Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г
Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года.
В первой половине XIX в. сформировались социально политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.
Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической системы России.
За период с 1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет.
Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859— 861 гг.
В феврале 1855 г. на престол вступает Александр II. В манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: "Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу".
Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.
Реформа Киселёва.
Первым результатом работы таких комитетов стала реформа управления государственными крестьянами. Она должна была послужить образцом для будущего устройства крепостных крестьян.
Всю массу казенных крестьян выводили из непосредственного подчинения Министерству финансов. Проводить реформу было поручено министру П.Д. Киселеву, стоявшему во главе Министерства государственных имуществ (образованного по его плану в 1833 г.). Киселев продолжил дело, заложенное в 1803 г. Законом ≪О вольных хлебопашцах≫, полагая при этом, что освобождение крестьян может лучше всего осуществить частная инициатива.
В разработанном проекте предполагалось, что помещики на добровольных соглашениях с крестьянами уступят им часть своих земель в постоянное и наследственное пользование. Условия, на которых будет произведена эта сделка, должны быть установлены правительством и оставаться без изменений.
Тем самым крестьяне будут прикреплены к земле, но станут свободными. Помещики сохранят за собой право собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но терял власть над их трудом и имуществом. Отработки и платежи крестьян в пользу помещика должны были нормироваться в первоначальных условиях сделки. Помещик освобождался от ответственности за своих крестьян.
Последовавшие за ≪Киселевской реформой≫ акты лишь частично затронули проблему. Не были определены ни размеры обязательного крестьянского надела, ни объемы обязательных отработок крестьян в пользу помещика (положения Закона 1797 г. о трехдневной барщине не действовали).
Обсуждение проектов реформы.
В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов А.Орлов). Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ. В 1858—1859 гг. образовалось около пятидесяти губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали назначаемые правительством члены (по два в каждом комитете). В состав комитетов вошли представители различных политических убеждений, стали образовываться фракции.
Позиция правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами. Весной 1858 г. Главный комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян и введению военного управления в форме генерал-губернаторств. Но крестьянские волнения 1858 г. в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Начинает укрепляться мнение, что конечной целью реформы должно стать превращение крестьян в собственников своих наделов, в уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьян к гражданской жизни и правам. В конце 1858 г. эта точка зрения становится превалирующей.
В заседаниях Главного комитета определились две позиции: одна предполагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского.
Правительственная программа.
Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 г. — выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников. Либеральное направление в реформе победило (позиции Н.А. Милютина было отдано предпочтение перед позицией Я.И. Ростовцева).
В Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов, для обобщения и редактирования которых в начале 1859 г. были созданы Редакционные комиссии, работавшие независимо от Главного комитета и Государственного совета. В них вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. После смерти Я.И. Ростовцева руководителем комиссии стал Н.А. Милютин, непосредственно подчинявшийся императору. Комиссии рассматривались как представительные органы. Эти своеобразные учреждения были закрыты сразу же после составления и кодификации ими проектов крестьянской реформы в конце I860 г.
В проекте комиссий крестьянская реформа делилась на две главных стадии:
1) освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости;
2) .превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения.
При этом предполагалось избежать последствий "прусского варианта" — сосредоточения земельной собственности в узком кругу владельцев и развития батрачества. Предпочтительным казался "французский вариант" — создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев. Стремились избежать революционных преобразований, а реформу провести в русле законных мер (по образцу Пруссии): выкуп крестьянами земли в собственность и сохранение помещичьего землевладения.
Проведение реформы не должно было разрушать существующий порядок: сохранение в собственности дворян их запашки; сохранение за крестьянами сначала в пользовании (за повинности), а потом в собственности (за выкуп) их дореформенных наделов; исчисление повинностей от их дореформенных размеров (несколько сниженных), исчисление величины выкупа от установленных повинностей; участие государства в выкупной операции в роли кредитора.
Чтобы предотвратить пролетаризацию крестьян проект предполагал два условия:
1) крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение девяти лет;
2) в роли землепользователя выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом.
Крестьяне должны были возвратить полученную от государства ссуду в течение сорока шести лет.
Правовое положение крестьян должно было решительно измениться: уничтожались их личная зависимость и вотчинная власть помещиков. Вводилось крестьянское самоуправление: волостное общество, сельское общество, сходы, сельские должностные лица.
Эти органы стали основой для участия крестьян в земских и судебных учреждениях, порожденных реформами. Они контролировались местной администрацией. В будущем предполагалось ослабить власть общины над крестьянином, отменить круговую поруку, ликвидировать сословность крестьянства, увеличить наделы за счет государственных земель.
После закрытия Редакционных комиссий их проекты были переданы сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем и Государственный совет (конец 1860 — начало 1861 гг.). Давление оппонентов и "слева" и "справа" не изменило существа проектов, хотя и повлияло на детали: были уменьшены размеры наделов и повышены крестьянские повинности и выкупные платежи.
