Рынок: сущность, возникновение. Субъекты рыночного хозяйства и их функции.
Самое простое определение рынка – это совокупность спроса и предложения. Это определение не выражает социально-экономической сущности рынка.
Второе определение, которое дают экономисты – рынок – это форма экономических отношений между субъектами экономики, реализуемых через куплю-продажу товаров и услуг и регулируемых законами спроса и предложения. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что, во-первых, рынок – это сфера экономических отношений между субъектами экономики. Во-вторых, рынок – не только столкновение спроса и предложения, но это отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.
Основные условия для функционирования рынка:
1. Наличие правой основы, которая гарантирует экономическую свободу производителей и потребителей. Это свобода выбора формы производства, установления цен, экономических связей между производителями и потребителями и т.п.
2. Экономическое обособление субъектов рыночного хозяйства. Это значит, что сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать, то есть здесь закладываются правила игры.
3. Ценообразование на основе законов спроса и предложения.
4. Наличие рыночной инфраструктуры: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, развитие финансового рынка, развитие бирж и т.п.
5. Государственная поддержка и защита субъектов экономики на внутреннем и внешнем рынке.
6. Величина трансакционных издержек. Это издержки, не связанные с основным производством. (Это разрешения санэпидемстанции, плата за лицензию, дань рэкетирам и т.п.) Если эти издержки будут больше, чем доход, то следует ли заниматься производством. То есть эти издержки определяют и границы рынка.
Субъекты рыночной экономики
В экономической литературе выделяются следующие хозяйствующие субъекты: домохозяйство, фирмы и государство.
Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц. К нему относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупного и мелкого капиталов, земли, средств производства. Они самостоятельно принимают решение о производстве товаров, услуг и т.п.;
- собственник какого-либо фактора производства;
- стремится к удовлетворению своих потребностей;
- стремится к максимальной прибыли;
- стремится произвести полезность в рамках имеющихся ресурсов.
Фирма – экономическая единица
- самостоятельно принимает решение о соединении факторов производства
- стремится к максимальной прибыли
- рационально использует факторы производства
- производит продукт для продажи другим фирмам, домохозяйству или государству
Под государством понимаются все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть, при необходимости осуществляют контроль над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Домохозяйство и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимосвязаны на рынке товаров, продуктов, услуг, на рынке факторов производства, финансовом рынке. Это взаимосвязанный «поток» расходов и доходов национальной экономики. Экономические связи этих субъектов образуют простейший рыночный механизм.
8/ Структуры и функции рынка. Рыночный механизм и его основные элементы. В любой рыночной экономике рынок выполняет следующие функции.
коммуникационная функция – связующая между спросом, предложением, ценой и конкуренцией.
функция рынка – информационная – рынок через механизм цен информирует производителя, что производить, по каким ценам, сколько продавать. Информирует о процентных ставках кредит; информирует об общественно необходимых затратах труда на производство продукции. Можно сравнить эту функцию рынка с гигантским компьютером, где выдаются, обобщаются данные по всему хозяйственному пространству.
функция рынка – ценообразующая. На рынке встречаются товары, услуги одного назначения, например, масло, мука, яблоки и т.п. Издержки на производство товара у каждого товаропроизводителя разные, то есть индивидуальные, но рынок признает только общественно-необходимые затраты труда, потому что только их оплачивает покупатель. Только на рынке формируется общественная стоимость товара (ее не может рассчитать ни один компьютер). Именно здесь устанавливается связь между стоимостью и ценой. Цена складывается на рынке.
функция рынка – стимулирующая (регулирующая). Эта функция указывает на то, что рынок немыслим без конкуренции. Она стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные издержки ниже общественных, то есть рынок стимулирует инновацию. Важная роль регулирования рынка – это связь между спросом и предложением, что влияет на цены. Если растут цены на товар, то товаропроизводитель будет расширять производство, а если падают – сокращать.
функция рынка – санирующая. Ее суть сводится к тому, что с рынка вытесняют тех производителей, у которых индивидуальные издержки выше общественных, что уменьшает их прибыль, порой приводит к разорению. Рынок разоряет тех производителей, которые не интересуются и не занимаются собственными издержками производства. И, наоборот, для тех товаропроизводителей, у которых издержки ниже общественных дает «зеленый свет». Они более предприимчивы.
- Экономика как объект изучения. Потребности и их виды. Блага. Классификация факторов производства.
- Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора. Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей.
- Развитие предмета и основные этапы развития экономической теории. Современный школы и направление экономической науки.
- Предмет и методы экономической науки. Ее функции, категории, законы. Взаимодействие экономики и права.
- Понятия и центральные проблемы экономической системы. Способы решения экономических проблем.
- Сравнительный анализ типов экономических систем. Собственность и ее роль в экономической жизни общества.
- Рынок: сущность, возникновение. Субъекты рыночного хозяйства и их функции.
- Закон и кривая спроса. Факторы, влияющие на объем спроса. Эффект замещения и эффект дохода
- Закон и кривая предложения. Факторы, влияющие на объем предложения.
- Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.
- Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- Производственная функция. Эффект масштаба. Теория предельной производительности.
- Издержки производства и их виды. Доход(выручка) и прибыль фирмы. Виды и функции прибыли.
- Рынок совершенной конкуренции: понятие, признаки. Поведение фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие совершенно конкурентной фирмы.