Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
Первые реформы.
Изменения в госуд. аппарате.
Временное правительство было сформировано 3 марта 1917 г. Однако правительственные кризисы привели затем к переформированию его состава:
-первое коалиционное правительство было образовано 5 мая,
-второе — 24 июля,
-третье — 25 сентября 1917 г.
За время своей деятельности Временное правительство включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств:
-Министерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования),
-Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Министерства земледелия,
-Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.
Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура). При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с тем сохранились особые совещания (кроме Совещания по продовольствию).
Были образованы новые органы:
-Экономическое совещание,
-Юридическое совещание,
Совещание по реформе местного самоуправления, целью которых стала выработка основ управления новой социально-экономической системой страны.
В составе Сената упразднялись Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.
В марте была объявлена полная амнистия, отменялась смертная казнь, национальные и вероисповедальные ограничения. Отменялись все нарушения финляндской конституции, предполагалось созвать Сейм, на котором будут обсуждены основные законоположения и конституция Финляндии. Провозглашалась полная независимость Польши, которая оставалась связанной с Россией лишь ≪свободным военным союзом≫. Санкционировать эти решения должно было Учредительное собрание. Предполагалось значительное расширение административнойавтономии Литвы и Украины.
В самой России на местах власть губернаторов переходила к председателям губернских и уездных управ. Однообразных директив и установлений не существовало, создавались многочисленные комитеты и советы из представителей разных общественных групп. В деле строительства органов местного самоуправления осуществлялось самое широкое многообразие.
В августе 1917 г. вместо Синода создается Министерство по делам вероисповеданий, действующее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного на церковном Соборе в августе).
Экономика.
Для выработки “общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни“ создаются (положение об этих органах было принято в июне 1917 г.)
1.Экономический Совет. В состав Совета входили представители министерств, общественных и научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министров, назначаемых правительством. Особые совещания и комитеты были обязаны руководствоваться постановлениями Совета.
2. Главный экономический комитет под председательством Львова (из тридцати шести мест девять в нем отводилось профсоюзам).
Функциями Комитета являлись: руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласование мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы.
Юридическое совещание.
Для координации законотворческой деятельности министерств Временное правительство сформировало Юридическое совещание.
При Юридическом совещании действовала Особая комиссия по составлению проекта Основных государственных законов (под председательством Н.И. Лазаревского и В.М. Гессена), работавшая над проектом конституции.
В России предполагалось учредить президентскую республику с двухпалатным парламентом. Комиссия работала во второй половине октября. (После октябрьской революции члены Комиссии дорабатывали проект Конституции Российского государства уже в Париже в 1919 г.)
Земства и местное упарвление.
В мае 1917 г. принимается новое “Временное положение о земских учреждениях“. Компетенция земских органов самоуправления значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 г.
Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущества.
Исполнительным органом земств становится милиция.
Органами власти на местах были уездные земские собрания. составляемые на три года из гласных от сельских местностей и городов. Снимался возрастной ценз, от выборов устранялись военнослужащие.
Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями.
Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи, устранения дороговизны.
Представителями власти на местах были комиссары Временного правительства, под их контролем действовали волостные комитеты. Действовавшие на местах различные комитеты общественности были призваны противодействовать Советам.
Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум.
Положение о "Всероссийском Земском Союзе" было принято в июне 1917 г. Его деятельность заключалась в осуществлении мероприятий, вызванных потребностями общеземского характера, войной и ее последствиями. Для решения этих проблем Союз создает фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия.
Союзу предоставлялись права по приобретению имуществ, вступления в договоры, иски и обязательства. Он оперировал средствами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого Союза.
Его органами были: собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия.
В мае 1917 г. был принят закон "О волостном земстве", упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались обязанности, ранее лежавшие на волостных правлениях и волостных старшинах. Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты.
В компетенцию волостного земства вошли следующие вопросы: о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж труда.
Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно.
В компетенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности.
Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимостей, установленные волостным земством сборы, договоры и займы.
Судебная реформа.
В ходе революции была расширена компетенция мировых судов. (Судебная система того периода включала окружные суды, судебные палаты, в которых был ликвидирован институт сословных представителей, мировых судей и их съезды). Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях.
