Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.
Способность потребления и спроса изменяться в определенных рамках под влиянием экономических факторов носит название эластичности потребления и спроса. Эластичность спроса и предложения необходима для составления проектов экономического развития и экономических прогнозов
Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цен.
Под эластичностью предложения следует понимать относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже.
Существуют следующие виды эластичности спроса:
эластичный спрос считается таковым, если при незначительных повышениях цен существенно возрастает объем продаж;
спрос единичной эластичности. Когда 17 %-ное изменение цены вызывает 1 %-ное изменение спроса на товар;
неэластичный спрос. Проявляется в том, что при существенных изменениях цены объем продаж изменяется незначительно;
бесконечно эластичный спрос. Имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар;
совершенно неэластичный спрос. Когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.
Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар – товар относится к категории «низших». В основной своей массе потребительские товары относятся к категории нормальных
Эластичность предложения - чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.
На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если имеются резервы, то в краткосрочном периоде предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично.
Существуют следующие виды эластичности предложения:
эластичное предложение. 1 %-ное увеличение цены вызывает значительное увеличение предложения товаров;
предложение единичной эластичности. 1 %-ное увеличение цены ведет к 1 %-ному увеличению предложения товаров на рынке;
неэластичное предложение. Увеличение цены не оказывает влияния на количество товаров, предлагаемых к продаже;
эластичность предложения в мгновенный период (т. е. период времени малый, и производители не успевают отреагировать на изменения) – предложение фиксировано;
эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей) – предложение наиболее эластично.
- Экономика как объект изучения. Потребности и их виды. Блага. Классификация факторов производства.
- Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора. Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей.
- Развитие предмета и основные этапы развития экономической теории. Современный школы и направление экономической науки.
- Предмет и методы экономической науки. Ее функции, категории, законы. Взаимодействие экономики и права.
- Понятия и центральные проблемы экономической системы. Способы решения экономических проблем.
- Сравнительный анализ типов экономических систем. Собственность и ее роль в экономической жизни общества.
- Рынок: сущность, возникновение. Субъекты рыночного хозяйства и их функции.
- Закон и кривая спроса. Факторы, влияющие на объем спроса. Эффект замещения и эффект дохода
- Закон и кривая предложения. Факторы, влияющие на объем предложения.
- Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
- Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- Производственная функция. Эффект масштаба. Теория предельной производительности.
- Издержки производства и их виды. Доход(выручка) и прибыль фирмы. Виды и функции прибыли.
- Рынок совершенной конкуренции: понятие, признаки. Поведение фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие совершенно конкурентной фирмы.