logo
Ответы по ИОГП

3.Организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.

В некоторых изданиях военная реформа 20-х годов определяется как "преобразование в области военного строительства в СССР в целях укрепления Вооруженных Сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны".

В начале 20-х годов назрела необходимость проведения военной реформы.

Военно-политические, экономические и социальные условия, как внутреннего, так и международного характера, диктовали необходимость значительного сокращения Вооруженных Сил Советской Республики и приведения их организационно-штатной структуры в соответствие с оборонным характером военной политики и экономическими возможностями страны.

Проведенная в 1924 г. проверка состояния дел в военной сфере выявила ряд существенных недостатков. Вывод проверочной комиссии был однозначен: «В настоящем своем виде Красная Армия небоеспособна».

В мае 1924 г. ХIII съезд РКП(б) утвердил предложенные комиссией мероприятия в военной области.

Основные направления военной реформы сводились:

- к реорганизации и укреплению аппарата управления,

-введению смешанной системы комплектования Вооруженных Сил (сочетанию кадровых и территориально-милиционных формирований),

-перестройке системы подготовки военных кадров, введению единоначалия, укреплению воспитательной работы среди личного состава.

Создание территориально-милиционных формирований началось ещё в августе 1923 г. Смешанный принцип комплектования юридически был закреплен в законе об обязательной военной службе, который предусматривал прохождение службы призываемых в армию в кадровых или территориально-милиционных частях.

Военная подготовка при территориально-милиционной системе складывалась из допризывной подготовки, военного обучения граждан призывного возраста, кратковременных учебных сборов в территориальных частях, к которым призывники были приписаны; большое внимание уделялось междусборовой работе и вневойсковому обучению.

Реорганизация Красной Армии дала определенные положительные результаты. Территориально-милиционная система позволила сохранить большое количество воинских соединений с сокращенными органами управления в качестве ядра для развертывания их в военное время.

Отрицательной стороной этого процесса являлось то, что расположение территориальных дивизий определялось, как правило, принципом районирования. Поэтому в случае войны, учитывая огромное пространство СССР и недостаточную сеть железных дорог, сосредоточение этих частей на том или ином театре военных действий представляло одну из трудных проблем для мобилизационного развертывания.

Другим недостатком этой системы являлось то, что она, будучи основанной на проведении коротких сборов, не могла обеспечить должное сплочение частей и изучение личным составом сложной техники.

Одновременно с внедрением в Советские Вооруженные Силы территориально-милиционных формирований развивалось и национальное строительство. Политическое руководство планировало проводить его в двух формах:

а) это создание однонациональных частей и соединений, которое осуществлялось народами СССР, уже имевшими собственные национальные кадры (Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Татарии).

б) создание частей со смешанным национальным составом, применявшееся в отношении тех наций, которые при царском режиме вообще не допускались в армию и не несли воинской службы. В данном случае считалось целесообразным вначале создавать военные школы и небольшие опытно-показательные подразделения, а затем на их базе национальные части.

Появление национальных формирований в определенной мере повышало мобилизационные возможности страны, способствовало укреплению дружбы между народами СССР.

Одной из главных задач военной реформы являлась перестройка системы подготовки военных кадров. В этом отношении стояли две задачи:

- во-первых, повысить общий уровень знаний комсостава, усилить его военную и политическую подготовку;

- во-вторых, наладить систему подготовки нового командного состава с целью нормального пополнения армии высококвалифицированными командными кадрами.

Особое внимание было уделено вузовской подготовке. В первую очередь количество вузов стало соответствовать реальным потребностям армии, были пересмотрены методы обучения, а также проделана большая работа по обновлению и укреплению командного и преподавательского состава военно-учебных заведений.

Возникли предпосылки для введения единоначалия. В июне 1924 г. Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление о введении единоначалия и установило 2 его формы:

а) оперативно-строевые и административно-хозяйственные функции были в ведении командира, а проведение партийно-политической работы оставалось за комиссаром;

б) функции командира и комиссара совмещались в одном лице. Командир в таком случае назывался "Командир-военный комиссар". В этих условиях должность комиссара упразднялась и утверждалась должность помощника командира по политической части.

Введение единоначалия в Красной Армии способствовало росту авторитета командного состава, содействовало установлению единства учебно-строевого и политического руководства. В целом сосредоточение власти в руках командиров повысило боеспособность Красной Армии и упорядочило управление войсками.

В процессе военной реформы были созданы новые воинские уставы и наставления, отразившие основные изменения, происшедшие в Вооруженных Силах. Обусловлено было это тем, что в начале 20-х годов боевая подготовка войск проводилась без единого плана, неорганизованно.

Введение единых планов боевой подготовки, разработка и внедрение новых инструкций, руководств и уставов способствовали усовершенствованию уровня обороноспособности страны.