В мае и июне 1917 г. принимаются акты, которыми устанавливались новые цензы для судей: для мировых — среднее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окружных судей — высшее образование и определенный стаж работы в госаппарате.
В самом начале революции (в марте) постановлением правительства и по инициативе Петроградского Совета, стали учреждаться временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы упраздняются.
В мае принимается закон “О временном устройстве местного суда“, включивший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, утверждался их список мировым съездом.
В мае 1917 г. в стране возрождается система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись административные отделения окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.
Милиция.
В апреле 1917 г. вместо полиции учреждается милиция, на которую возлагались функции по охране общественного порядка, гражданской свободы, содействию органам власти. Кроме того, на милицию были возложены дополнительные задачи по содействию органам судебного ведомства и военным органам.
Отчитывалась милиция перед уездными земскими и городскими управами, а через них перед думами.
В Петрограде в июле создается Управление уголовного розыска, подчиненное прокурору окружного суда и контролируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознание осуществлялись в рамках систем общего суда и местного самоуправления с целью усиления за ними контроля общественности и представительных органов.
В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение конфликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продовольственные комитеты.
Земельные органы.
Земельные комитеты на губернском, уездном, волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Цель, которая была поставлена перед ними — подготовка земельной реформы для ее окончательного утверждения на Учредительном Собрании.
Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировыми съездами и состояли из членов уездных или волостных земельных комитетов, окружных судов, представителей Министерства финансов и Министерства земледелия.
В задачи земельных комитетов входили: сбор сведений по земельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель, урегулирование земельных споров.
К компетенции Главного земельного комитета относились: обобщение данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных комитетов. В функции губернских и уездных комитетов — подготовка представлений о помехах на пути земельной реформы, ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйственным владением, разрешение споров о владении.
Уездные земельные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты — из представителей уездных комитетов, экономических отделов губернских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.
В состав Главного комитета входили: министр земледелия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского Совета крестьянских депутатов, временного комитета Государственной думы, Всероссийского Совета рабочих депутатов, Всероссийского Совета кооперативов, представителей политических партий и научных экономических обществ.
В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах и беспорядках.
Трудовые отношения.
Для разрешения конфликтов на промышленных предприятиях в августе 1917 г. создавались примирительные камеры в территориальных районах или отраслях промышленности. Второй инстанцией для решения этих споров стали третейские суды. Еще в апреле был создан институт комиссаров труда, возглавлявших трудовые округа из нескольких губерний. В их ведении находились биржи труда, закон о которых был принят в августе.
В апреле же специальным постановлением были закреплены функции фабрично-заводских, комитетов, создававшихся явочным порядком на местах. В августе законодательно закрепляется порядок найма рабочей силы, хозяевам предприятий предоставляется право проводить локауты (увольнение бастующих рабочих).
- Ответы на экзамен по иогп
- Вопрос 1.Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права в России
- Вопрос 2. Государственный строй Киевской Руси.
- Вопрос 3. Категория населения в Киевской Руси, их правовое положение.
- Вопрос 4. Правовая система Древнерусского государства. Источник права. Происхождение, списки, редакции Русской Правды.
- Вопрос 5. Форма собственности, обязательства, права наследования в Древнерусском государстве.
- Вопрос 6. Понятие преступления, виды преступлений и наказаний в Древнерусском государстве.
- Вопрос 7. Характеристика судебного процесса и система судебных органов в Древнерусском государстве.
- Вопрос 8. Государственно-политическая структура Руси в период феодальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
- Вопрос 9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
- Вопрос 10. Понятие преступления и система наказания, суд и процесс по Псковкой судной грамоте.
- Вопрос 11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
- Общественный строй Московского государства
- Государственный строй Московской Руси
- Вопрос 12. Форма собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства ( по Судебнику 1497 г.)
- Вопрос 13. Уголовное право, суд и процесс по Судебнику 1497 и 1550 гг.