- Ответы на экзамен по иогп
- Вопрос 1.Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права в России
- Вопрос 2. Государственный строй Киевской Руси.
- Вопрос 3. Категория населения в Киевской Руси, их правовое положение.
- Вопрос 4. Правовая система Древнерусского государства. Источник права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.
- Вопрос 5. Форма собственности, обязательства, права наследования в Древнерусском государстве.
- Вопрос 6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древнерусском государстве.
- Вопрос 7. Характеристика судебного процесса и система судебных органов в Древнерусском государстве.
- Вопрос 8. Государственно-политическая структура Руси в период феодальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
- Вопрос 9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
- Вопрос 10. Понятие преступления и система наказания, суд и процесс по Псковкой судной грамоте.
- Вопрос 11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
- Общественный строй Московского государства
- Государственный строй Московской Руси
- Вопрос 12. Форма собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства ( по Судебнику 1497 г.)
- Вопрос 13. Уголовное право, суд и процесс по Судебнику 1497 и 1550 гг.
- Вопрос 14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
- Вопрос 15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
- Общественный строй Московского государства
- Вопрос 16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
- Вопрос 17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
- 1. Физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления),
- Вопрос 18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
- Вопрос 19. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
- Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1.
- 3. Реформы местного и городского управления
- Вопрос 21. Сословные реформы Петра 1 (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
- Вопрос 22. Судебные и прокурорские органы России в 18 веке. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.)
- Вопрос 23. Право собственности, обязательства, право наследования в 18 веке.
- Вопрос 24. Изменения в общественном строе России во второй половине 18 веке. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
- Вопрос 25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
- Вопрос 26. Государственный строй России в первой половине 19 веке. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
- Вопрос 27. Изменения в правовом положении населения России в первой полови 19 века. Законы о состояниях.
- Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
- Вопрос 29. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
- Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г
- Проведение реформы.
- Вопрос 31. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г . Их роль в становлении местного самоуправления.
- Вопрос 32. Военная реформа 1864-1874 г.
- Вопрос 33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по судебной реформе 1864 г.)
- Вопрос 34. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.)
- Вопрос 35. Контрреформы 1880-1890 г.
- 1. Чрезвычайные меры правительства.
- Вопрос 36. Социальные изменения в начале 20 века. Аграрная реформа п.А. Столыпина.
- Вопрос 37. Государственная Дума и Государственный совет в начале 20 века. (порядок выборов, структура, функции).
- Вопрос 38. Изменения в государственном строе России в 1905-1907 г. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
- Вопрос 39. Третьеиньский государственный переворот: суть и значения.
- Вопрос 40. Милитаризация государственного аппарата в годы первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
- Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
- Вопрос 42. Высшие органы власти и управления в октябре 1917-1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
- Вопрос 43. Перестройка государственного аппарата в годы гражданкой войны.
- Вопрос 44. Конституция рсфср 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности).
- Вопрос 45. Создание основ гражданского права в 1917-1920 гг.
- Вопрос 46. Создание основ семейного права в 1917-1918гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
- Вопрос 47. Развитие трудового права в 1917-1920 г.
- Вопрос 48. Создание основ земельного права в 1917-1918 гг.
- Вопрос 49. Развитие уголовного права в 1917-1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
- Вопрос 50. Создание судебных органов в1917-1920 гг. Декреты о суде.
- Вопрос 51. Перестройка государственного аппарата в 1921-1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
- Вопрос 52. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
- Вопрос 53. Военная реформа 1924- 1925 гг.
- 1.Улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава,
- 2.Создание новой системы комплектования Вооруженных Сил,
- 3.Организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.
- Вопрос 54. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г. Её основные положения и структурные особенности.
- Вопрос 55. Развитие гражданского права в 1921-1929 гг. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
- Вопрос 56. Развитие трудового права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о труде рсфср 1922 г.
- Вопрос 57. Развитие уголовного права в 1921-1921 гг. Уголовные кодексы рсфср 1922 г и 1926 г.
- Вопрос 58. Развитие семейного права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.
- Вопрос 59. Развитие земельного права в 1921-1929 гг. Земельный кодекс рсфср 1922 гг.
- Вопрос 60. Гражданский процессуальный и Уголовно- процессуальный кодексы рсфср 1923 гг.
- Вопрос 61. Конституция ссср 1936 г: структура и особенности.
- Вопрос 62. Уголовное право и процесс в 1930-1940 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
- Вопрос 63. Развитие трудового права в 1930 -1941 гг.
- Вопрос 64. Развитие гражданского права в 1930-1941 гг.
- §6. Право
- Вопрос 65. Развитие земельного и колхозного права в 1930-1941 гг.
- Вопрос 66. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период вов.
- Вопрос 67. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945-1953 гг.
- Вопрос 68. Развитие права 1953-начала 60-х гг.
- Вопрос 69. Конституция ссср 1977 г.
- Вопрос 70. Общесоюзное и российское право в 70-80-е гг. 20 века.
- Вопрос 71. Развал ссср и образование снг в 1990-1991 гг.