Государственный строй Московской Руси
Русское централизованное государство представляло собой феодальную монархию. Во главе государства стоял Великий князь. Его власть определялась заключенными с вассалами договорами, ограничивалась широкими иммунитетными правами не только князей, но и бояр, и монастырей. По мере ликвидации политической самостоятельности отдельных княжеств и подчинения их московскому великому князю его власть значительно усиливалась. Удельные князья и бояре постепенно превращались в подданных великого князя, сначала ограничившего, а затем полностью отменившего их иммунитет. Привилегии феодальной знати изымались из ее юрисдикции и переходили полностью к государственным органам. Великий князь превратился в единодержавного монарха крупнейшего государства того времени. В механизме Русского государства XV-XVI вв. великий князь был главой государства, в его руках сосредотачивалась гражданская, военная и судебная власть и управление.
Со временем московские князья не ограничиваются титулом великих князей, уже Иван Калита именует себя «великим князем всея Руси», а Иван III стал называть себя «государем всея Руси». Официально титул «царь» утвердился в правление Ивана Грозного. С XIV в. родовое старшинство заменяется старшинством семейным, окончательно это произошло в результате «феодальной войны середины XV в. Власть переходит от отца к старшему сыну. Утверждается принцип первородства и единонаследия. Земля не делится на уделы между семи сыновьями.
При Иване III происходит становление важнейшего государственного института России – Боярской думы. В середине XV сложилась традиция, определявшая процедуру работы этого института. Возникло и укрепилось узкое значение самого термина «боярин», т.е. официального с момента получения пожизненного статусного ранга члена совета при великом князе.
Дума была постоянным органом, заседала регулярно, хотя регламента работы не имела. В особо важных случаях в ее заседаниях принимали участие митрополиты и другие иерархи церкви. В Боярской думе, как и во всей государственной службе, действовала система местничества. Первый разряд составляли бывшие великие князья, второй – потомки крупных удельных князей и первостепенные московские бояре, третий – бывшие мелкие удельные князья.
Решение думой вопросов в отсутствие князя должно было так или иначе предполагать его согласие. Принятое решение записывалось и скреплялось подписью дьяка. Боярская дума обсуждала, как правило, наиболее важные для государства вопросы внутренней и внешней политики, была одновременно и законодательным органом, и органом управления и судебным органом. Никакого разграничения компетенции Боярской думы и великого князя (царя) не существовало ни юридически, не фактически. Высшую власть они осуществляли совместно.
На первом этапе создания централизованного государства продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор во главе с дворецким и дворцовыми ведомствами – «путями». Слово «путь» означало выгоду, доход, имущество. Существовали конюший, стольничий, сокольничий и прочие «пути» под началом «путных бояр». В их ведении находилось не только дворцовое управление, но и земли, угодья, деревни, приписанные к определенной отрасли. Население этих земель подчинялось «путным боярам» и в финансово-административном, и в судебном отношениях.
Для управления вновь присоединенными землями стали создаваться «областные дворцы» – Тверской, Новгородский, Рязанский и др. Они ведали разными делами: сбором податей, местной администрацией, рассмотрением земельных споров, формированием феодального ополчения и т.д. Проведенная реорганизация дворцовой системы не могла решить задачи управления централизованным государством: и дворец, и дворцовые ведомства продолжали ведать, прежде всего, хозяйством князя, дворцовыми землями и крестьянами, принадлежавшими великому князю и его семье.
В XV в. появляются такие ведомства как приказы, именуемые в первой половине XVI в. третями, а во второй половине того же века четвертями. Трети являлись следствием деления доходов с Москвы и черных московских волостей на удела между сыновьями Ивана Калиты. Эти уделы состояли в ведомстве трех московских наместников, из которых великокняжеский именовался большим.
По мере присоединения удельных княжеств к Московскому в Москве были образованы центральные судные приказы для приема, разбора и решения дел лиц, искавших судебной защиты у московского государя. Появился целый ряд дел и даже отраслей управления, которые не в силах были решить органы дворцово-вотчинного управления. Государь приказывал какому-либо боярину заниматься этим делом или отраслью самостоятельно. При нем создавалась канцелярия, и велось письменное делопроизводство.
