logo
экономика экзамен шпоргалка

Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.

Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

Способность потребления и спроса изменяться в определенных рамках под влиянием экономических факторов носит название эластичности потребления и спроса. Эластичность спроса и предложения необходима для составления проектов экономического развития и экономических прогнозов

Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цен.

Под эластичностью предложения следует понимать относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже.

Существуют следующие виды эластичности спроса:

эластичный спрос считается таковым, если при незначительных повышениях цен существенно возрастает объем продаж;

спрос единичной эластичности. Когда 17 %-ное изменение цены вызывает 1 %-ное изменение спроса на товар;

неэластичный спрос. Проявляется в том, что при существенных изменениях цены объем продаж изменяется незначительно;

бесконечно эластичный спрос. Имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар;

совершенно неэластичный спрос. Когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар – товар относится к категории «низших». В основной своей массе потребительские товары относятся к категории нормальных

Эластичность предложения - чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.

На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если имеются резервы, то в краткосрочном периоде предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично.

Существуют следующие виды эластичности предложения:

эластичное предложение. 1 %-ное увеличение цены вызывает значительное увеличение предложения товаров;

предложение единичной эластичности. 1 %-ное увеличение цены ведет к 1 %-ному увеличению предложения товаров на рынке;

неэластичное предложение. Увеличение цены не оказывает влияния на количество товаров, предлагаемых к продаже;

эластичность предложения в мгновенный период (т. е. период времени малый, и производители не успевают отреагировать на изменения) – предложение фиксировано;

эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей) – предложение наиболее эластично.