форма правления в зарубежных странах
- 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- 11. Государственный режим
- 12. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- 13. Классификация политических партий
- 14. Правовой статус и порядок деятельности партий
- 15. Понятие и сущность избирательного права, принципы
- 16. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования
- 17. Референдум
- 18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
- 19. Понятие парламента и его структура
- 20. Компетенция парламента
- 21. Правовое положение члена парламента
- 22. Порядок работы парламента, законодательный процесс
- 23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- 24. Полномочия правительства в зарубежных странах
- 25. Общая характеристика, основные принципы и системы местного самоуправления
- 26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления
- 27. Конституционные основы судебной организации, принципы правосудия
- 28. Конституционный статус судей
- 29. Конституция сша
- 30. Избирательная система в сша
- 31. Конгресс, президентская власть, судебная власть в сша
- 32. Государственное устройство сша
- 33. Местное самоуправление в сша
- 34. Общая характеристика конституции великобритании
- 35. Конституционно-правовое положение личности в великобритании
- 36. Политические партии и партийная система великобритании
- 37. Система государственных органов великобритании
- 38. Политико-территориальное устройство великобритании
- 39. Конституция и конституционное развитие французской республики
- Раздел III «Правительство» – роли и задачи Правительства Франции. Раздел IV «Парламент» – о парламенте. Раздел V «Об отношениях между Правительством и Парламентом».
- 41. Политические партии и партийная система франции
- 42. Система государственных органов франции, избирательное право и избирательная система
- 43. Административно-территориальное деление и местное самоуправление во франции
- 44. Конституция и конституционное развитие фрг
- 45. Конституционные права и свободы германии
- 46. Политические партии германии
- 47. Законодательная, исполнительная и судебная власть в германии
- 48. Германский федерализм, местное самоуправление и управление
- 4 Модели организации местного самоуправления и управления в общинах:
- 49. Конституция италии
- 50. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина италии
- 51. Конституционные основы общественного строя и политической системы италии
- 52. Государственные органы италии
- 53. Политико-территориальное устройство италии
- 54. Конституция японии
- Глава I «Император» включает статьи о роли и значении императора как «символа государства и единства народа».
- 56. Партийная система японии
- 57. Система государственных органов японии
- 58. Административно-территориальное деление, местное самоуправление в японии
- 59. Конституция испании
- 60. Основные права и обязанности граждан испании
- 61. Высшие органы государственной власти и управления испании
- 62. Региональная автономия испании
- 63. Конституция кнр
- 64. Политические партии, общественные («народные») организации кнр
- 65. Основы конституционного статуса граждан кнр
- 66. Система высших органов государственной власти и управления
- 67. Административно-территориальное устройство и национальная
- 68. Конституция индии
- 69. Правовой статус гражданина индии
- 70. Политические партии индии
- 71. Государственные органы федерации, основы избирательного права индии
- 72. Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в индии
- 73. Общие положения конституций стран снг
- 74. Система государственных органов стран снг
- 75. Особенности латино-американских конституций
- 76. Партийные системы стран латинской америки
- 77. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления латинской америки
- 78. Местное самоуправление латинской америки
- 79. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- 80. Формы правления в арабских странах. Монархия
- 81. Республиканская форма правления арабских стран
- 82. Конституционное право израиля
- 83. Конституция египта
- 84. Основы правового статуса личности египта
- 85. Законодательная, исполнительная и судебная власть египта
- 86. Местное самоуправление и управление в египте
- 87. Конституция бразилии
- 88. Основы правового статуса личности в бразилии
- 89. Законодательная, исполнительная, судебная власть в бразилии
- 90. Бразильский федерализм. Местное самоуправление и управление