В XV в. общероссийскими ведомствами становятся великокняжеские приказы Казенный и Дворцовый. В деятельности этих учреждений отчетливо проявились общегосударственные функции, связанные с взиманием и контролем над поступлением денежных и натуральных налогов и оброков, с контролем над оборотом земель, прежде всего, конфискованных и переходивших в фонд великокняжеских владений, с контролем над функционированием системы кормлений, с контролем над несением военной службы основной массой уездного дворянства. В этих учреждениях зародились великокняжеские канцелярии. В них формировались кадры управленческого аппарата – дьяков и подьячих.
В административном плане Московское великое княжество делилось на уезды – города с принадлежащими им землями. Уезды делились на станы, станы на волости. Наряду с уездами существовало деление на земли. В уезд назначались наместники, а в волости – волостели. И те и другие назначались князьями на три года. Наместник набирал себе помощников – тиунов, доводчиков и приветчиков. Наместники обладали финансовыми и судебными правами, кроме того, им принадлежали полицейские и рекрутские функции. Наместничество приносило доход – «корм» – поэтому вся система управления носит название системы «кормления».
Системой кормления было недовольно поместное дворянство. Посылаемые на короткий срок кормленщики заинтересованы в решении проблем местных регионов.
Рядом с наместниками действовали губные учреждения, которые ограничивались преследованием разбойников. Губные власти избирались на неопределенный срок, имели полицейские и судебные полномочия, в их ведении находились и тюрьмы.
В каждой волости было свое земское управление, в состав которого входили: излюбленный голова, земский дьяк, лучшие люди (целовальники или земские судьи). Земские власти избирались тягловым населением и духовенством на неопределенный срок и могли быть в любое время переизбраны. Власть земских учреждений, в отличие от губных, простиралась на эти категории населения. К компетенции земских учреждений относились финансовые дела: сбор налогов и контроль за правильным использованием натуральных повинностей.
Со второй половины XV в. выборные земские власти становятся все более деятельными участниками местного управления и суда. Общие земские власти или специально выбранные местными обществами «лучшие люди» привлекаются в суд наместников и волостелей как знатоки местных обычаев и как защитники интересов местных обществ, они должны были наблюдать за правильностью судопроизводства.
При Иване IV проводится решительная реформа местного самоуправления и суда. В ряде областей упраздняются кормления, происходит замена наместников и волостелей выборными земскими властями, «излюбленными» старостами и земскими судьями, которым поручался суд по всем делам (гражданским и уголовным) и все местное управление вообще.
Таким образом, в период со второй половины XV в. начинается расцвет земского самоуправления, когда большое внимание уделяется мнению населения, а все значимые для государства вопросы решаются при участии народных представителей посредством земских соборов.
- Ответы на экзамен по иогп
- Вопрос 1.Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права в России
- Вопрос 2. Государственный строй Киевской Руси.
- Вопрос 3. Категория населения в Киевской Руси, их правовое положение.
- Вопрос 4. Правовая система Древнерусского государства. Источник права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.
- Вопрос 5. Форма собственности, обязательства, права наследования в Древнерусском государстве.
- Вопрос 6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древнерусском государстве.
- Вопрос 7. Характеристика судебного процесса и система судебных органов в Древнерусском государстве.
- Вопрос 8. Государственно-политическая структура Руси в период феодальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
- Вопрос 9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
- Вопрос 10. Понятие преступления и система наказания, суд и процесс по Псковкой судной грамоте.
- Вопрос 11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
- Общественный строй Московского государства
- Государственный строй Московской Руси
- Вопрос 12. Форма собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства ( по Судебнику 1497 г.)
- Вопрос 13. Уголовное право, суд и процесс по Судебнику 1497 и 1550 гг.
