15. Система государственных органов власти в великобритании
Глава государства – монарх. Формально королеве принадлежат обширные полномочия: назначение Премьер-министра и членов Правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск Парламента и др. Но на деле практически все принадлежащие ей полномочия осуществляются членами Правительства – они подписывают акты, издаваемые королевой, и несут за них ответственность.
Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Он состоит из монарха, Палаты лордов и Палаты общин. Срок полномочий Парламента не может превышать 5 лет Палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Спикер – председатель палаты избирается Палатой общин в начале новой сессии, следит за соблюдением правил парламентской процедуры и порядком проведения дискуссий, решает, является ли законопроект финансовым биллем или нет, через спикера поддерживается связь с монархом. В палатах создаются комитеты, которые занимаются разными вопросами. Комитет всей палаты (вся палата, преобразованная в комитет) занимается вопросами, связанными с финансами или постатейного обсуждения определенного закона. Специальные комитеты образуются самой палатой. 15 человек, кворум 5 (иногда 3). Парламент на очередную сессию созывается и распускается монархом путем создания королевской прокламации.
Законодательный процесс – главная область деятельности британского Парламента. Права каждой палаты регулируются Законами «О Парламенте» 1911 г. и 1949 г. По сложившемуся обычаю, в Палату лордов вносится большинство биллей, сводящих воедино многочисленные судебные решения, постановления, приказы, относящиеся к определенной области законодательства. Наиболее важные билли исходят от Палаты общин (около 2/3 публичных и половина частных). Процедура принятия публичных биллей включает шесть стадий и три чтения законодательного процесса. Особое место в деятельности занимает парламентский контроль. На заседаниях палат рассматриваются вопросы депутатов министрам, их предложения, поправки к тронной речи; для особо важных вопросов, требующих тщательного рассмотрения, создаются следственные комитеты.
Правительство имеет очень широкий состав (до 95 человек). Обычно это 75–80 министров, государственных министров, министров без портфелей, носителей традиционных должностей (лорд – хранитель печати и др.), младших министров, секретарей. Правительство никогда не собирается на заседания, никогда не принимает решения. Из его состава выделяется узкий кабинет (18–23 человека), в том числе государственные секретари внутренних дел и обороны, лорда-канцлера и др., который созывается на заседания и принимает решения. Раз в неделю собирается «внутренний кабинет», который принимает решения от имени кабинета. Деятельность кабинета закрыта – закон запрещает знакомиться с протоколами в течение 30 лет.
- Конституционное право зарубежных стран: Шпаргалка
- 1. Форма государства: формы правления и государственного устройства
- 2. Предмет, метод, источники кпзс
- 3. Наука и учебная дисциплина кпзс
- 4. Конституция в зарубежных странах и порядок ее принятия
- 5. Конституционные принципы правового регулирования экономики
- 6. Конституционные принципы политической системы
- 7. Правовое положение личности. Гражданство
- 8. Гарантии и способы защиты прав и свобод
- 9. Институт прав и свобод граждан: историческое развитие становления
- 10. Личные права и свободы
- 11. Политические права, свободы и обязанности
- 12. Система органов государственной власти сша
- 13. Форма государственного устройства сша
- 14. Местное самоуправление во франции
- 15. Система государственных органов власти в великобритании
- 16. Судебная власть и местное самоуправление в великобритании
- 17. Система органов государственной власти германии
- 18. Судебная система в германии
- 19. Германский федерализм и местное самоуправление в германии
- 20. Судебная система италии
- 21. Конституция франции, президент и парламент
- 22. Правительство и система судебной власти во франции
- 23. Конституция италии и парламент
- 24. Законодательный процесс и парламентский контроль в италии
- 25. Полномочия президента и правительства италии
- 26. Конституция испании
- 27. Король в системе органов государственной власти испании
- 28. Законодательная и исполнительная власть в испании
- 29. Государственный совет в системе исполнительных органов испании
- 30. Территориальная организация испании. Региональная автономия
- 31. Конституция японии и ее особенности. Парламент
- 32. Правительство и судебная система в японии
- 33. Исполнительная и судебная власть в индии
- 34. Индийский федерализм и местное самоуправление
- 35. Конституция индии и устройство парламента
- 36. Конституция бразилии и ее особенности
- 37. Парламент бразилии
- 38. Исполнительная власть бразилии
- 39. Судебная власть в бразилии
- 40. Особенности бразильского федерализма
- 41. Местное самоуправление в бразилии