2.1.Понятие общественного порядка и безопасности.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов России. При осуществлении этой охранительной функции государством в условиях формирования в России гражданского общества необходимо создать благоприятные условия для реализации личностью своих прав, свобод и законных интересов. На межгосударственном уровне создана достаточно прочная международно-правовая база, позволяющая компетентным органам государства осуществлять борьбу с правонарушениями и преступлениями, посягающими на общественный порядок и безопасность.
Законом РФ «О милиции» охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности определяются как одна из основных задач органов внутренних дел (ст. 2), требующая от сотрудников высокого профессионализма, умений и навыков ориентироваться в экстремальной обстановке, принимать правильные решения.
По Закону РФ «Об организации Федеральной службы безопасности в РФ» от 22 февраля 1995 г. органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности России и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства (ст. 1). Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью (ст. 8).
Законом РФ №1 45-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» от 14 августа 1995 г. определены задачи оперативно-розыскной деятельности:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от наказания, а также без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности России.
Законом РФ «О внутренних войсках МВД РФ» от 24 декабря 1992 г. регламентируется правовой статус, структура соответствующих структур в системе МВД России, позволяющие внутренним войскам выполнять возложенные на них задачи, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.
Таким образом, условием существования формирующегося в России гражданского общества является обеспечение безопасности граждан, государства и общества в целом.
Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Защищенность, таким образом, суть общественной безопасности.
Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. к основным объектам безопасности отнесены:
личность - ее права и свободы;
общество - его материальные и духовные ценности;
государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1).
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, которое в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России и за ее пределами.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
законность;
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению правопорядка;
интеграция с межгосударственными системами безопасности.
Безопасность в ее современном состоянии может быть разделена на три вида: техническая безопасность, экологическая безопасность и социальная безопасность.
Надо сказать, что к такому понятию как социальная безопасность путь был долгий. В условиях СССР официально признавался лишь один вид социальной безопасности - государственная безопасность, охрану которого осуществляло мощное ведомство - Комитет государственной безопасности. О безопасности личности и общества в законодательстве речи не было. Иногда применялся термин «общественная безопасность» как часть общественного порядка. Действующее законодательство впервые определяет само понятие социальная безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Только в новом КоАП РФ законодатель, наряду с термином «общественный порядок» закрепил термин «общественная безопасность».
Ранее глава 13 КоАП РСФСР имела название «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок», теперь формулировка главы 20 нового КоАП РФ звучит так: «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».
В условиях происходящих в стране социально-экономических перемен, сопровождающихся расширением демократии и гласности, необходимостью укрепления законности, особую актуальность приобретает обеспечение правопорядка на улицах и в других общественных местах городов, поселков и других населенных пунктов.
В целях обеспечения охраны общественного порядка при производственных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, при групповых антиобщественных проявлениях, массовых беспорядках, проведении мероприятий по розыску и задержанию вооруженных преступников в столицах республик, входящих в Российскую Федерацию, краевых и областных центрах в составе полков, отдельных батальонов и рот патрульно-постовой службы созданы специальные подразделения милиции. В обычных условиях эти подразделения привлекаются в районах со сложной оперативной обстановкой.
Под общественным порядком в отечественной юридической литературе понимается определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных отношений, которое ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их интересов, общественному и личному спокойствию.
А.П. Коренев интерпретирует общественный порядок как систему общественных отношений, закрепленную нормами права, морали и правилами общежития, определяющую права и обязанности участников этих отношений, призванную обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц.
Большой вклад в отечественную юридическую науку внес Ф.Е. Колонтаевский, исследовавший проблемы деятельности милиции при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности.
По мнению М.И. Ерошкина и ряда других ученых-юристов, под охраной общественного порядка следует понимать проведение государственными органами в тесной связи с общественностью разнообразных мер по обеспечению неприкосновенности граждан, защите их прав и законных интересов, народного достояния, по созданию обстановки спокойствия, нормальных условий для работы государственных, общественных предприятий, организаций и учреждений.
По моему мнению, под охраной общественного порядка следует понимать общественно-политическую и правовую категорию, выраженную в виде совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью сохранения порядка, общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов их дестабилизирующих.
Сохранить стабильность в обществе, обеспечить надлежащий порядок и общественную безопасность призваны, в первую очередь, правоохранительные органы и Вооруженные Силы России, находящие поддержку, одобрение и помощь граждан и общества в целом, а также различные негосударственные общественные объединения и органы местного самоуправления, которые должны быть в этом заинтересованы.
Основными причинами, связанными с нарушениями общественного порядка в российском обществе, являются: социально-экономические (низкий уровень жизни, проблемы межнациональных отношений, деление общества на очень богатых и очень бедных), политическая нестабильность в обществе, нигилизм по отношению к государству и праву, ограниченная правовая культура населения страны, несовершенство законодательства, издержки деятельности правоохранительных органов, отсутствие действенного механизма реализации конституционной ответственности государства перед личностью и обществом. Все эти причины в той или иной мере влияют на эффективность не только охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории России, но и на процесс формирования гражданского общества.
Рассмотрим далее отдельные виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, безопасность и общественную нравственность.
- С о д е р ж а н и е:
- Глава 1. Основания административной ответственности 6
- Глава 2. Квалификация правонарушений, посягающих на 34
- Введение
- Глава 1. Основания административной ответственности.
- 1.1.Нормативное основание административной ответственности.
- 1.2. Фактическое основание административных отношений.
- 1.2.1. Объекты и объективная сторона административных правонарушений.
- 1.2.2. Субъект и субъективная сторона административных правонарушений.
- 1.3.Процессуальные основания административной ответственности.
- 1.3.1.Принятие дела и подготовка его к рассмотрению.
- 1.3.2.Доказательства вины.
- 1.3.3.Порядок рассмотрения дела.
- 1.3.4.Вступление постановления в законную силу.
- Глава 2. Квалификация правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
- 2.1.Понятие общественного порядка и безопасности.
- 2.2.Характеристика наиболее распространенных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
- 2.2.1. Административные проступки в сфере общественного порядка. Мелкое хулиганство.
- 2.2.2.Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
- 2.2.3.Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.
- 2.2.4.Появление в общественных местах в состоянии опьянения.
- 2.2.5.Нарушение требований пожарной безопасности.
- 2.2.6.Нарушение требований режима чрезвычайного положении.
- Заключение
- Список Использованной литературы.