- Вопрос 14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
- Вопрос 15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
- Общественный строй Московского государства
- Вопрос 16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
- Вопрос 17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
- 1. Физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления),
- Вопрос 18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
- Вопрос 19. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
- Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1.
- 3. Реформы местного и городского управления
- Вопрос 21. Сословные реформы Петра 1 (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
- Вопрос 22. Судебные и прокурорские органы России в 18 веке. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.)
- Вопрос 23. Право собственности, обязательства, право наследования в 18 веке.
- Вопрос 24. Изменения в общественном строе России во второй половине 18 веке. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
- Вопрос 25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
- Вопрос 26. Государственный строй России в первой половине 19 веке. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
- Вопрос 27. Изменения в правовом положении населения России в первой полови 19 века. Законы о состояниях.
- Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
- Вопрос 29. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
- Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г
- Проведение реформы.
- Вопрос 31. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г . Их роль в становлении местного самоуправления.
- Вопрос 32. Военная реформа 1864-1874 г.
- Вопрос 33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по судебной реформе 1864 г.)
- Вопрос 34. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.)
- Вопрос 35. Контрреформы 1880-1890 г.
- 1. Чрезвычайные меры правительства.
- Вопрос 36. Социальные изменения в начале 20 века. Аграрная реформа п.А. Столыпина.
- Вопрос 37. Государственная Дума и Государственный совет в начале 20 века. (порядок выборов, структура, функции).
- Вопрос 38. Изменения в государственном строе России в 1905-1907 г. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
- Вопрос 39. Третьеиньский государственный переворот: суть и значения.
- Вопрос 40. Милитаризация государственного аппарата в годы первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
- Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
- Вопрос 42. Высшие органы власти и управления в октябре 1917-1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
- Вопрос 43. Перестройка государственного аппарата в годы гражданкой войны.
- Вопрос 44. Конституция рсфср 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности).
- Вопрос 45. Создание основ гражданского права в 1917-1920 гг.
- Вопрос 46. Создание основ семейного права в 1917-1918гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
- Вопрос 47. Развитие трудового права в 1917-1920 г.
- Вопрос 48. Создание основ земельного права в 1917-1918 гг.
- Вопрос 49. Развитие уголовного права в 1917-1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
- Вопрос 50. Создание судебных органов в1917-1920 гг. Декреты о суде.
- Вопрос 51. Перестройка государственного аппарата в 1921-1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
- Вопрос 52. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
- Вопрос 53. Военная реформа 1924- 1925 гг.
- 1.Улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава,
- 2.Создание новой системы комплектования Вооруженных Сил,
- 3.Организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.
- Вопрос 54. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г. Её основные положения и структурные особенности.
- Вопрос 55. Развитие гражданского права в 1921-1929 гг. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
- Вопрос 56. Развитие трудового права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о труде рсфср 1922 г.
- Вопрос 57. Развитие уголовного права в 1921-1921 гг. Уголовные кодексы рсфср 1922 г и 1926 г.
- Вопрос 58. Развитие семейного права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.
- Вопрос 59. Развитие земельного права в 1921-1929 гг. Земельный кодекс рсфср 1922 гг.
- Вопрос 60. Гражданский процессуальный и Уголовно- процессуальный кодексы рсфср 1923 гг.
- Вопрос 61. Конституция ссср 1936 г: структура и особенности.
- Вопрос 62. Уголовное право и процесс в 1930-1940 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
- Вопрос 63. Развитие трудового права в 1930 -1941 гг.
- Вопрос 64. Развитие гражданского права в 1930-1941 гг.
- §6. Право
- Вопрос 65. Развитие земельного и колхозного права в 1930-1941 гг.
- Вопрос 66. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период вов.
- Вопрос 67. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945-1953 гг.
- Вопрос 68. Развитие права 1953-начала 60-х гг.
- Вопрос 69. Конституция ссср 1977 г.
- Вопрос 70. Общесоюзное и российское право в 70-80-е гг. 20 века.
- Вопрос 71. Развал ссср и образование снг в 1990-1991 гг.