- Вопрос 14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
- Вопрос 15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
- Общественный строй Московского государства
- Вопрос 16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
- Вопрос 17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
- 1. Физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления),
- Вопрос 18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
- Вопрос 19. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
- Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1.
- 3. Реформы местного и городского управления
- Вопрос 21. Сословные реформы Петра 1 (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
- Вопрос 22. Судебные и прокурорские органы России в 18 веке. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.)
- Вопрос 23. Право собственности, обязательства, право наследования в 18 веке.
- Вопрос 24. Изменения в общественном строе России во второй половине 18 веке. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
- Вопрос 25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
- Вопрос 26. Государственный строй России в первой половине 19 веке. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
- Вопрос 27. Изменения в правовом положении населения России в первой полови 19 века. Законы о состояниях.
- Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
- Вопрос 29. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
- Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г
- Проведение реформы.
- Вопрос 31. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г . Их роль в становлении местного самоуправления.
- Вопрос 32. Военная реформа 1864-1874 г.
- Вопрос 33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по судебной реформе 1864 г.)
- Вопрос 34. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.)
- Вопрос 35. Контрреформы 1880-1890 г.
- 1. Чрезвычайные меры правительства.
- Вопрос 36. Социальные изменения в начале 20 века. Аграрная реформа п.А. Столыпина.
- Вопрос 37. Государственная Дума и Государственный совет в начале 20 века. (порядок выборов, структура, функции).
- Вопрос 38. Изменения в государственном строе России в 1905-1907 г. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
- Вопрос 39. Третьеиньский государственный переворот: суть и значения.
- Вопрос 40. Милитаризация государственного аппарата в годы первой мировой войны. Особые совещания, «земгор», военно-промышленные комитеты.
- Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
- Вопрос 42. Высшие органы власти и управления в октябре 1917-1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
- Вопрос 43. Перестройка государственного аппарата в годы гражданкой войны.
- Вопрос 44. Конституция рсфср 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности).
- Вопрос 45. Создание основ гражданского права в 1917-1920 гг.
- Вопрос 46. Создание основ семейного права в 1917-1918гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
- Вопрос 47. Развитие трудового права в 1917-1920 г.
- Вопрос 48. Создание основ земельного права в 1917-1918 гг.
- Вопрос 49. Развитие уголовного права в 1917-1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
- Вопрос 50. Создание судебных органов в1917-1920 гг. Декреты о суде.
- Вопрос 51. Перестройка государственного аппарата в 1921-1929 гг. Реорганизация управления народным хозяйством.
- Вопрос 52. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
- Вопрос 53. Военная реформа 1924- 1925 гг.
- 1.Улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава,
- 2.Создание новой системы комплектования Вооруженных Сил,
- 3.Организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.
- Вопрос 54. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г. Её основные положения и структурные особенности.
- Вопрос 55. Развитие гражданского права в 1921-1929 гг. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
- Вопрос 56. Развитие трудового права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о труде рсфср 1922 г.
- Вопрос 57. Развитие уголовного права в 1921-1921 гг. Уголовные кодексы рсфср 1922 г и 1926 г.
- Вопрос 58. Развитие семейного права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.
- Вопрос 59. Развитие земельного права в 1921-1929 гг. Земельный кодекс рсфср 1922 гг.
- Вопрос 60. Гражданский процессуальный и Уголовно- процессуальный кодексы рсфср 1923 гг.
- Вопрос 61. Конституция ссср 1936 г: структура и особенности.
- Вопрос 62. Уголовное право и процесс в 1930-1940 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
- Вопрос 63. Развитие трудового права в 1930 -1941 гг.
- Вопрос 64. Развитие гражданского права в 1930-1941 гг.
- §6. Право
- Вопрос 65. Развитие земельного и колхозного права в 1930-1941 гг.
- Вопрос 66. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период вов.
- Вопрос 67. Изменения в государственном аппарате и праве в 1945-1953 гг.
- Вопрос 68. Развитие права 1953-начала 60-х гг.
- Вопрос 69. Конституция ссср 1977 г.
- Вопрос 70. Общесоюзное и российское право в 70-80-е гг. 20 века.
- Вопрос 71. Развал ссср и образование снг в 1990-1991 гг.